Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Виктор Пелевин: биография автора романов «Empire V» и «Generation П»

Виктор Пелевин. Биография: «Чапаев и Пустота», «Transhumanism Inc.» и другие романы, «Empire V», «Generation П» и другие экранизации, «Малый Букер» и «Национальный бестселлер».

Краткая справка

Виктор Олегович Пелевин (Victor Pelevin). Дата рождения – 22 ноября 1962 года. Место – Москва, СССР.

Ранние годы

Будущий обладатель «Малого Букера» родился в семье Олега Анатольевича Пелевина, преподавателя военной кафедры МГТУ имени Баумана и завотдела столичного гастронома Зинаиды Семеновны (в девичестве Ефремовой). Семья вместе с бабушкой проживала в коммуналке на Тверском бульваре, пока не перебралась в отдельную трехкомнатную квартиру в Северном Чертанове.

Среднее образование Витя получил в школе №31 с английским уклоном (сейчас это гимназия №1520 имени Капцовых). Как в 1999-м Пелевин поведал в одном из редких интервью, он учился вместе с Антоном Табаковым и Михаилом Ефремовым. По его словам, вместе с Антоном и Михаилом он иногда покуривал в песочнице окурки, которые таскал из дома Табаков-младший.

Характер будущего писателя в школьные годы был малоприятным. По словам классной руководительницы, «Витя был сложным, умным, способным и очень ядовитым мальчиком». Она отмечала, что с одноклассниками он общался свысока и с издевкой в голосе.

Получив аттестат о среднем образовании, юноша поступил в Московский энергетический институт (МЭИ) на факультет электрификации и автоматизации промышленности и транспорта. Окончил вуз он в 1985 году. Далее сведения в Википедии разнятся. По одним данным, он в том же году поступил в аспирантуру родного вуза, по другим – это произошло через два года. Как указывает «КП», он служил в ВВС (логично предположить, что это могло произойти как раз в 1985-1987 годах).

С аспирантурой у Пелевина отношения сложились странные. Поступив туда, он отучился два года, числясь параллельно инженером кафедры электрического транспорта МЭИ. Именно электротранспорту и была посвящена его диссертация, которую он так и не защитил.

В 1989 году в жизни Виктора произошли изменения. От точных наук он двинулся в сторону лирики, поступив на заочное отделение Литинститута, где оказался на семинаре прозы у Михаила Лобанова. Там Пелевин проучился два года, после чего из вуза его исключили. По одним данным, «за отрыв от института», по другим – «как утратившего связь» с вузом (это формулировка самого литератора, высказанная им в одном из немногочисленных интервью).

Хотя сам писатель позже утверждал, что учеба в Литинституте ничего ему не дала, Сергей Есин, который преподавал у того в вузе, заметил, что именно в Литинституте Виктора заметили, после чего он и начал свою карьеру.

Начало писательской карьеры

Как писатель Виктор Пелевин дебютировал в 1989 году, когда в журнале «Наука и религия» был опубликован его рассказ «Колдун Игнат и люди». С этим изданием литератор сотрудничал и в дальнейшем: он писал статьи на оккультную тематику и попутно приносил в редакцию рассказы.

За рассказами последовала и первая повесть – «Затворник и Шестипалый». В 1990 году она вышла в журнале «Химия и жизнь».

Интересовавшийся оккультизмом Пелевин сотрудничал и с издательством «День», которое создали его знакомые по Литературному институту Альберт Егазаров и Виктор Куллэ. Для «Дня» он на правах редактора подготовил трехтомник американского мистика Карлоса Кастанеды.

Написав достаточное число рассказов, в 1991 году прозаик выпустил свой первый сборник, получивший название «Синий фонарь». Поначалу он прошел мимо критиков, но спустя два года автор получил за него «Малого Букера».

Первые романы

Дебютным романом Пелевина стал «Омон Ра». Он вышел весной 1992 года в журнале «Знамя». Произведение удостоилось двух премий в области фантастики – награды «Интерпресскона» и «Золотой улитки». В основу сюжета романа легла вымышленная история подготовки советских космонавтов.

Второй роман не заставил себя долго ждать. Весной 1993-го свет увидела «Жизнь насекомых». Вышла она также в журнале «Знамя».

Успех имел и третий роман писателя. Все в том же «Знамени» в 1996-м был напечатан роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота», в котором автор сделал легендарного командарма мистиком, а Петр Пустота оказался примкнувшим к нему неудавшимся литератором. Критики писали о произведении Пелевина как о первом в России «дзен-буддистском» романе. Произведение удостоилось премии «Странник-97», а в начале нулевых вошло в шорт-лист Дублинской литературной премии.

«Чапаев и Пустота» спустя почти 20 лет был экранизирован. Эта экранизация примечательна тем, что сделали ее не в России, фильм произведен совместными немецко-канадскими усилиями. Чапаева сыграл немец Андре Хеннике, а Петра Пустоту – британец Тоби Кеббелл.

Последним романом первого периода творчества стал «Generation П», вышедший в 1999 году. Книга Виктора Пелевина получила «Бронзовую улитку» и немецкую премию имени Рихарда Шёнфельда. Именно этот роман сделал Виктора Пелевина культовым писателем и символом эпохи. История о выпускнике Литинститута, ушедшего работать рекламщиком, долгое время ждала экранизация. В итоге за произведение Пелевина взялся Виктор Гинзбург, и «Generation П» стал первым из числа экранизированных романов (и вторым из числа произведений; в 2000 году Ульяна Шилкина сняла короткометражку «Ничего страшного» по рассказу «Синий фонарь»).

Среди других крупных форм от ПВО, как его именуют фанаты (ПВО – это сокращение от Пелевин Виктор Олегович), повести «Принц Госплана» и «Желтая стрела». Первая из них основана на компьютерной игре «Принц Персии», ее главный герой оказывается также и персонажем видеоигры, а вторая описывает жизнь людей, для которых мир ограничен составом поезда, едущего неизвестно куда.

Пауза и «ДПП(НН)»

После «Generation П» Пелевин на некоторое время замолчал. Исключением стало философское эссе «Подземное небо», посвященное миру Московского метрополитена.

Возвращение состоялось в 2003 году со сборником «Диалектика переходного периода. Из ниоткуда в никуда» («ДПП(НН)»). В сборник вошли роман «Числа», повесть «Македонская критика французской мысли», четыре рассказа и одно стихотворение. За новую книгу Виктору Пелевину дали премию Аполлона Григорьева и «Национальный бестселлер». Также сборник попал в шорт-лист премии Андрея Белого, но награду тогда получила Маргарита Меклина.

За «ДПП(НН)» последовал вскоре шестой роман – «Священная книга оборотня». Его героями стали кицунэ (лиса-оборотень) и вервольф (волк-оборотень). Тему оборотней Пелевин через два года сменил на тему вампиров, выпустив роман «Empire V». Уже осенью 2021-го состоится премьера экранизации этого романа, где двух главных героев сыграют Павел Табаков и рэпер Oxxxymiron (в миру Мирон Федоров).

«Empire V», чей текст появился в Интернете еще до публикации романа (кто-то говорил о краже, кто-то о маркетинговом ходе), попал в шорт-лист премии «Большая книга». Однако в тройке в тот год оказались произведения Людмилы Улицкой, Алексея Варламова и Дины Рубиной.

Выиграть третью премии «Большой книги» удалось роману «t» (первую премию дали Павлу Басинскому за исследование «Лев Толстой. Бегство из рая», а вторую – Александру Иличевскому за «Перса»).

В нулевых у автора также вышли роман «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре», в котором Виктор Олегович снова оседлал конька виртуальной реальности, и сборник рассказов «П5: прощальные песни политических пигмеев Пиндостана».

Произведения 2010-х

Первой публикацией 2010-х стал сборник повестей и рассказов «Ананасная вода для прекрасной дамы». Он попал в лонг-лист «Большой книги», а вот на шорт-лист уже не потянул.

Первым романом нового десятилетия стал «S.N.U.F.F.». Произведение, получившее премию «Электронная книга» в номинации «Проза года», было создано в жанре постапокалиптической антиутопии. Критики его восприняли преимущественно негативно.

В следующие пять лет писатель выпустил романы «Бэтман Аполло», являющийся продолжением «Empire V», «Любовь к трем цукербринам», «Смотритель» и «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами».

Критики романы поругивали, но ситуация изменилась после выхода новой книги. Роман «iPhuck 10» удостоился премии Андрея Белого в номинации «Проза». Также произведение получило премию «НОС» в номинации «Приз зрительских симпатий».

Последним романом 2010-х стали «Тайные виды на гору Фудзи». После него писатель также выпустил сборник «Искусство легких касаний», одна из повестей в котором – «Столыпин» – продолжает события «Тайных видов…».

Произведения 2020-х

Первым романом 2020-х стало «Непобедимое Солнце». Его публикация не обошлась без скандала. В телеграм-канале «Беспощадный пиарщик» обвинили Пелевина в краже идеи из произведения «Танец с жизнью» малоизвестной Олеси Градовой.

Сама Градова также говорила о большом числе заимствований из ее «Танца с жизнью», выпущенного еще в 2010 году. Однако судиться с литератором она не стала. Позже о том, что Пелевин позаимствовал идеи из еще одного романа заявил некто Константин Аникин.

Последним (по состоянию на сентябрь 2021 года) романом Виктора Пелевина стал «Transhumanism Inc.». Книжка представляет собой несколько рассказов, объединенных общим вымышленным миром.

Произведения литератора, в 2009 году признанного самым влиятельным интеллектуалом России, издаются не только на русском языке, они переведены на основные европейские языки, а также китайский и японский.

Экранизации

Первой экранизацией Пелевина стал короткометражная лента «Ничего страшного», в основу которого лег рассказ «Синий фонарь». В нем мальчишки в пионерском лагере после отбоя рассказывают друг другу страшилки. Этот фильм стал дипломной работой Ульяны Шилкиной.

Следующей экранизацией творчества Виктора Олеговича мог стать фильм «А Хули» по «Священной книге оборотня». Информация о намерении компании «Гарпастум-фильм» взяться за книгу промелькнула в 2008 году, однако до реализации идея не дошла.

В итоге второй экранизацией стал «Generation П» от Виктора Гинзбурга. В той ленте снялись многие известные российские актеры. Вавилена Татарского, представителя поколения, выбравшего «Пепси», сыграл Владимир Епифанцев, известный по одиозному «Зеленому слонику», а компанию на съемочной площадке ему составили Михаил Ефремов, Владимир Меньшов, Александр Гордон, Олег Тактаров, Рената Литвинова, Андрей Панин, Сергей Шнуров, Роман Трахтенберг и Иван Охлобыстин.

В том же 2011-м вышла и короткометражка «Бубен Верхнего мира», снятая по мотивам одноименного рассказа. Режиссером выступил Сергей Гоникберг. Следующим переносом произведений Пелевина на голубой экран стала короткометражка Анастасии Власовой «Никого внизу, ничего вверху». Снята она была на Украине в 2014 году.

А уже в 2015-м появились еще две экранизации. Речь об уже упоминавшемся канадско-немецком малобюджетном фильме «Мизинец Будды», чьи съемки были анонсированы еще в нулевые, и еще одной короткометражке, уже российского производства, «Бубен Верхнего мира».

В формате короткого метра был также снят и фильм «Колдун Игнат и люди» в 2017-м, а вот комедия «Мухаморы» с Александром Башировым, вышедшая годом ранее, вполне полнометражка.

Число экранизаций Пелевина в ближайшее время пополнит еще один фильм Виктора Гинзбурга. Еще после успеха «Generation П» режиссер заявил о намерении взяться за «Empire V», но в силу разных причин две ленты окажутся разделены целым десятилетием. Кроме Оксимирона и Павла Табакова, в картине снялись Вера Алентова, Марина Зудина и Максим Дрозд.

Постановки

Первой известной постановкой по произведению Пелевина стал спектакль «Чапаев и Пустота». Режиссер Павел Урсул поставил его в Театре клоунады имени Терезы Дуровой. Позже этот роман ставили в Киеве в театре ДАХ (под названием «…четвертый лишний…») и в московском театре «Практика» в 2016 году (режиссер – Максим Диденко).

Также переноса на сцену удостоились роман «Шлем ужаса» и рассказы «Бубен верхнего мира» и «Хрустальный мир». Первый поставила российско-литовский режиссер Жу Монтилайте, премьера состоялась в 2005-м в рамках театрального фестиваля NET в Театральном центре «На Страстном». Второй и третий ставили Марина Брусникина (филиал МДТ имени Пушкина) и Сергей Щедрин («На Страстном»).

Личная жизнь

О личной жизни литератора неизвестно почти ничего. Он редко дает интервью, но и при встрече с представителями масс-медиа обходит эту тему стороной. Из-за этого в начале 2000-х во многих СМИ высказывались сомнения, что Пелевин – это настоящий человек. Подобные сомнения уже в 2012 году высказывал и телеведущий Александр Гордон в своей программе «Закрытый показ». Однако гипотеза, что Пелевина не существует была опровергнута свидетельствами его знакомых. Режиссер Борис Караджев позже даже снял документальный фильм «Писатель П. Попытка идентификации», в основе которого лежат рассказы людей, имевших дело с литератором вживую.

Неприязнь писателя к интервью также обернулась тем, что биография Пелевина вряд ли появится при его жизни. Критику Льву Данилкину однажды предложили заняться ее написанием, и он даже обратился по электронной почте к литератору и получил категорический ответ: «Не надо писать про молодого Пелевина».

На фото Виктор Пелевин фигурирует обычно в черных очках, которые являются частью его имиджа еще с начала 90-х. Модный среди отечественных звезд Instagram писатель не ведет, как и другие социальные сети. Однако у него официальный сайт, где выложены многие его произведения. Скачать их оттуда нельзя, а вот прочитать онлайн можно.

Живет один из самых модных современных российских писателей в Северном Чертанове. Такой вывод можно сделать из его регистрации как ИП в декабре 2018 года в отделении ПФР именно в этом районе.

Полная версия