Жан-Поль Бельмондо. Биография: «На последнем дыхании», «Профессионал» и другие фильмы, два брака и роман с Урсулой Андресс, причины смерти.
Краткая справка
Жан-Поль Бельмондо (Jean-Paul Belmondo). Дата рождения – 9 апреля 1933 года. Место рождения – Нёйи-сюр-Сен, Франция. Место смерти – 6 сентября 2021 года. Место смерти – Париж, Франция.
Ранние годы
Будущая звезда кино родилась в творческой семье. Его отец Поль Бельмондо был скульптором, а мать Сара Райно-Ричард – художницей. Дедушка и бабушка Жан-Поля по отцу были итальянцами, уехавшими в Алжир (с Сицилии из Пьемонта), а вот по линии матери предки актера были французами.
Жан-Поль не был единственным ребенком в семье. У него есть старший брат Ален, который стал кинопродюсером, а когда мальчику было 14, в семье случилось прибавление – у него появилась сестренка Мюриэль, ставшая актрисой и сыгравшая в трех лентах вместе с братом («Частный детектив», «Одиночка» и «Неизвестный в доме»).
В школе Жан-Поль интересовался спортом, его сердцу одинаковы были близки футбол и бокс. Поэтому он даже довольно долго выбирал, где строить карьеру – в боксе или в искусстве. Однако выбор пал в итоге на последнее, и молодой человек поступил в Высшую национальную консерваторию драматического искусства.
Сам Жан-Поль так отзывался о своей короткой боксерской карьере (он провел три поединка на профессиональном ринге и все три выиграл нокаутом): «Я остановился, когда лицо, которое я видел в зеркале, начало меняться».
Карьера в театре
Карьера Жана-Поля в театре началась в первой половине 50-х, когда он был задействован в двух постановках Театра «Ателье» (ранее был известен, как «Театр Монмарта») – «Медея» и «Заморе».
Среди других постановок с участием артиста – «Смешные жеманницы», «Жорж Дантен» и «Мнимый больной» (все – по Мольеру), «Укрощение строптивой» (по Уильяму Шекспиру), «Цезарь и Клеопатра» (по Бернарду Шоу), «Сирано де Бержерак» (по Эдмону Ростану),
Последней постановкой с участием Жана-Поля стал спектакль «Фредерик, или Бульвар преступления» по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта. Дело было в 1998 году.
Начало карьеры в кино
Первым фильмом Жана-Поля Бельмондо мог стать «Мольер», но эпизоды с его участием были вырезаны из короткометражки в самый последний момент. Поэтому дебют пришелся на комедию «Пешком, верхом и на машине».
На раннем этапе карьеры стоит выделить и ленту «Будь красива и помалкивай». В ней вместе с Бельмондо сыграла и другая легенда французского кино – тогда еще молодой Ален Делон, для которого это была одна из первых ролей на экране.
Сыграв у Клода Шаброля в триллере «Двойной поворот ключа» и у Клода Барма в «Трех мушкетерах» (актер воплотил Д’Артаньяна), Жан-Поль Бельмондо еще в молодости дождался звездного часа. Режиссер Жан-Люк Годар отдал ему роль Мишеля Пуакара в фильме «На последнем дыхании» – одном из первых представителей «французской новой волны».
От «Чочары» до «Борсалино»
Лента Годара сделала Жана-Поля Бельмондо известным за пределами Франции, актера позвал к себе Витторио де Сика, снимавший драму «Чочара». В этой картине компанию французу составили итальянки Софи Лорен и Элеонора Браун.
Еще одной заметной ролью для Жана-Поля Бельмондо стал разбойник и грабитель Луи Доминик Бургиньон по прозвищу Картуш. Артист сыграл его в приключенческой ленте Филиппа де Брока. У де Брока он также снялся в 60-х в картине «Человек из Рио».
Поработал артист и еще раз с Жаном-Люком Годаром. Вторым опытом сотрудничества стала криминальная драма «Безумный Пьеро». За роль в этой ленте актер удостоился номинации на премию BAFTA, но тогда награду среди иностранцев выиграл Род Стайгер с картиной «Ростовщик» (для Бельмондо это была уже вторая номинация, первая пришлась на фильм «Леон Морен, священник»).
В то же десятилетие Жан-Поль успел поработать и с другим классиком «французской новой волны» – Франсуа Трюффо. Последний задействовал Бельмондо в криминальной мелодраме «Сирена с «Миссисипи».
Заметной вехой для артиста стало и участие в криминальной драме «Борсалино», где он сыграл одного из двух друзей-гангстеров (роль второго исполнил Ален Делон). Фильм оказал мощное влияние на поколение: шляпы, которые носили главные герои, стали именовать борсалино, а имя героя Алена Делона Рокко Сиффреди позже взял в качестве псевдонима итальянский порноактер Рокко Тано.
Эпоха кинокомедий
70-е стали для Жана-Поля Бельмондо эпохой кинокомедий. Началось все с ленты Жана-Поля Раппно «Повторный брак». За ней последовали лента Клода Шаброля «Доктор Пополь» и пародия на шпионские боевики «Великолепный» (для артиста это был уже второй опыт, еще в 60-х он сыграл одного из Джеймсов Бондов в американской комедии «Казино «Рояль»). В комедийном жанре были сняты также «Чудовище» Клода Зиди и «Неисправимый» Филиппа де Брока.
Однако и от ролей в криминальных лентах актер не отказывался. Среди подобных работ 70-х – «Взломщики» (вместе с Омаром Шарифом и Робером Оссейном), «Наследник», «Страх над городом», «Частный детектив», «Труп моего врага» и «Клан марсельцев». Последний – это вторая экранизация романа Жозе Джованни «Отлученный», а первая называлась «Месть марсельца», и в ней главную роль тоже сыграл Бельмондо.
«Профессионал» и «Ас из асов»
80-е в карьере Жан-Поля Бельмондо прочно ассоциируются с боевиком «Профессионал». Он был снят по мотивам романа Патрика Александера «Смерть зверя с тонкой кожей», а запомнился зрителям не только образом майора Жосслена «Жосса» Бомона, но и музыкой – тема Chi Mai от Эннио Морриконе обрела мировую известность.
Другим заметным фильмом 80-х для актера стала комедия Жерара Ури «Ас из асов». С Ури Бельмондо сотрудничал еще в конце 60-х, когда снялся у него в другой комедии – «Супермозг».
Однако чаще в то десятилетие актер играл в криминальных лентах. Среди них – «Вне закона», «Авантюристы», «Ограбление» и «Одиночка».
80-е завершились для Жана-Поля сотрудничеством с Клодом Лелушем. Итогом совместной работы стала мелодрама «Баловень судьбы» – фильм считают последним кассовым успехом в карьере Бельмондо. За роль Сэма Лиона актер удостоился премии «Сезар», но отказался получать награду, поскольку скульптор Сезар Бальдаччини, автор статуэтки, когда-то нелестно отозвался о работах Поля Бельмондо, отца кинозвезды.
90-е и нулевые
В 90-е актер снимался довольно редко. В это десятилетие в его фильмографии менее 10 ролей. Среди важных работ этого периода – роли Жана Вальжана в «Отверженных» (по роману Виктора Гюго) и Лео Брассака в комедийном боевике «Один шанс на двоих». В этой ленте компанию Жан-Поль снова пересекся с Аленом Делоном, а главную женскую роль исполнила Ванесса Пароди.
Нулевые в части числа работ были еще более скудными, чем 90-е годы. Актер снова снялся у Филиппа де Брока в комедии «Амазония», отметился камео в комедии Бертрана Блие «Актеры» и сыграл главную роль в драме Бернара Стора «Свободное падение», снятой по роману Жоржа Сименона «Дело Фершо». Это была уже вторая экранизация этого романа, а в первой, вышедшей под названием «Старший Фершо» артист сыграл другую главную роль – Майка Моде (в «Свободном падении» ее исполнил Сами Насери).
Малая активность на ниве кинематографа объяснялась тем, что в 2001 году у кинозвезды случился инсульт. Возвращение состоялось только в 2008-м, когда Жан-Поль снялся в фильме Франсиса Юстера «Человек и его собака».
Сам актер выделял эту работу среди прочих. По его словам, хотя он снялся почти в сотне картин и сыграл свыше 40 ролей на сцене, на съемках «Человека и его собаки» он был счастлив как никогда.
Уже в 2010-х Жана-Поля удостоили почетной «Золотой пальмовой ветви» в Каннах и наградили почетным «Золотым львом» в Венеции за вклад в кинематограф.
Личная жизнь
В биографии Жана-Поля Бельмондо было два брака. Первой супруга актера была танцовщица Элоди Константен. Вместе они прожили три года.
Второй супругой кинозвезды была манекенщица и балерина Натти Тардивель. С Бельмондо у нее было 28 лет разницы в возрасте. Поженились они уже в XXI веке и вместе прожили шесть лет, хотя до заключения брака встречались на протяжении 13.
Между первым и вторым браком у Бельмондо было свыше 35 лет свободы. На эти годы пришелся роман со швейцаркой Урсулой Андресс, известной по роли девушки Бонда в «Докторе Ноу». Сама Андресс на момент их знакомства была замужем за режиссером Джоном Дереком, а Бельмондо еще не развелся с Константен. Отношения их бурными, Андресс, как пишет Википедия, даже пыталась покончить с собой, узнав об одной из измен Жан-Поля.
После швейцарки Андресс артист на протяжении восьми лет встречался с итальянской кинодивой Лаурой Антонелли, сыгравшей Ванду Дунаеву в экранизации повести Леопольда фон Захер-Мазоха «Венере в мехах».
Антонелли Жан-Поль променял на бразильскую актрису и певицу Марию Карлос Сотто Майор. Отношения с ней продлились семь лет. А вот уже после Сотто Майор и была Тардивель.
После развода с Тардивель киноактер увлекся бывшей бельгийской моделью Playboy Барбарой Гандольфи (впервые он встретился с ней еще в начале 70-х на съемочной площадке комедии «Повторный брак»). Они прожили вместе четыре года.
Последней женщиной в жизни французского актера оказалась все та же бразильянка Сотто Майор. Они снова сошлись в 2019 году, если верить Википедии.
Дети и внуки актера
От первого брака у Бельмондо были трое детей. Первой на свет появилась дочь Патриция, еще в 1953 году. После родились дочь Флоранс и сын Поль.
Патриция погибла в возрасте 40 лет в пожаре, а самым известным из этого трио стал Поль. Он пошел по стопам отцам и снялся вместе с ним у Клода Лелуша в экранизации романа Виктора Гюго «Отверженные», но потом сконцентрировался на атвогонках и даже успел побыть пилотом «Формулы-1», после чего вернулся в кинематограф.
Во втором браке у пожилого Бельмондо родилась дочь Стелла Ева Анджелина (актеру было уже за 70).
Двое из четырех детей обеспечили актера шестью внуками. Трое сыновей родились у сына Поля (Алессандро, Виктор и Джакомо), а еще трое детей – у дочки Флоранс.
Смерть кинозвезды
6 сентября 2021 года СМИ облетела печальная новость, что Жан-Поль Бельмондо умер в Париже на 89-м году жизни. По словам адвоката кинозвезды Мишеля Годеста, артист скончался в своем доме в Париже. Юрист отметил, что последнее время Жан-Полю не здоровилось.
Свои соболезнования по поводу кончины киноактера выразил и президент Франции Эммануэль Макрон. В своем посте в Twiiter он отметил, что «Жан-Поль Бельмондо был национальным достоянием».