Екатерина Васильева. Биография: «Современник» и МХАТ имени Горького, «Обыкновенное чудо», «Чародеи» и другие фильмы, брак с Сергеем Соловьевым, уход в монастырь и непризнанный внук.
Краткая справка
Екатерина Васильева* (Ekaterina Vasileva). Дата рождения – 15 августа 1945 года. Место рождения – Москва, СССР.
Ранние годы
Будущая актриса появилась на свет в семье поэта Сергея Васильева и Олимпиады Макаренко, приемной дочери знаменитого советского педагога Антона Макаренко (изначально она была племянницей, дочерью брата Виталия, белогвардейского офицера).
У Екатерины есть старшая сестра Галина – она также стала актрисой и снялась в трех фильмах на стыке 50-х и 60-х, а также младший брат – Антон, выбравший карьеру режиссера.
Когда Кате исполнилось 12 лет, родители развелись. Девочку воспитывала мама, и Катя устроилась работать, чтобы в семье были деньги. Днем девочка подрабатывала почтальоном, а вечером ходила в театральную студию.
В самой школе девочка училась так себе, но это не помешало ей в 1962 году поступить во ВГИК, где она училась у Владимира Белокурова. Среди ее сокурсников были режиссер Сергей Соловьев и сценарист Эдуард Володарский.
Карьера в театре
Окончив ВГИК, девушка вошла в труппу Московского драматического театра имени Марии Ермоловой. В нем она прослужила до 1970 года и отметилась в постановках «Стеклянный зверинец» (по пьесе Теннесси Уильямса) и «Месяц в деревне» (по Александру Вампилову).
МДТ имени Ермоловой актриса сменила на театр «Современник». В нем она также проработала три года, засветившись в спектаклях «Валентин и Валентина» (по пьесе Михаила Рощина) и «Как брат брату» (по Дэвиду Рейбу).
Самая крупная часть театральной карьеры артистки оказалась связана с МХАТ имени Горького. Ее дебют в театре пришелся на постановку «Эшелон» (по пьесе Михаила Рощина).
Всего в этом театре она сыграла более, чем в 10 спектаклях. Среди них – чеховские «Иванов» и «Чайка», «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому и «Господа Головлевы» по Михаилу Салтыкову-Щедрину.
Из МХАТа она ушла в 1987 году, ее последним спектаклем стала «Перламутровая Зинаида» (снова по Михаилу Рощину). Худрук театра Олег Ефремов обиделся на артистку за уход и не общался с ней после этого три года.
Только в 1991 году актриса вернулась на родную сцену, поучаствовав в двух постановках – «Игры женщин» (по пьесам Кшиштофа Занусси и Эдварда Жебровского) и «Из жизни дождевых червей» (по произведению Пера Улова Энквиста).
Однако в 90-е и позже артистка выступала преимущественно в других театрах – на Таганке, в ЦАТРА, Мастерской Петра Фоменко и проч. Среди спектаклей с ее участием – «Электра», «Орестея», «Горе от ума», «Не отрекаются любя», «Я была счастлива», «Олимпия», а последней постановкой с ее участием стала «Старая Дева» в театре «Дом».
За «Орестею», которую ставил немец Петер Штайн, Васильеву удостоили премии «Хрустальная Турандот» за роль Клитемнестры.
Начало карьеры в кино
Дебют актрисы в кино пришелся на производственную драму Федора Филиппова «На завтрашней улице», вышедшей в 1965 году. В тот же год на экраны вышла, как пишет и Википедия, и другая лента с ее участием – «Звонят, откройте дверь» Александра Митты.
Во второй половине 60-х Васильева также отметилась в таких лентах, как «Журналист», «Война под крышами», «Адам и Хева» и «Житие и вознесение Юрася Братчика», где она сыграла монахиню (забавная параллель с последующей судьбой). Однако первую славу ей принесла роль пани Эльжбеты в «Кабачке «13 стульев».
От «Бумбараша» до «Экипажа»
70-е были более богатыми на известные картины. Тут и комедия «Вас вызывает Таймыр», и детектив «Возвращение «Святого Луки», и музыкальная комедия «Бумбараш», и экранизация Максима Горького «Егор Булычов и другие».
Однако прорывным стал 1974 год, когда на экраны вышли сразу три картины с участием Екатерины. Динара Асанова сняла ее в подростковой драме «Не болит голова у дятла» в роли учительницы Татьяны Петровны, Леонид Квинихидзе позвал артистку составить компанию Андрею Миронову, Зиновию Гердту и Людмиле Гурченко в «Соломенной шляпке», а Григорий Кроманов задействовал ее в экранизации романа Юлиана Семенова «Бриллианты для диктатуры пролетариата» о ранних годах деятельности Исаева-Штирлица.
Сыграла в 70-х Васильева и в еще одном фильме о похождениях Исаева-Штирлица – ленте Анатолия Бобровского «Жизнь и смерть Фердинанда Люса». Отметилась она и в ленте на подростковую тему – в «Ключе без права передачи» у все той же Динары Асановой.
Ударной выдалась и концовка 70-х. на счету артистки – роли Эмилии в «Обыкновенном чуде» у Марка Захарова, разводящейся матери в мелодраме Павла Арсенова «С любимыми не расставайтесь» и жены капитана воздушного судна в «Экипаже» Александра Митты.
80-е и 90-е
В 80-е артистка оказалась задействована в ряде детских фильмов. Среди них – «Проданный смех» (по сказке Джеймса Крюса о Тиме Талере), экранизация повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» и «Рыжий, честный, влюбленный» (по сказке шведского писателя Яна Экхольма).
В числе других ее работ в этом десятилетии – новогодняя комедия Константина Бромберга «Чародеи» (это была уже третье ее пересечение на съемках с Александром Абдуловым), криминальная драма «Преферанс по пятницам», комедия «Мой нежно любимый детектив», в которой Шерлок Холмс стал женщиной, и социальная драма «Пацаны» – еще одно сотрудничество с Динарой Асановой.
Особняком стоит лента «Визит дамы», которую Михаил Козаков снял по пьесе Фридриха Дюрренматта. Васильевой в картине досталась главная роль Клары Цаханассьян. Сама актриса особо ценит эту роль. «Не любила и не люблю кино… Лишь «Визит дамы» Михаила Козакова готова принять», – признавалась она позже в интервью.
В 90-е актриса ударилась в православие и согласовывала роли с духовником. Но все равно снималась довольно часто. Среди заметных работ – два фильма Валерия Приемыхова («Мигранты» и «Кто, если не мы») и два сериала («Королева Марго» и «Графиня де Монсоро»). В последних она сыграла королеву Екатерину Медичи.
Нулевые и десятые
Нулевые начались для артистки с роли Софьи Ивановны в мелодраме Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть». За нее она получила премию кинофестиваля «Созвездие».
Актриса активно снималась в сериалах, которые начали массово выходить на российском ТВ. «Участок», «Важнее, чем любовь», «Громовы. Дом надежды», «Трое с площади Карронад», «Однажды будет любовь», «Скелет в шкафу» и «Кромовъ» – вот неполный список подобных проектов с участием Екатерины. За драму «Кромовъ» ее даже удостоили звания «Лучшей актрисы года» на кинофестивале «Русское зарубежье».
Васильева снималась порой и в обычном кино. В «Анне Карениной» она сыграла мать Вронского, а в супергеройском боевике «Черная молния» – супругу изобретателя.
Среди работ Васильевой в 2010-х – экранизация пьесы Чехова «Иванов» от Вадима Дубровицкого, киноальманах «Мамы», сериал «У каждого своя война» по сценарию Эдуарда Володарского, байопик «Анна Герман. Тайна белого ангела», фантастический боевик «Рубеж».
Последняя картина с участием артистки вышла уже в 2020 году. Это комедийная мелодрама Сарика Андреасяна «Гудбай, Америка».
Личная жизнь Екатерины Васильевой
В биографии Екатерины Васильевой были два брака. Первым супругом актрисы стал ее однокурсник Сергей Соловьев. Он увлекся Екатериной еще в вузе, но боялся наладить с ней отношения. Помог случай: свататься к Васильевой пришел Володарский, но был отвергнут. Тогда Эдуард поинтересовался в шутку, пойдет ли она замуж за Соловьева. Та согласилась, после чего все завертелось.
С Соловьевым Васильева прожила семь лет. Злые языки поговаривали, что она изменяла мужу (писатель Александр Александров даже назвал одного из ухажеров актрисы – им, по его словам, был сценарист и актер Геннадий Шпаликов).
Отношения с Соловьевым завершились, когда Екатерина влюбилась знаменитого советского драматурга Михаила Рощина. Тот ответил взаимностью, хотя и был женат на Лидии Савченко.
В браке с Рощиным у артистки родился сын Дмитрий. Сын Екатерины Васильевой пошел по стопам матери и окончил ВГИК, но потом ушел в религию и стал настоятелем храма Святителя Николая на Трех Горах.
Однако несмотря на общего ребенка брак долго не продержался. Мужу надоела вечная занятость жены в кинематографе, позже Рощин заявил, что супруга часто прикладывалась к бутылке (по его словам, этим она пошла в отца, который тоже сильно пил). Екатерине было чем ответить: она однажды застала мужа в постели с домработницей, на которой Рощин впоследствии даже женился.
Постриг Екатерины Васильевой
В августе 2021-го СМИ облетели новости, что Екатерина Васильева приняла постриг. Произошло это в ставропигиальном женском монастыре Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь, расположенном в Новой Москве. Приняв монашеский постриг, актриса получила монашеское имя Василиса.
Постриг стал для Екатерины Васильевой логичным завершением последних 28 лет, актриса еще в начале 90-х ударилась в религию (крестилась она еще в конце 80-х). В 1993-м Екатерина ушла в Толгский монастырь, Васильева пробыла в нем некоторое время послушницей, после чего оказалась в одном из московских храмов.
На три года актриса выпала из кино, но в 1996-м вернулась. Однако теперь режиссерам, предлагавшим роли Екатерине Васильевой в своих фильмах, стоило учитывать в раскладах и духовника Владимира Волгина. Он мог дать благословление на съемки, а мог и не дать.
Сама актриса позже признавалась, что если бы уверовала в Бога раньше, многое в жизни сложилось иначе. По ее словам, не было бы абортов, пристрастия к алкоголю и расставания с мужем. Она подчеркнула, что окончательно ушла в религию после того, как чуть не умерла (артистку дважды оперировали). «Меня буквально вымолили с того света», – говорила она.
Непризнанный внук
Сын Васильевой Дмитрий сейчас женат на дочери скульптора Вячеслава Клыкова Любови. У него семь детей от супруги, однако есть и один внебрачный сын Арсений.
Еще в 1993-м, когда Дмитрий учился во ВГИКе, у него случился роман с однокурсницей Еленой Кориковой. Елена забеременела, однако крест на свадьбе поставила звездная мать. Она убедила Дмитрия, что Корикова, которая родом из Тобольска, – провинциалка, мечтающая выскочить замуж и отсудить часть жилья в Москве.
Дмитрий расстался с Кориковой. Та растила сына Арсения поначалу одна, потом ей в этом помогал оператор и клипмейкер Максим Осадчий. Он даже был готов дать мальчику свою фамилию, но актриса не согласилась.
С Арсением не общаются ни его отец Дмитрий, ныне священник, ни бабушка Екатерина Сергеевна. Сама Корикова уже в 2010-х могла потребовать тест на отцовство и выплат алиментов, но к этому не прибегла.
*Не стоит путать Екатерину с тезкой и однофамилицей, родившейся в 1961 году в семье актрисы Жанны Прохоренко и режиссера Евгения Васильева