Blablacar: как стартап по поиску попутчиков разросся на весь мир
Blablacar – самый крупный в мире онлайн-сервис поиска попутчиков в автомобильных поездках. Безопасно ли пользоваться сервисом, какие подводные камни существуют и в чем секрет успеха компании?
Краткая справка
Blablacar (Блаблакар). Дата создания – 2006 год. Ключевые фигуры – Фредерик Маззелла (основатель и глава совета директоров), Франсис Наппез (сооснователь и CDO), Никола Брюссон (сооснователь и генеральный директор).
История создания
В конце декабря 2003 года 27-летний Фред Маззелла, математик по образованию, решил навестить родственников, живших во французской провинции. Билетов на поезд не было, поэтому за ним пришлось заехать сестре. Во время их поездки Фредерик заметил, что множество водителей еду в одиночку.
В блоге компании указано, что Маззелла, узнав о переполненных поездах, решил поискать попутчика для совместной поездки на авто, но к удивлению Фредерика выяснилось, что подобного сервиса попросту не существует.
Тогда-то Маззелла и решил взяться за идею того, что именуют карпулингом или райдшерингом. Принципиальное отличие от такси и автостопа состоит в том, что все участники поездки (включая водителя) несут затраты.
От идеи до воплощения прошли три года. Только в 2006-м Маззелла взял кредит на €70 тыс. и основал компанию Comuto, которая приобрела сайт Covoiturage.fr у Винсента Карона.
Успеху проекта поспособствовало то, что в 2007-м во Франции бушевала забастовка представителей общественного транспорта. Стартап стал пользоваться популярностью и оказался в центре внимания.
Спрос вырос, и в августе 2008 года фирма запустила обновленную версию сайта с фото, описаниями и отзывами. Через месяц сайт стал наиболее популярным среди себе подобных.
Первые два года компания работала на перспективу, ни у кого из трех ее сооснователей (кроме Маззелла, это Франсис Наппез и Николя Брюссон – все трое учились вместе в INSEAD) не было зарплаты. Однако потом ситуация изменилась.
На волне успеха в компании разработали приложения для мобильных устройств. В декабре 2009-го появилась версия для iPhone, а уже через три месяца вышла программа и для Android.
Расширение за пределы Франции
Первой страной, куда началась экспансия французского стартапа, стала соседняя Испания. Испанская версия сайта появилась еще в 2009 году. А уже в 2011-м сервис стал доступен в Великобритании. Именно там сервис впервые использовал название Blablacar – о связано с внутренней системой оценки разговорчивости водителя (где Bla – низкий уровень, Blabla – средний, а Blablabla – высокий).
Наиболее прорывным стал 2012 год. Сервис распространился на еще шесть стран – Италию, Польшу, Португалию, а также государства Бенилюкса (Бельгию, Люксембург и Нидерланды). К этому моменту в системе работала онлайн-бронирование мест в авто, а количество зарегистрированных водителей достигло значимой массы.
Чтобы унифицировать сервис, в конце апреля 2013 года французский сайт Covoiturage.fr сменил название на BlaBlaCar. Уже к концу года сервис предоставлял услуги более чем 5 млн пользователям, а перевозки в месяц достигли уровня в 1 млн человек.
По данным на апрель 2021 года платформа объединяет свыше 90 млн пользователей в 22 государствах. В Европе это также Венгрия, Германия, Румыния, Сербия, Словакия, Турция, Украина, Хорватия, Чехия, в Азии – Индия, в Северной Америке – Мексика, в Южной Америке – Бразилия.
В Россию и Украину сервис пришел в 2014 году. К этому моменту в странах работал отечественный аналог, который назывался «Подорожник». Его создал Алексей Лазоренко вместе с двумя товарищами. По словам Лазаренко, идея карпулинга пришла ему в голову, когда осенью он увидел на автобусной остановке толпу мерзнущих людей.
Он также поведал, что сам пришел к французам за финансированием. Завершилось все поглощением, а Лазоренко стал региональным руководителем компании, отвечая за Россию и Украину. В интервью 2014 года Лазоренко отмечал, что типичный попутчик в российском Blablacar – человек в возрасте примерно 28 лет, а типичный автомобиль – Ford Focus.
А вот в Штаты BlaBlaCar не стремится. Отказ от экспансии в США в компании объяснили огромными расстояниями между городами и развитыми авиаперевозками.
Сервис BlaBlaLines
В мае 2017 года во Франции компания запустила сервис BlaBlaLines, который создан для регулярных совместных поездок на небольшие расстояния. Поначалу приложение работало только на Android и включало всего несколько маршрутов (Реймс – Шалон-ан-Шампань и Тулуза – Монтобан).
Однако позже компания пришла к соглашению с Google об интеграции сервиса в приложение Google Maps. Теперь BlaBlaLines отражается среди вариантов общественного транспорта при выборе маршрута. Среди первых стран, в которых стала доступна новинка – кроме Франции, Бельгия, Испания, Италия, Польша и Украина.
Однако в планах компании расширить сервис и на другие страны, где представлен Blablacar (в России карпулинг через Google Maps пока не доступен). Компания выплачивает корпорации некоторую комиссию за каждую транзакцию своих клиентов.
Показатели прибыли
Поскольку BlaBlaCar – непубличная компания, ее сотрудники не комментируют финансовые показатели. Однако в 2015 году, по оценкам инвесторов, стартап стоил $1,6 млрд, то есть входил в число так наз. «единорогов» (стартапов, чья стоимость превысила $1 млрд).
Компания не стеснялась привлекать для расширения бизнеса сторонник средства. Так, в 2009-м было получено €600 тыс. от учредителей, их друзей и семей. Первым крупным инвестором стал фонд ISAI (инвестиции составили €1,25 млн).
Дело было в 2010-м, а еще через два года поступили вливания от того же ISAI, Accel Partners и Cabiedes & Partners (они суммарно составили €7,5 млн). Инвестировали в компанию и в России. В сентябре 2016-го сервис получил €21 млн от фонда Baring Vostok, известного по инвестициям в «Яндекс» и Ozon в начале их развития.
Модель Blablacar при выходе в новую страну работает следующим образом: сначала сервис набирает достаточную массу клиентов (водителей и пассажиров), после чего вводит комиссию за поездки. По словам Николя Брюссона, комиссионные идут на развитие технологических возможностей сервиса и на расширение сообщества. В Западной Европе поступления от комиссий также идут на страховку. Поясняя идею комиссии, Брюссон отметил, что такая плата дисциплинирует пользователей – те реже меняют свое решение о поездке в последний момент.
Как пользоваться Блаблакаром
Поездки с Blablacar в России доступны с февраля 2014 года. Сейчас компания осталась единственным крупным игроком в сфере карпулинга. Поспособствало этому и то, что у Mail.Ru Group (ныне VK Group) был приобретен аналогичный сервис Beep Car, а проект «Яндекс.Попутка» не встретил отклика у пользователей и был приостановлен.
Желающему присоединиться к сообществу путешественников необходимо пройти регистрацию на сайте Blablacar.ru, указав e-mail, ФИО, дату рождения и пол. После подтверждения регистрации система попросит заполнить профиль – загрузить фото, подтвердить свою личность и привязать номер телефона. Также систему интересует, готовы ли побыть для водителя собеседником и слушать в пути музыку, а также ваше отношение к курению и наличию в поездке домашних животных.
В зависимости от числа поездок и полученных отзывов (отзывы оставляет не только пассажир о водителе – о манере вождения и других нюансах, но и водитель о пассажире – о пунктуальности и поведении в поездке) пользователь имеет тот или иной ранг – новичок, эксперт или амбассадор. Чем выше ранг и лучше отзывы у пассажира, тем охотнее его берут с собой в поездки водители. Работает это и в обратную сторону, пассажиры стремятся выбирать водителей с более высоким рейтингом.
Сервис также рекомендует пользователям помнить о трех признаках, которые могут свидетельствовать, что их хотят обмануть:
- водитель прислал пассажиру ссылку на оплату; ничего оплачивать не нужно, вы всегда платите наличными после поездки;
- аналогичная история – с предоплатой;
- обсуждение поездки предлагается вести в другом мессенджере, а не через платформу BlaBlaCar.
Автобусы и Blablacar
В России сервис Blablacar столкнулся с проблемой того, что под поездки на авто с попутчиками мимикрировали частные автобусные маршруты. Пользователи неоднократно жаловались, что найти поездку на автомобиле было невозможно, все заполонили автобусы.
Водители последних создавали фейковые аккаунты, порой угрожали клиентам, которые, выяснив, что их ждет не легковушка, а автобус, отменяли бронь. Один из пользователей Pikabu поведал, что в российском филиале компании с ним вежливо пообщались, выслушали жалобу на мошенников, но ситуация осталась без изменений, а на повторную жалобу получил бан в соцсетях.
Позже в компании решили побороть мимикрирующие автобусы по принципу «не можешь победить – возглавь». Автобусы были официально разрешены и показываются в приложении и на сайте наравне с автомобилями.
Это решение не всем пришлось по душе. В ноябре 2018 года – еще до легализации автобусов – Объединение автопассажирских перевозчиков подало иск с требованием запретить BlaBlaCar в России. В иске утверждалось, что сервис помогает нелегальным перевозчикам. Однако причина оказалась прозаична: сами перевозчики признали, что карпулинг наносит «катастрофический ущерб» рынку автобусных перевозок.
Стоит упомянуть и курьезный случай: российские СМИ сообщали как минимум дважды, что пользователей Blablacar перевозили на поездах в кабине машиниста. В самой компании заявили, что это нарушение норм, так как основной принцип – компенсация затрат водителя на бензин – не работает, а имеет место чистое извлечение прибыли.
Платные бронирования
Осенью 2018 года СМИ сообщали, что сервис Блаблакар станет для россиян платным. Компания сообщала, что при поездке на расстояние свыше 120 км пассажирам придется для бронирования приобрести доступ к сервису (149 рублей на один день или 199 рублей на один месяц).
Однако, как позже сообщили в компании, платная функция «непродолжительное время работала в тестовом режиме», а потом ее убрали. Так, автор статьи пользовался сервисом летом 2019 года без дополнительных платежей: по маршрутам Москва – Калуга (180 км) и Санкт-Петербург – Москва (свыше 700 км).
Однако в декабре 2020 года в компании снова заговорили о платной системе бронирования. Сообщалось, что поначалу плата будет взыматься за бронирования на длительную поездку (несколько сотен км), но потом затронет все поездки.
Суточный доступ к бронированиям будет подразумевать многократные попытки найти подходящего водителя и возврат денег в случае невозможности найти поездку или ее отмены по вине водителя.
В компании уточнили, что первое использование новой системы бронирований будет для пользователя бесплатным, а вот начиная со второго раза уже придется раскошелиться.
Безопасность пользователей
Хотя сервис, по его утверждению, проверяет профили и отзывы пользователей, порой случаются крайне неприятные инциденты. Как в РФ, так и за рубежом. В лучшем случае дело оборачивается мелким мошенничеством – цена на поездку отличается от задекларированной. Но иногда дело гораздо серьезнее, чем неверно указанная стоимость.
Так, в 2017 году во Франции полиция арестовала серийного насильника, который приманивал жертв через Blablacar. Он угощал попутчиц шоколадом с транквилизаторами, а когда те засыпали, вступал с ними в связь.
Резонансным оказался и российский случай конца 2018 года. В Подмосковье ранее осужденный за изнасилование Виталий Чикирев убил водительницу, к которой зарегистрировался как попутчик через Blablacar. Следствие выяснило, что он загрузил в свой аккаунт чужое фото и выдуманные данные. Преступника поймали, он получил 25 лет тюрьмы.