Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Раймонд Паулс: биография автора «Миллиона алых роз»

Раймонд Паулс. Биография: песни для Аллы Пугачевой, Лаймы Вайкуле и Валерия Леонтьева, «Шерлок Холмс» и другие мюзиклы, конкурсы «Юрмала» и «Новая волна», президентская кампания.

Краткая справка

Раймонд Волдемарович Паулс (Raimonds Pauls). Дата рождения –  12 января 1936 года. Место рождения – Рига, Латвия.

Детские и ранние годы

Паулс родился еще в те времена, когда Латвия была независимой прибалтийской республикой. Однако на детство будущего композитора пришлись присоединение к СССР (в нынешней Латвии эти события именуют «оккупацией») и Великая Отечественная война с ее бомбежками.

Родители Паулса были латышами. Отец Волдемар работал стеклодувом, мать Алма-Матильда была вышивальщица жемчугом. Жило семейство Паулс вместе с маленьким Раймондом и его младшей сестрой Эдит в микрорайоне Ильгюциемс, расположенном на западе столицы.

Жизнь в послевоенной Риге была полна опасностей. В городе оставалось много неразорвавшихся снарядов, к которым проявляли деятельный интерес мальчишки. Раймонд с друзьями, найдя такой снаряд, поставили его на включенную электроплитку. Прогремел взрыв, будущий композитор получил тяжелый ожог лица. Мальчика спас майор РККА, который подарил матери мальчика банку мази. Мазь помогла, но еще долго при наступлении холодов кожа на лице Паулса ужасающе синела.

Страсть к музыке к Раймонду перешла от отца. Тот был музыкантом-любителем и играл на ударных в самодеятельном оркестре «Михаво». Сам Раймонд с детских лет играл на фортепиано, родители даже отдали его в детский сад при музыкальном институте.

А уже в 10 мальчик стал посещать Рижскую музыкальную школу имени Эмиля Дарзиня, работавшую при Латвийской консерватории (ныне это Латвийская музыкальная академия имени Язепа Витола). Окончив школу, юноша продолжил получать музыкальное образование в той самой Латвийской консерватории, где ему преподавал профессор Герман Браун. Позже Паулс отучился на другом отделении – композиции (у композитора и дирижера Яниса Иванова).

Начало музыкальной карьеры

Первые взрослые годы Паулс работал пианистом в эстрадных оркестрах при профсоюзных клубах, а также был концертмейстером в филармонии. Не стеснялся он и играть в ресторанах.

Окончив консерваторию по классу фортепиано, молодой человек устроился в Рижский эстрадный оркестр при республиканской филармонии. Вместе с ним он поездил по всему Союзу. А уже в 28 стал его художественным руководителем.

На посту худрука Рижского эстрадного оркестра Паулс задержался на семь лет. Ушел он с этой должности только в начале 70-х. Однако вскоре занял аналогичную должность в ВИА «Модо», где проработал до 1978 года.

Начало композиторской деятельности

Хотя как композитор Раймонд Паулс начал с сотрудничества с республиканскими театром кукол и театром драмы, ключевым моментом стало то, что заслуженным деятелем искусств Латвийской ССР заинтересовался местный министр культуры Владимир Каупуж.

Чиновник предложил Раймонду, у которого уже вышли две пластинки («Tev, mana labā» и «Tik dzintars vien»), написать что-нибудь для Вселатвийского праздника песни и танца, тот вежливо отказался, уточнив, что не любитель помпезного жанра. Однако идея Каупужу настолько приглянулась, что без согласия Паулса в Минкультуры взяли его песню «Лиепае» и заказали аранжировку для мужского хора.

Заглянувший на репетицию композитор аранжировкой и исполнением остался доволен, поэтому спустя два года на аналогичное предложение откликнулся и специально написал торжественную песню «Моей родине» на стихи Яниса Петерса.

Пугачева, Вайкуле, Леонтьев

В конце 70-х Паулс, всегда тяготевший к непомпезным формам, стал дирижером Оркестра легкой и джазовой музыки Латвийского радио и телевидения. А уже в начале 80-х Раймонд получил шанс прославиться на весь Союз.

В ночь на 1 января 1981 года в «Голубом огоньке» Алла Пугачева исполнила песню «Маэстро». Стихи к ней написал Илья Резник, а вот музыку – Паулс, для которого это стало первым опытом сотрудничества с будущей Примадонной отечественной эстрады.

Однако суперхитом стал не «Маэстро», а «Миллион алых роз». Паулс написал музыку на стихи Андрея Вознесенского, и песня, выпущенная фирмой «Мелодия» в декабре 1982 года, взлетела. Миньон с песней о художнике Нико Пиросмани содержал и еще одну композицию от латвийца – «Возвращение».

По словам композитора, «Миллион алых роз» принесла ему не только известность в СССР, но и за границей. В соседней Финляндии шлягер Пугачевой услышала 70-летняя певица Вера Телениус, уже почти потерявшая зрение. Она сама написала финский текст на музыку Паулса, а аккомпаниатором выступил муж ее подруги. Сам Паулс в зрелом возрасте критически отзывался о хите, по словам Раймонда, «самая простая мелодия стала каким-то символом», но сейчас он ни за что не согласен ее играть.

Среди других песен, которые латвиец написал для Пугачевой, – «Век двадцатый», «Делу – время», «Новогодний аттракцион», «Песня на бис», «Радуйся», «Старинные часы» и «Старый друг».

Кроме как с Примадонной, Раймонд часто сотрудничал со своей землячкой Лаймой Вайкуле. Многие мелодии, написанные Паулсом, легли в основу не только песен на русском языке, но и на латышском. Так, у того же «Миллиона алых роз» была и латышская версия – «Dāvāja Māriņa meitenei mūžiņu», которую исполняла Айя Кукуле. В случае с Вайкуле и Паулсом наблюдалась гармония – певица пела как песни с русским текстом, так и с латышским.

Среди песен Вайкуле, музыку к которым написал Паулс, пожалуй, самая известная – это «Вернисаж». Однако не стоит забывать и про такие вещи, как «В заброшенной таверне», «Все равно», «Деловая женщина», «Замок на песке», «Мелодия летнего сада», «Поезда» и др.

Еще одним исполнителем, с которым много сотрудничал Паулс, был Валерий Леонтьев. «Бабочки на снегу», «Бархатный сезон», «Годы странствий», «Диалог», «Полюбите пианиста», «Притяжение любви», «Человек-магнитофон», «Я с тобой не прощаюсь» – вот далеко не полный список песен исполнителя на музыку Раймонда.

Среди других певцов, которые пели песни на музыку Раймонда, – Татьяна Буланова, Валерия, Лариса Долина, Валентина Легкоступова, Александр Малинин, Андрей Миронов, Кристина Орбакайте, Эдита Пьеха, София Ротару, Роза Рымбаева, Людмила Сенчина и др.

Два конкурса

Композитор приложил руку и к созданию двух знаменитых песенных конкурсов. В 1986 году Раймонд Волдемарович Паулс принял деятельное участие в организации первого в истории Всесоюзного телеконкурса молодых исполнителей советской эстрадной песни.

Конкурс традиционно проводился в Юрмале, близ Риги, а его лауреатами в разные годы были Азиза, Нарине Арутюнян, Валентина Легкоступова, Александр Малинин, Сосо Павлиашвили и Родриго Фоминс. Однако в том формате он продержался всего три года, после чего в Юрмале стали не сильно приветствовать песни на русском языке.

Уже в 2002 году Раймонд Волдемарович Паулс совместно с Игорем Крутым решили возродить конкурс в прежнем формате. Мероприятие получило название «Новая волна», а вот место было старым – Юрмала, концертный зал «Дзинтари» («Янтарь»).

В разные годы участниками конкурса были такие звезды российской поп-музыки, как Дима Билан, Полина Гагарина, Джамала, Ирина Дубцова, Сергей Лазарев и Анастасия Стоцкая. Последний раз в самой Юрмале мероприятие прошло в 2014 году. Потом его перенесли в Сочи, так как после присоединения Крыма ряд российских артистов оказался в Латвии персонами нон грата. Раймонд Волдемарович Паулс к этому моменту уже ушел из жюри конкурса (до этого был сопредседателем на протяжении 11 лет).

«Шерлок Холмс» и другие мюзиклы

В активе знаменитого композитора есть не только песни, но и мюзиклы. Первыми из них стали «Сестра Керри» и «Шерлок Холмс», вышедшие в 1979 году. На советский период также пришлись еще «Таинственное похищение» и «Дьявольщина», а вот «Дикие лебеди», «Легенда о Зеленой Деве», «Дамское счастье», «Лео. Последняя богема», «Марлен» и «Все о Золушке» появились уже позже.

Особняком из них стоит «Легенда о Зеленой Деве», который композитор создал для подрастающего поколения. По его словам, за основу он взял старую латышскую историю про привидение, поселившееся в старинном замке.

«Долгая дорога в дюнах» и другие фильмы

Паулс отметился и как создатель музыки для многих популярных советских кинофильмов. Первым опытом стала комедия «Три плюс два», для которой он написал фоновую музыку.

Среди известных работ – «Слуги дьявола на чертовой мельнице», «Стрелы Робин Гуда» (совместно с Владимиром Высоцким), «Смерть под парусом». Однако особняком стоит мини-сериал «Долгая дорога в дюнах».

Снял его Алоиз Бренч, с которым Паулс сотрудничал и позже. Раймонд написал также музыку для детективов «Двойной капкан» и «Депрессия». «Депрессия» стала последней их совместной работой в советский период, но уже в 1992-м Алоиз позвал Раймонда в новый проект, и тот согласился. Так на свет появился один из первых боевиков независимой Латвии – «Дуплет».

После написания музыки для драмы Яниса Стрейча «Жернова судьбы» маэстро на долгое время взял паузу в кинематографе. Возвращение состоялось в 2008 году с музыкой для документальной ленты «Советская история». После нее Паулс снова поработал со Стрейчем, создав саундтрек для приключенческой комедии «Наследство Рудольфа», а затем отметился музыкой для новогодней комедии «Тетушки», в которой сыграли Михаил и Никита Ефремовы.

Среди последних работ композитора на поприще кино – комедийная мелодрама Анны Видулеи «Хомо Новус» и короткометражки «Hotel Latvia» и «Oma».

Паулс и политика

Хотя в советские годы композитор не был членом КПСС, это не помешало ему еще в середине 80-х избраться депутатом ВС Латвийской ССР, а в 1989-м стать нардепом от Народного фронта Латвии. В тот же год автор «Миллиона алых роз» стал последним министром культуры Латвийской ССР.

Когда Латвия получила независимость, Паулс сохранил свой пост министра культуры в кабинете Ивара Годманиса. Тот период не обошелся без скандала: Раймонд закрыл рижский ТЮЗ, которым долгое время руководил Адольф Шапиро. Последний в итоге уехал из Риги в Россию, где преимущественно и работал.

Уже после ухода с поста министра культуры Паулс, вступивший в партию «Латвийский путь», стал советником президента Латвии Гунтиса Улманиса. Однако с «Латвийским путем» композитор просотрудничал недолго, уже в 1997-м он принял участие в создании «Новой партии», возглавил ее как председатель и был впервые избран в Сейм.

В парламент Латвии деятель культуры избирался еще дважды, но уже от «Народной партии». Также он в конце 90-х собирался побороться за пост президента страны, но снял свою кандидатуру. Причиной этого он назвал то, что испугался разрушения моральных ориентиров.

Личная жизнь

Личная жизнь Раймонда, как сообщает его биография в Википедии, вместила один брак: Паулс в начале 60-х женился на Светлане Епифановой, с которой познакомился в Одессе. Молодой человек приехал туда в составе Рижского эстрадного оркестра на гастроли, а вот будущая жена Раймонда Паулса работала гидом для иностранных туристов.

Через три года после знакомства Паулс стал отцом, ребенка Раймонд и Светлана назвали Анетой. Дочка композитора окончила ЛГИТМиК (ныне РГИСИ) по специальности «режиссер телевидения» и вышла замуж за генменеджера представительства авиакомпании SAS в России. Анета подарила отцу двух внучек, одна из них сейчас работает в службе социального ухода.

С женой Раймонд Волдемарович Паулс, которому недавно исполнилось 85, вместе уже свыше 60 лет (эта годовщина обычно именуется бриллиантовой). Ради нее он даже навсегда завязал с алкоголем (по его словам, в молодые годы увлечением спиртным дошло до критической точки, но он согласился лечь в больницу и увиденные в ней примеры деградации человека отбили все желание притрагиваться к рюмке).

Раймонд Паулс сейчас

В январе 2021 года Раймонд Волдемарович Паулс отметил свое 85-летие. Несмотря на внушительный юбилей, он сохраняет бодрость духа. Последние коронавирусные события его не коснулись, как только была разработана вакцина, пожилой композитор привился, к чему относится с юмором. В одном интервью он рассказал, как подшутил над медсестрой, попросив ее поставить два компонента в один день, чтобы во второй раз не ходить.

Бедствовать на склоне лет Раймонду Паулсу не приходится, хотя из-за коронавирусных ограничений композитор и пианист потерял возможность выступлений с концертами. По его собственному признанию, спасают авторские отчисления.

Полная версия