Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Биография Михаила Шуфутинского: эмиграция, «Третье сентября» и две жены

Михаил Шуфутинский. Биография: ВИА «Лейся, песня», эмиграция в США, «Наколочка», «Третье сентября» и другие песни, 18 премий «Шансон года», две жены.

Краткая справка

Михаил Захарович Шуфутинский (Mikhail Shufutinskiy). Дата рождения – 13 апреля 1948 года. Место – Москва, РСФСР, СССР. Рост – 187 см. Вес – 100 кг.

Ранние годы

Будущий шансонье появился на свет в Москве в еврейской семье. Отец был врачом-стоматологом, мать – домохозяйкой. Когда Мише было всего 5 лет, мама умерла, поэтому его воспитывали бабушка Берта Давидовна и дедушка Давид Яковлевич (оба – по отцовской линии).

Родители отца были родом с Украины: бабушка из Елизаветграда (позже – Кировоград, ныне – Кропивницкий), дедушка – из Черкасс. С Украины была и мама певца – из Нежина.

Интерес к музыке и способности проявились у мальчика довольно рано, и уже в 7 его отправили заниматься на аккордеоне. Вскоре по совету педагога Миша перешел на баян. Во втором классе Шуфутинского отдали в музыкальную школу, где он занимался по классу того самого баяна. Еще шестиклассником Мишу взяли в школьный эстрадный оркестр, где он играл не только на баяне, но и на фортепиано.

После музыкальной школы Шуфутинский продолжил получать профильное образование в Московском музучилище имени Михаила Ипполитова-Иванова сразу по трем специальностям – как «дирижер», «хормейстер» и «преподаватель музыки и пения». В одно время с Михаилом по этим же специальностям в училище училась сама Алла Пугачева.

Начало музыкальной карьеры

В молодости и после окончания училища Шуфутинский выступал с различными ансамблями в Москве и Магадане. В последнем Михаил оказался, поскольку, по его же собственным словам, ему «дали понять, что исчезнуть из Москвы в его же интересах».

В Магадане музыкант на протяжении трех лет работал в местном ресторане «Северный», где пел песни Александра Вертинского и Петра Лещенко. «Уж лучше жить на свободе в Магадане, чем сесть в Москве», – вспоминал позже в интервью Михаил.

По его словам, повлияло еще и то, что в рамках подготовки к визиту в СССР президента США Ричарда Никсона в вузах начались чистки, поэтому всех свободомыслящих студентов на пару месяцев высылали из столицы. Про сам Магадан Шуфутинский отозвался так: «Жизнь там была тяжелая, холодная, непривычная, но одновременно какая-то вольная».

ВИА «Лейся, песня»

После возвращения из Магадана Шуфутинский стал художественным руководителем ВИА «Лейся, песня», который преимущественно исполнял песни Вячеслава Добрынина. Ансамбль, в котором было много евреев (его еще ернически именовали «Взвейся, пейса»), имел успех, но власти отказывались показывать его по телевидению.

Сам Шуфутинский объяснял это тем, что носил бороду, а борода в те времена прочно ассоциировалась с тремя людьми – Владимиром Ленином, Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. «Остальным – нельзя», – уточнил артист.

Еще одной проблемой было то, что ВИА не пел патриотических песен. Сильное влияние оказала на Шуфутинского история с конкурсом в Сочи на лучшее исполнение советской песни. Музыканты поехали туда без разрешения руководства Тульской филармонии, к которой были приписаны, вместо гастролей в Кемерово.

Уже в Сочи ансамбль хотели снять с конкурса, за это ратовала Александра Пахмутова, но на защиту ВИА встал Иосиф Кобзон, который был председателем жюри. Коллектив в итоге взял первое место. Однако по возвращению в Москву музыкант, придя в Росконцерт, узнал, что ансамбль на полгода сняли с гастролей.

Эмиграция

Последней каплей для Шуфутинского стал визит на радиостанцию «Юность». Музыкальный редактор Леонид Азаров, симпатизировавший ВИА, по словам Михаила, грустно показал на дверь, на которой красовалась надпись «Лейся, песня!» в эфир не давать!»

После этого музыкант связался с уже уехавшим за границу знакомым и попросил оформить ему вызов, после чего пошел в ОВИР. Из ансамбля он уволился, но помогал Добрынину с аранжировками.

По словам Шуфутинского, ждал выезда он почти два года. За это время он почти перестал общаться с отцом и «проел» все деньги. В какой-то момент выручил его директор Тульской филармонии, который устроил тур, в котором вместе выступали «Лейся, песня!», «Красные маки» и эстонец Яак Йоала. В этом турне его и застал звонок жены, что нужно ехать в ОВИР (сам музыкант был в это время в Ташкенте).

Уже 9 февраля 1981 года Шуфутинский получил документы на выезд и за 10 дней должен был покинуть Союз. «Улетели с двумя детьми и двумя чемоданами», – вспоминал Михаил. Первые 20 дней жили у друга Михаила, затем нашли жилье. Вспоминая те времена, артист говорил, что не унывал: все же возраст позволял рассчитывать на нормальную жизнь.

Американский период

Именно в Штатах Шуфутинский запел. По его словам, пение стало для единственной возможностью заработать, потому что просто музыка там мало кого волновала. И уже в 1982 году вышел первый альбом – «Побег». В первый альбом Михаила Шуфутинского вошли 13 песен, большинство из которых были народными. Среди прочих оказалась одна песня Владимира Высоцкого («За меня невеста») и одна – на музыку Вячеслава Добрынина («Так вот какая ты»).

Во втором альбоме, получившем названии «Атаман», основу составили песни Александра Розенбаума. Аналогичная история вышла и с альбомом «Гулливер», а вот уже на диске «Амнистия» автором большей части песен был Михаил Звездинский, тогда еще отбывавший наказание за взятку в советской тюрьме. Однако автором заглавной песни был все тот же Розенбаум.

В альбоме «Атаман-3» были не только песни Розенбаума, но и композиция «Прости, прощай». Она примечательна тем, что эта первая альбомная песня, музыку для которой написал сам Шуфутинский. Также в конце 80-х у исполнителя вышли еще три диска – «Белый аист», «Нет проблем» и «Ты у меня единственная».

На начало 90-х пришлись еще три альбома – «Подмосковные вечера», «Моя жизнь» и «Тихий Дон». К этому моменту артист уже съездил на гастроли в СССР. Поначалу, по словам Шуфутинского, особой веры в Перестройку не было, ехать было страшно, но после успешной поездки Вилли Токарева исполнитель все же решился. Тур вышел большой – из 75 концертов. Но больше всего запомнилось певцу первое выступление в Киеве.

После этого Шуфутинский регулярно ездил с турами по России, но жить продолжал все же в Штатах. Только в 2003 году он решил вернуться на ПМЖ на родину. К этому моменту у него уже было записано 20 альбомов (на 90-е и начало нулевых также пришлись такие из них, как «Киса-киса», «Гуляй, душа», «О, Женщины», «Добрый вечер, господа», «Однажды в Америке», «Ну и ради Бога», «Я родился в Москве» и «Наколочка»).

Возвращение в Россию

Первым альбомом, записанным после возвращения в Россию, стал «Бум-бум». К этому моменту у Шуфутинского уже была российская премия «Шансон года». На первой церемонии вручения награды он был удостоен ее за песни «Наколочка», «Тополя» и «Аленка».

Получил премию «Шансон года» Шуфутинский и за песню «Пойду однажды по Руси» с альбома «Бум-бум». Всего в копилке артиста 18 наград, последний раз Михаилу Шуфутинскому вручили «Шансон года» за дуэт с Машей Вебер и песню «Повторяй за мной», дело было уже в 2019 году. Отмечены наградами были и такие песни, как «Таганка», «За милых дам!», «Я поеду на юг», «Дядя Паша» и «Я просто медленно люблю».

В нулевых после «Бум-бума» исполнитель записал еще пять альбомов. Среди них – «Дуэты разных лет», «Соло», «Москва-Владивосток» и «Брато», а также совместный диск «Пополам» – с Ириной Аллегровой.

Десятые начались для Михаила с альбома «Дуэты разных лет 2», за которым последовали «Love Story» в 2013 году и «Я просто медленно люблю» – в 2016-м. Следующего диска артиста, которого именуют Королем русского шансона, его поклонникам пришлось ждать четыре года. В 2020 году состоялся релиз альбома «Ты моя жизнь».

Также у исполнителя вышли свыше полутора десятка сборников. Среди них были «Звезды русской эмиграции поют песни Ильи Резника», «Любовь, похожая на сон. Творческий вечер Игоря Крутого», «Спасибо, Саша Розенбаум!», а последним стали «Мосты», включавшие песни Александра Морозова.

«Третье сентября»

Хотя в жизни Шуфутинского было много известных песен, у многих заслуженный артист России ассоциируется с композицией «Третье сентября». Строчки «Я календарь переверну, и снова 3 сентября…» ушли в народ, а в 2011 году стали основой для мемов. Началось все с паблика МДК во «ВКонтакте», где появилась фотография американского рэпера Рика Росса, сопровождаемая цитатой из припева.

Сам Шуфутинский народное творчество оценил положительно. Он позитивно отозвался о любительском видеоклипе, в котором в песню были вкраплены слова из композиции Рика Росса.

Сама песня была написана в 1993 году. Музыку создал Игорь Крутой, а текст написал его тезка – Игорь Николаев. Аранжировщиком выступил Евгений Кобылянский, тогдашний руководитель оркестра Шуфутинского.

Личная жизнь Михаила Шуфутинского

В биографии Михаила Шуфутинского были два брака. Первой супругой была, как пишет Википедия, Татьяна Ростова. Поженились они, когда Михаилу Шуфутинскому было 19 лет. Однако брак оказался недолгим. Расставание обошлось без скандалов, но отношений бывшие супруги не поддерживали.

По словам Ростовой, они вместе учились в музучилище имени Михаила Ипполитова-Иванова, но Татьяна была на год старше, чем Михаил. Познакомились они благодаря Алле Пугачевой. «Он мне понравился – хороший, интеллигентный мальчик», – вспоминала позже женщина.

Вторую жену Михаила Шуфутинского звали Маргарита. Поженились они, когда Михаилу было уже 23 года. По словам музыканта, его невеста была как жена декабриста – она приехала в Магадан тайком от родителей, чтобы там сыграть свадьбу с возлюбленным.

Маргарита Михайловна прожила с мужем почти 45 лет. Она родила ему двух сыновей. Первого назвали Давидом (после отъезд в США он стал Дэвидом) в честь дедушки Шуфутинского, а второго – Антоном. Вторая супруга музыканта скончалась от сердечной недостаточности в начале лета 2015 года в Лос-Анджелесе, где часто собиралась вся большая семья Михаила Шуфутинского.

Фото певца, который несколько лет назад отметил 70-летний юбилей, можно посмотреть в его аккаунте в Instagram. На страницу исполнителя в Инстаграм подписаны 148 тыс. пользователей. Также фотографии певца доступны на его официальном сайте.

Дети Шуфутинского

Дэвид появился на свет в Магадане. Сейчас, по данным Википедии, он живет в Москве и занимается продюсированием звука в кино. Супруга Анжела подарила ему трех детей, попутно сделав самого Шуфутинского дедушкой. Сыновей зовут Андрей и Михаил, а дочку – Анна.

Антон родился уже по возвращению из Магадана в Москве. В США он работал врачом в ВМС и женился на американке Брэнди. Супруга родила Антону трех сыновей и дочь. Внуков исполнителя зовут Дмитрий, Ной и Захар, а дочь – Ханна Рене.

Полная версия