Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

5 фильмов о страданиях советских подростков, снятые Динарой Асановой

Что такое авторское кино? Об этом можно много рассуждать, а можно посмотреть несколько фильмов Динары Асановой — и все станет ясно.

Динара Асанова снимала «свое» кино, идущее против шаблонов, вопреки устоявшейся манере отражать советскую действительность.  4 апреля 1985 года сердце Динары Кулдашевны остановилось, не выдержав той боли, которую она пропускала через себя, снимая правдивые фильмы о мучениях, проблемах и бедах одиноких подростков.

Сегодня, к сожалению, о ее фильмах почти не говорят, их крайне редко показывают. Создается впечатление, что «неудобный» при жизни режиссер остался «неудобным» и в наше время. А может быть, все дело в том, что на фоне огромного множества развлекательных проектов, зрелищных блокбастеров и комедий фильмы Асановой, пронизанные щемящей грустью, состоящие в основном из разговоров и пауз между ними, кажутся серыми и депрессивными.

Но это не так! Ее картины на редкость достоверны. Они честно показывают, как жили, любили и страдали в СССР подростки — самая незащищенная часть населения. Те, кто однажды увидел ее фильмы, уже никогда их не забудут: они оставляют удивительную атмосферу в душе, одновременно печальную и светлую.

Динара Асанова была удивительным режиссером-воспитателем: если уж она находила ребенка для своего фильма, то продолжала с ним работать, общаться и дружить еще долго. А главным ее актером был собственный сын Анвар, которого она сняла в пяти фильмах.

«Не болит голова у дятла», 1975 г.

Семиклассник Сева Мухин (Муха) только и делает, что стучит на дурацких барабанах и  ссорится с родителями и соседями. А еще он влюблен в одноклассницу Иру. Все окружающие будто сговорились — обвиняют Муху во всех грехах, главный из которых — склочный характер. Тяжело ему живется. Хорошо, что есть верный друг Батон. И учительница — уставшая, очень сдержанная, но все понимающая.

В дебютном фильме Динары Асановой — много разговоров. Но все равно остается впечатление недосказанности. А финальная сцена, в которой Муха бежит за увозящим Иру поездом, пробивает до слез.

«Ключ без права передачи», 1976 г.

Десятый класс не доверяет учителям и не одобряют их поведение, - а учителя, в свою очередь, с подозрением относятся к ученикам, которые зачем-то собираются по вечерам в квартире своей классной руководительницы, пьют чай и ведут непонятно какие разговоры. Учительницу — единственную, которой дети доверяют, с которой говорят откровенно, - подозревают в создании «трактира» для учеников, в завоевании дешевой популярности. А оправдываться она не привыкла...

Пожалуй, «Ключ без права передачи» можно считать наиболее простым для понимания из всех работ Асановой. Впрочем, в нем сохранен ее стиль, ее взгляд на жизнь и на кино. Дети, как и во всех ее лентах, не играют, а живут в кадре. Создается впечатление, что зритель находится среди них.

«Что бы ты выбрал?», 1981 г.

Здесь отсутствует традиционное построение, нет сюжета в его классическом понимании. Третьеклассники изучают загадочную квартиру музыканта, в которой много музыкальных инструментов и других странных предметов, при этом постоянно разговаривают, высказывая свои мысли. Не только серьезные — это же дети, они просто болтают, обо всем и ни о чем. Через некоторое время зритель с удивлением понимает: они не только свои мысли озвучивают, они воспроизводят поведение окружающих их взрослых!

Собственно, фильм не повествует ни о каких событиях. Это, скорее, зарисовка — о жизни и мыслях третьеклассников. Очень серьезная, но в то же время лирическая.

«Пацаны», 1983 г.

 Этот фильм Асановой известен больше других. Его можно назвать самым тяжелым и заставляющим думать. Кадры больше похожи на документальные (впрочем, и документальная съемка там тоже есть). Главные герои - трудные подростки, которых собрал в загородном  лагере Паша — взрослый, который отлично их понимает и говорит с ними на одном языке, не пытаясь казаться лучше, чем он есть.

В лагере есть и совсем еще несмышленыши, и вполне себе взрослые парни с небритыми подбородками. Ведут они себя, впрочем, одинаково развязно — выпивают, курят, ругаются (разве что не матом) и устраивают драки. Под руководством Паши они работают и занимаются спортом — так он пытается отвлечь их от прошлой жизни, в которой у пацанов были насилие и жестокость, милиция и колония.

Динара Асанова заставляет нас увидеть их жизнь — жизнь озлобленных, несчастных, нелюбимых подростков-волчат — такой, какая она есть, без всяких прикрас. И становится страшно... И не зря: потому что многие их таких спустя десятилетие после выхода фильма стали главными «героями» новой эпохи — эпохи бандитских 90-х. 

Большинство пацанов в фильме — настоящие трудные подростки, а вовсе не актеры. Их находили в колониях и спецшколах. Они играют, по сути, самих себя.

«Дети раздоров», 1984 г.

Это последний фильм Динары Асановой, который она успела снять до конца. Муж и жена решили развестись. Режиссер построила ленту на серии интервью, которые журналист берет у супругов. Получился фильм в жанре «псевдодокументалистики». Скоро зритель понимает: главный пострадавший здесь — 9-летний сын Алеша, которому приходится быть свидетелем постоянных скандалов между мамой и папой.

Каждый из родителей пытается перетянуть ребенка на свою сторону. Растерянный, измученный Алеша старается говорить то, что нужно папе, при этом уже не выражая никаких эмоций, - он от них устал. И все это происходит на фоне пронзительного скрипа ржавых качелей во дворе. На них никто не качается.

Полная версия