Одни актеры попадают на сцену и на экран чуть ли не с детства, другим приходится долго ждать благосклонности изменчивой Фортуны.
Второй случай — о народном артисте СССР Анатолии Папанове. Роль комбрига Серпилина в фильме «Живые и мертвые», прославившая его на всю страну, нашла Папанова уже зрелым человеком — ему было больше 40 лет.
А потом роли посыпались, как из рога изобилия, будто и не было годов творческого простоя. Вот уже больше 30 лет как Папанова с нами нет, а фильмы с его участием постоянно хочется пересматривать. Просто потому, что таких артистов больше нет — Папанов был единственным.
Жаркое лето 87-го...
То лето выдалось очень жарким, и 5 августа, вернувшись домой с работы — со съемок фильма «Холодное лето пятьдесят третьего...» - Анатолий Дмитриевич решил принять душ. Горячую воду в доме отключили, пришлось встать под ледяные струи. И сердце немолодого фронтовика не выдержало резкого перепада температуры...
До конца жизни в душах вдовы и дочери Анатолия Папанова остался горький осадок: труппа Театра Сатиры, в котором он служил, в то время находился на гастролях в Риге, и почти никто из коллег не присутствовал на прощании с артистом. Можно было бы прервать гастроли — но художественный руководитель Валентин Плучек решил этого не делать.
Задело родных Папанова и то, что гроб с телом народного артиста был выставлен не в зрительном зале, как полагается по традиции, а в фойе театра. Конечно, это все можно понять — шел ремонт в зале, но... Все эти мелочи больно царапали и царапают до сих пор.
Зато зрителей, любивших Папанова и пришедших попрощаться с артистом, собралось очень много.
«Нет такого мужа, который хоть на час не мечтал бы стать холостяком»
Вокруг популярных актеров нередко циркулируют слухи о поклонницах и любовницах, при жизни и после смерти часто обнаруживаются внебрачные дети... Ничего этого не коснулось Анатолия Папанова и его семьи. Дочь артиста, Елена Папанова, артистка Театра им. М.Н. Ермоловой, вспоминает, что родители всегда нежно любили друг друга и не помышляли об изменах, хотя популярность Папанова просто зашкаливала: ему даже на загородной даче приходилось маскироваться, надевая черные очки и кепочку, чтобы не донимали поклонницы.
Он женился на Надежде Каратаевой 20 мая 1945 года, сразу после Победы. Супруги прожили вместе 42 года, и за все это время у Надежды Юрьевны ни разу не появилось повода к ревности.
Молодой фронтовик решил стать артистом
Пройдя войну, Папанов видел многое, и с фронта он вернулся после тяжелых ранений. У него не было двух пальцев на ноге — пришлось ампутировать в госпитале. И вот так, с палочкой, прихрамывая, молодой человек пришел поступать в ГИТИС. А там ему поставили условие: избавиться от хромоты. Папанову так хотелось стать артистом, что он взял себя в руки, много тренировался, и, наконец, от хромоты не осталось и следа.
Дочь артиста рассказывала в интервью, что у отца вообще была очень сильная воля. Например, в какой-то период, огорченный отсутствием ролей, он начал пить, и пил довольно много и долго. Однако позднее решил расстаться с этой привычкой, и расстался без труда, без всяких лекарств, гипноза и кодирования.
Любил стихи
Чтобы иметь возможность вывозить дочь за город, на свежий воздух, супруги приобрели дачу. Но ни садом, ни огородом они не занимались — оба артисты, оба постоянно заняты. К тому же огородничество Папанова совсем не привлекало: если уж появлялось свободное время, он предпочитал наслаждаться поэзией. Старался покупать все книги стихов, появлявшиеся в магазинах, и классиков, и современных поэтов, и с удовольствием читал стихи на творческих вечерах.
С Мироновым — друзья только на экране
Кстати, творческие встречи со зрителями обычно у них проходили «на двоих» с Андреем Мироновым. В первом отделении выходил Анатолий Папанов, читал зрителям серьезную прозу или стихи. После антракта появлялся улыбающийся, легкий Миронов — он давал вечеру другую тональность, так что два артиста отлично дополняли друг друга.
Зрители настолько привыкли видеть их повсюду вместе — и на встречах, и в фильмах, и в спектаклях, - что многие считали их большими друзьями. Однако это было не так: все ограничивалось просто хорошими отношениями.
Елена Папанова рассказывала, что вообще отец был достаточно закрытым человеком, все свои печали и радости он предпочитал делить только с женой Надеждой. В последние годы жизни, впрочем, он сдружился с драматургом Виктором Мережко, который был намного моложе Папанова, но хорошо понимал его.
Не играл фронтовиков — проживал их судьбу
Война оставила в душе Папанова тяжелый неизгладимый след. Он не любил о ней рассказывать, хотя, конечно, всегда отмечал День Победы. Его экранные фронтовики — комбриг Серпилин из «Живых и мертвых», Николай Дубинский из «Белорусского вокзала» — настоящие, не придуманные, не сыгранные, а прожитые артистом — так мог их сыграть лишь тот, кто сам закалился в огне войны.
Похоже, что всем сердцем прожил Анатолий Дмитриевич и судьбу своего последнего персонажа — Копалыча из «Холодного лета пятьдесят третьего...». Роль получилась пронзительной, невероятно трагической и проникновенной.
5 августа в доме Папановых — особый день. В узком семейном кругу близкие поминают ушедшего Анатолия Дмитриевича. Несколько лет назад в Смоленской области, на родине артиста, ему поставили памятник. А дочь Елена написала книгу об отце — весь тираж был раскуплен сразу же после появления в магазинах.