Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

Топ-15 православных поверий

Религиозные учения, не признающие ничего, кроме веры в Христа, в повседневности переплетаются с церковными суевериями.

Несовместимые вещи, на первый взгляд, объясняются непростыми отношениями человека и Бога.

Поверья, связанные с Церковью и церковными праздниками

  • Работа по воскресеньям причисляется к греху. На практике не у каждого выходной совпадает с официальными нерабочими днями, но так как послушание и труд – не грех, заниматься домашними делами в последний день недели не запрещается.
  • Если покрестишься левой рукой, накликаешь несчастье. Стойкое убеждение, что креститься можно только правой кистью, привело к тому, что инвалид был гневно осужден церковными бабушками за то, что крестился левой рукой. При этом забылось, что главное – верить душой, и Бог примет каждое обращение к нему.
  • Освещенные продукты не должны касаться земли. Нередко на Пасху дети набирают пакеты с подарками. Яйца, конфеты, куличи – все это, по обычаю, освящается. Мнение, что благословленные продукты потеряют благодать после того, как коснуться земли, ошибочно. Благой дух никуда не исчезает, он остается в душе человека.
  • Запрет на яблоки до Яблочного Спаса. Поверье бытует и по сей день. Имеет историческую основу. Отрубленная голова праведника Иоанна Предтечи вызывает стойкие ассоциации с яблоками и всем круглым. Яблочный Спас совпадает с праздником в честь Предтечи, поэтому поедание яблок до праздника причисляют к греху.
  • Запрет на посещение церкви женщинам в критические дни. Поверье настолько прочно обосновалась в умах, что до сих пор многие священнослужители придерживаются его. В писании Климента Римского прямо говорится, что на женщине нет в том вины.
  • Причастие повышает уровень гемоглобина. Суеверное мнение, не имеющее никакого обоснования и не связанное с процессом очищения души при принятии частицы Божьей.

Бытовые поверья

  • Собак в доме держать нельзя. От бабушек досталось мнение, согласно которому четвероногий друг считается нечистым животным. Заводить её в доме или квартире было нельзя. В действительности ни одно церковное писание не призывает к запрету на заведение животных. Комментируя поверье, патриарх Кирилл признался, что у него есть несколько собак, и никто никому не запрещает их заводить.
  • Зевать – собирать нечистых во рту. Поверье не рекомендует зевать, не прикрыв рот. Считается, что создается коридор для проникновения нечистой силы в человека. Забывается, что неверному духу не нужны никакие особые пути для проникновения в сердце человека; стойкость и вера православного верующего и так не запустят никого во внутренний мир. Прикрывать рот во время зевания перешло в правило этикета воспитанного человека.
  • Запрет на использование документов с идентификационными номерами. Бумаги официального назначения, имеющие серийный номер, негативно воспринимаются прихожанами и священниками. Они считают, что это порождает «бесовскую силу» и недопустимо для православия.
  • Читать религиозные книги нерусского происхождения нельзя. Запрет основывается на том, что иноязычные издания «несут ересь».
  • При нахождении в доме покойника следует все отражающие предметы завесить. Суждение имеет обоснование: через зеркала души могут перемещаться между мирами. Поверье актуально и обязательно для применения.
  • Пройти под лестницей – обидеть Бога; примета основана на мнении, что ступени, стена и пол образуют триединство, и, проходя под ними, разрушается Троица.
  • Рассыпать соль – к скандалу и беде. Суеверный страх доводит до того, что продукт крестят, нашептывают заговоры, посыпают сахаром. Поверье зародилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом, поэтому рассыпать её было расточительно.
  • Беременным нельзя быть на кладбище. Поверье основано на том, что женщина, испытывая сильные переживания, может преждевременно родить.
  • После покойника помыть пол – простятся 40 грехов. Поверье имеет практическое значение, ведь влажная уборка нужна обязательно, и не только в особых случаях.

Многие поверья настолько укоренились в сознании человека, что считаются незыблемой истиной. При этом священники относят поверья и суеверия к «суетной вере», переворачивающей знания православного писания.

Полная версия