Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

07:51
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

«Мираторг»: от поставок мяса из Бразилии до крупнейшего агрохолдинга России

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

«Мираторг»: экспорт мяса из Латинской Америки, поставки в McDonalds, сеть собственных магазинов, скандал с «балаболами» и связь со Светланой Медведевой.

Краткая справка

«Мираторг» (Miratorg). Дата создания – 1995 год. Место создания – Москва. Ключевые фигуры – Виктор Линник (основатель и президент), Александр Линник (основатель и глава совета директоров).

История создания

Основателями фирмы «Мираторг» стали братья-близнецы – Виктор Вячеславович и Александр Вячеславович. В середине 90-х два инженера по образованию бросили работу в сфере туризма и занялись импортом продуктов питания (первой страницей в их торговой биографией, по словам Виктора Линника, стала машина сухого молока из Нидерландов).

Братья-близнецы решили возить свинину и говядину из Латинской Америки. Выбор в пользу этих мясных пород был сделан потому, что курятину (вспомните «ножки Буша») и так уже возили все, кому не лень.

Грамотной оказалась ставка и на регион. Латинская Америка в тот момент была не сильно освоенной территорией для поставщиков из России, и цены на мясо отличались от североамериканских и европейских.

Компания смогла пережить дефолт 1998 года и последовавший кризис, а уже в 1999-м заключила эксклюзивный контракт на поставку с бразильской корпорацией Sadia – одной из крупнейших в стране. Плюсом Sadia было то, что она была сильно ориентирована на экспорт, до 50% ее продукцию уходили в Европу, Азию и на Ближний Восток, а наиболее известным клиентом из сетей был McDonald’s. «Нам дали эксклюзив, потому что мы взялись обеспечить объемы», – пояснял позже вице-президент «Мираторга» Александр Никитин.

Еще один выгодный контракт был заключен в 2000-м, россияне договорились с другой бразильской корпорацией Minerva Foodsrupt, крупнейшим, как пишет Википедия, на тот момент производителем говядины на континенте.

Партнерство с бразильцами в какой-то момент вылилось в завод «Конкордия» в Калининграде. Произошло это уже в 2007 году. 25% его мощностей было рассчитано на российский McDonald’s (позже «Мираторг» стал поставщиком также для Burger King и Papa John`s).

Однако в какой-то момент Виктор Линник вместе с братом поняли, что предприятие не самое эффективное из-за медленного решения вопросов с зарубежными партнерами. Тогда братья просто выкупили 60% бизнеса у бразильцев, потратив на это $77,5 млн.

История с Бразилией закольцевалась уже в 2021 году. «Мираторг» первым среди отечественных производителей начал экспорт говядины высокого качества в эту страну. Также компания первой среди российских поставщиков говядины открыла для себя рынок Китая.

Квоты и их превышение

В 2003 году правительство России ввело квоты на импорт мяса. Курятину сверх квот ввозить было нельзя, а вот говядину и свинину – можно, но по повышенным таможенным ставкам. Это работало еще и в пользу того, что квоты пересматривались: поэтому заплатить дороже и ввести в один из годов значило, что на следующий год этот объем уже может стать квотой.

Ради объемов братья Линники распродавали товар за 2-3 дня, хотя формально выгоднее было растянуть объем на неделю-другую. Они также были готовы переплачивать (за бразильскую свинину переплата с 1 тонны составляла $1 тыс.), поскольку хотели сохранить нормальные отношения с контрагентами за рубежом.

Рост компании

«Мираторг» быстро вышел в число лидеров среди отечественных производителей свинины. В 2007 году АПХ был шестым с долей в 2,2%, а уже год спустя доля составляла 4,4% (3-е место). В 2011-м доля на рынке свинины составляла 7,7%, что вывело компанию в лидеры, а еще два года спустя она оценивалась уже в 13,7%.

Выручка компании неуклонно росла. Если в 2005-м она составляла 9,3 млрд рублей, то в 2013-м – уже 53,7 млрд. Что до чистой прибыли, то здесь значения для этих лет – 0,5 и 15,3 млрд рублей.

Занявшись свиноводством, а позже и разведением коров, братья не забросили и импорт. Доходы от него они направляли на внутренние проекты. Однако постепенно доля импорта в выручке компании снизилась с 75% до 35%.

Еще в 2011 году братья Линники достроили цепочку «от поля до прилавка», когда открыли в подмосковном Домодедове собственный фирменный супермаркет. По состоянию на 2021 год в розничную сеть АПХ входит 89 магазинов, расположенных в семи регионах России, сообщает сайт компании.

Еще одним шагом вперед стало открытие в 2017 году собственной сети ресторанов «Бургер & Фрайс» (уже в 2021-м сеть была переименована в «Стейк & бургер»). К этому моменту «Мираторг» в партнерстве с компанией Аркадия Новикова начал развивать сеть бургерных #Farш. Что до «Стейк & бургер», то заведения этой сети сейчас действуют в Москве (9 точек) и Подмосковье (6), Брянской, Калининградской и Курской областях, а также в Туле (везде по 1).

Поддержка от власти

Осенью 2005 года президент России Владимир Путин заявил, что развитие АПК является приоритетным направлением, которому надо оказать всестороннюю помощь. Это обернулось тем, что государство субсидировало процентную ставку по кредитам коммерческих банков.

В этот момент «Мираторг» братьев Линников решил выйти на отечественный рынок свинины. Братья приобрели 40% долей в двух белгородских свинокомплексах, владельцем которого до это была компания BelgoFrance. Следом они вместе с компанией «Агро-Белогорье» создали предприятие «Короча». В обоих случаях «Мираторг» позже выкупал чужие доли, становясь единственным собственником производства.

Кризис 2008 года затронул и братьев, которые хотели получить у ВЭБ кредит на завершение строительства свинокомплекса «Журавский». Переговоры с банком шли долго и могли закончиться, как угодно, но в дело вмешались власти России. Летом 2009-го в Белгородскую область заехали Путин и первый вице-премьер Виктор Зубков, курировавший сельхозотрасль.

После этого «Мираторг», получивший кредит, зажил сильно лучше. Субсидии, которые Москва отправляла в регионы, часто уходили почти полностью агрохолдингу, если он присутствовал в регионе.

Пример – Белгородская область, где в 2014 году местный сельхозминистр признал, что из 1,419 млрд рублей субсидий компания Линников получила всего 1,4 млрд. Другой пример – Брянская область, где в 2011 году «Брянская мясная компания» (принадлежит холдингу) получила 625 млн рублей из 635 млн.

По словам экс-губернатора Брянской области Николая Денина, на «Мираторг» ему посоветовал обратить внимание еще в 2008 году тогдашний глава Россельхознадзора Сергей Данкверт – мол, у ребят «хороший проект». Проект был столь хорошим, что областная дума даже изменила закон, когда в некоторых районах Брянщины «Мираторг» выкупил разрешенные 35% земли.

Злые языки также объясняют поддержку компании тем, что братья-бизнесмены связаны с женой бывшего премьер-министра и президента России Дмитрия Медведева Светланой, чья девичья фамилия – Линник. Эти разговоры в какой-то момент надоели и самому Дмитрию Анатольевичу, пресс-служба правительства даже выступила с комментарием, что Линники не являются двоюродными братьями Светланы Медведевой.

Как бы то ни было по части влиятельных родственников, но «Мираторг» не страдал даже в 2012-2014 годах, когда правительство регулярно задерживало выплату субсидий с/х-производителям. Если «Русагро» просто отказалось от субсидий, а «Черкизово» получало их с задержками, то «Мираторгу» деньги приходили обычно без опозданий.

Размещение акций и отказ от IPO

В 2007 году «Мираторг» обратился на рынок капитала за привлечением ресурсов. Компания разместила свои облигации, а, когда грянул кризис, не ушла в отказ, как некоторые конкуренты. Второй выход на рынок пришелся на 2011 год, тогда удалось привлечь 3 млрд рублей.

В том же 2011-м в компании рассматривали вариант проведения IPO (Initial Public Offering – первичное публичное предложение акций). Однако от модели, которой в свое время воспользовалось «Черкизово», в холдинге в итоге отказались. Эксперты объясняли это тем, что в «Мираторг» вложено чересчур много бюджетных средств.

Претензии к «Мираторгу»

С конца нулевых «Мираторг» начал активно скупать земли в Брянской и Курской областях. СМИ вскоре обвинили компанию, что она не церемонится с теми, кто не готов уступать ей свои земли.

Фермер Алексей Дюбо рассказывал, что в 2014 году на его ферму приехали крепкие ребята и предложили «убраться». Дюбо отказался, те же ребята заехали к нему домой, когда его не было дома, а затем неизвестные ночью полностью перепахали его уже засеянное поле. Однако фермер молчать не стал и поднял шумиху в прессе, после чего от него временно отвязались.

СМИ писали о том, что под ударом оказывались фермеры, заключавшие контракты на землю с местной администрацией. После прихода «Мираторга» подобные соглашения резко аннулировались, после чего новые заключались уже с агрохолдингом.

Случился скандал и в Орловской области. Там пастбища оказались вплотную к памятнику на Кривцовских высотах. Агрохолдинг огородил пастбище колючей проволокой, попутно перегородив часть дорог к памятнику. Вмешиваться пришлось самому врио губернатора Андрею Клычкову. В итоге заграждение перенесли, а в «Мираторге» извинились за свои действия.

Не остался незамеченным и верноподданнический спич от компании весной 2019 года. В Национальной мясной ассоциации, куда входит «Мираторг», предложили вице-премьеру Алексею Гордееву запретить частным лицам ввозить мясную и молочную продукцию для личного пользования.

Отвечая на неприятие этой инициативы, президент «Мираторга» Виктор Линник обозвал критиков «балаболами» и призвал общественность думать о собственной стране, а «не о хамоне и пармезане». В соцсетях вдоволь поиздевались над бизнесменом, который заявил, что «хамон нужно есть в Испании, брезаолу – в Италии, пармезан – во Франции»*, а ряд пользователей объявили бойкот продукции компании.

Но если за желание за счет протекционизма избавиться от конкуренции и получить тепличные условия «Мираторг» просто высмеяли, то уже в ноябре компания раскошелилась на 810 тыс. рублей. На такую сумму ее оштрафовали за порчу почв в Курской области, где холдинг строил свинокомплексы.

*пармезан – это итальянский сыр, чье название происходит от города Парма.

Венгерский «Оливье» разнообразит новогодний стол: сразит гостей наповал — они будут жадно вылизывать тарелки
Реклама