5 актрис, ставших воплощениями русской женщины и девушки в СССР
На советских экранах ни разу не появлялись фильмы с русской женщиной в главной и ведущей роли, в которой она бы играла свою судьбу.
Каждую актрису утверждали на роль только из-за её внешности. Ведь от неё требовалось только соответствовать представлению одушевлённого образа русской земли или обобщённого образа русских женщин.
Наталья Петрова, фильм «Руслан и Людмила»
Поиски исполнительницы главной женской роли в фильме «Руслан и Людмила» были долгими. Хотя изначально предполагалась кандидатура Антонины Пилюс, игравшей Хари в фильме Тарковского «Солярис», но ассистентка режиссёра Птушко, которой была его дочь, не желала сдаваться. И после долгих поисков всё-таки нашла девушку с идеальной на её взгляд внешностью. Удача улыбнулась ей в буквальном смысле на улице, когда она случайно увидела учащуюся Московского института иностранных языков — Наталью Петрову. Сред сверстниц она отличалась удивительно нежными чертами лица.
В данном случае режиссёр не особо беспокоился об актёрском опыте исполнительницы, ведь он был больше всего заинтересован в создании картинки, для чего ему требовались яркие и читаемые образы как действующих лиц, так и панорамные и предметные. Есть подозрение, что экранизируя произведение Пушкина, Птушко хотел незаметно для начальства создать своего рода фэнтези на славянский манер. Ведь если рассматривать подробно, то сюжет фильма довольно-таки сильно отличается от пушкинского оригинала.
И хотя из-за большой доли лубочности, работы над картинкой, а не над характерами героев и сюжетом, фильм получил довольно много критики, но зрители оценили работу актёров и съёмочной группы и народом фильм был принят довольно тепло.
Отдельной находкой для фильма оказался Владимир Фёдоров, который по профессии был обычным физиком. В кино-индустрию он попал тоже благодаря внешности, по задумке режиссёра взять на роль Черномора настоящего карлика было самым выигрышным вариантом. Позже оказалось, что у Фёдорова есть отличные актёрские задатки, и он его карьера в кино пошла наверх.
Сама же исполнительница главной женской роли после «Руслана и Людмилы» снялась только в одном фильме - «Место встречи изменить нельзя», где появилась только в одной сцене: в ресторане «Астория» она танцует с Фоксом, который позже выбрасывает её в окно.
Личная жизнь у неё сложилась довольно хорошо, она была замужем за иранским предпринимателем и долгое время прожила в загранице. После кончины супруга поменяла фамилию на девичью и открыла свой бизнес в Москве. Хотя больше всего она проживает в Швейцарии. Среди актёров и музыкальных кругов она известна как исполнительница роли Людмилы и как человек, лично знакомый с Владимиром Высоцким. Этому поспособствовал её супруг. Именно благодаря уговорам Высоцкого она и снялась в фильме «Место встречи изменить нельзя».
Наталья Седых, фильм «Морозко»
Экранизация такой всем известной сказки вызывала два вида эмоций: одни её любили, других она раздражала. Вторую эмоцию вызывал характер Настеньки, потому что несмотря на положительность героини, пример детям она подавала в корне расходящийся с идеями воспитания советских детей. Можно было бы предположить, что девушки должны быть похожими на Настеньку, а не на Марфушу. Да Марфуша была грубая, жадная и тщеславная, но многие не видели достоинств в том, что Настенька слишком покорна. Ведь дальнейшее развитие сюжета противоречило реальной жизни: подобные слишком мягкие люди не получали ничего, в то время как сказка рассказывает о внезапно свалившемся на голову богатстве и красивом муже. В реальности так не может быть.
Потому некоторые сцены Настенькиной активной позиции словно глоток свежего воздуха — не всему покорна эта тихая девушка.
В фильм она попала благодаря очень тихому, какому-то робкому, почти детскому голосу, и по детски наивному выражению лица, чем не могли похвастаться остальные претендентки — яркие, румяные девушки с голубыми глазами и русыми волосами. Изначально шестнадцатилетняя Наталья училась в танцевальном училище, и этот фильм оказался первым для неё. Но особого развития её карьера в кино не получила, она не могла совмещать обучение танцам со съёмками и потому смогла сняться всего в нескольких малоизвестных фильмах. А после и вовсе полностью переключилась на танцы. Окончив Московское хореографическое училище, поступила в балетную труппу Большого театра, где смогла стать солисткой труппы. А после завершения балетной карьеры стала работать в театре «У Никитинских ворот», где оказалось, что у неё очень хороший актёрский талант. В театре она играла 16 лет, до 2006 года. Также в её жизни был десятилетний брак с композитором Виктором Лебедевым, написавшим музыку для многих советских фильмов.
Евгения Филонова, фильм «Снегурочка»
В то время, когда создавалось произведение «Снегурочка», наука считала, что берендеи относятся к славянским племенам. Потому и имена, и внешность у них должны быть славянские. Потому в и в фильме все образы имеют славянскую внешность и выдуманные имена со славянским уклоном. Сейчас уже стало известно, что берендеи всё же были тюрками, просто давшими вассальную клятву древнерусским князьям.
Для роли Снегурочки Евгения Филонова подходила лучше всех остальных кандидаток. Большую роль в выборе режиссёра играл цветотип девушки. Для созданной из снега и льда Снегурочки он подходил очень точно: светлые глаза, тонкая и светлая кожа, выбеленные волосы, да ещё на фоне тонких европейских черт лица давали именно такой эффект, какой был нужен.
После выхода фильма Филонова попала в список известнейших русских красавиц, которые могут играть роль воплощения Руси. Но несмотря на такой яркий и сильный старт, карьере в кино помешал её характер и семейные обстоятельства. Евгения вышла замуж за несостоятельного актёра, у них родилась дочь, и без сторонней помощи они жили очень бедно. А из-за скромности и стыдливости Евгения отказывалась идти на пробы в бедной одежде, а поскольку ничего в их жизни не менялось, то через некоторое время на пробы её уже больше не приглашали.
Свой актёрский талант она использовала на детских праздниках, работа ей нравилась. Обычно ей предлагали роль Снегурочки, но актриса не отказывалась и от Бабы Яги. Иногда она появлялась в массовке и на мелких ролях в театре имени Гоголя.
К сожалению жизнь Евгении Филоновой прервалась неожиданно и трагично, как и у сказочной Снегурочки. В сорокалетнем возрасте у неё обнаружили рак, была сделана операция, но время было упущено, и актриса очень быстро угасла.
Алла Ларионова, фильм «Садко»
Ещё один очень успешный фильм Птушко имел успех не только в Советском союзе, но и за рубежом. В Соединённых Штатах по его мотивам был снят также ставший популярным фильм о похождениях Синдбада-Морехода. А Птушко в который раз решил под видом экранизации классики снять очередное красивое и красочное фэнтези.
Самым сложным моментом подбора актёров был поиск женщины на роль Любавы, возлюбленной Садко. По задумке режиссёра главное в Любаве — это внешность, ведь она должна олицетворять красоту родины, и пояснять почему главный герой предпочитает родину чужбине.
Алла Ларионова в то время ещё только училась на втором курсе. И сначала ассистенты, нашедшие её, уговаривали её прийти на пробы, а потом Птушко, заявивший, что другой Любавы ему не надо, уламывал её наставника — Герасимова — на разрешение ей сниматься. Ведь учащимся было запрещено принимать участие в съёмках до окончания учёбы.
«Садко» имел оглушительный успех на Венецианском фестивале, а Аллу Ларионову стали приглашать на съёмки на западе. Достоверно не известно, или актриса сама не хотела уезжать, или ей запретили это делать чиновники, но от всех заграничных предложений она отказывалась. И хотя ей возможности оказались ограничены только советским экраном, это вовсе не помешало ей стать очень знаменитой.
И в отличие от многих знаменитостей, вынужденных играть одно и то же амплуа, типажи и личности её ролей имели очень большой разброс: пионервожатая, графиня, фронтовая корреспондентка и даже дореволюционная помещица. Личная жизнь сложилась тоже хорошо, Ларионова вышла замуж за кинозвезду того времени Николая Рыбникова. К сожалению, уже в девяностые годы она почти не снималась.
Людмила Целиковская, фильм «Иван Грозный»
Этот фильм можно назвать легендарным по многим параметрам. Актёрский состав был из одних легенд советского экрана. Роль царицы Анастасии играла Людмил Целиковская, которая на тот момент была предметом воздыханий большей части советских мужчин, ведь перед «Иваном Грозным» в её фильмографии стоит фильм «Воздушный извозчик».
Показать любящую жену с мягким характером ей удалось на отлично, хотя и далось большим трудом. Для придания искристости взгляду, при съёмках луч света направляли актрисе прямо в глаза, это было жестоко, но только так получался нужный эффект.
Актриса была очень разочарована, когда после выхода фильма, всем актёрам была присвоена Сталинская премия, одна она осталась ни с чем. По мнению Стали царица не может быть такой, потому её он и обошёл вниманием. Хотя именно она во время съёмок потеряла больше всех: часть зрения и лишилась работы в театре Вахтангова. Режиссёр Эйзенштейн приложил все усилия для восстановления её в театре, но вопрос с премией был вне его компетенции.
К слову сказать образ царицы Анастасии был для Целиковской не привычным, ведь обычно она играла женщин сильных, с сильным характером, которые могли за себя постоять и сами боролись за своё счастье.
Но после «Ивана Грозного» карьера актрисы пошла на спад. Основной причиной стало пострадавшее зрение, Людмила всё хуже видела, крупные роли играть уже не могла и плохо ориентировалась на съёмочной площадке. Но сдаваться было не в её характере, и чтобы как-то проявить себя, в пределах своих возможностей она помогала своему гражданскому мужу, которым был театральный режиссёр Юрий Любимов, а когда дела заканчивались, то вспоминала о каком-либо из многочисленных хобби.