Биография Николая Сличенко: театр «Ромэн», «Свадьба в Малиновке» и две жены
Николай Сличенко. Биография: театр «Ромэн», «Олеко Дундич», «Свадьба в Малиновке» и другие фильмы, две жены, три сына и дочь, причины смерти.
Краткая справка
Николай Алексеевич Сличенко (Nikolay Slichenko). Дата рождения – 27 декабря 1934 года. Место рождения – Белгород, РСФСР, СССР.
Детские и ранние годы
Будущий худрук театра «Ромэн» появился на свет в семье оседлых цыган-сэрвов. Сэрвы как этногруппа сформировались на территории Украины из приехавших в начале XVII века в страну румынских и сербских цыганских групп, но также жили и на территории европейской России.
На детство мальчика пришлась Великая Отечественная война. Во время нее он потерял отца, того расстреляли на глазах Коли в 1942-м. По словам Николая, поначалу немцы никого не трогали, но затем стали убивать евреев, а затем принялись и за цыган.
После ВОВ семья поселилась в цыганском колхозе в Воронежской области. Именно тогда, еще в подростковом возрасте, Николай и узнал о существовании цыганского театра в Москве. Мальчик, любивший петь песни и выступать, загорелся желанием связать свою жизнь со сценой.
Театр «Ромэн»
В 17 лет Николай отправился в Москву, он решил попробовать свое счастье в музыкально-драматическом цыганском театре «Ромэн». Билет молодому таланту покупали всем колхозом. Юноше повезло, он устроился артистом вспомогательного состава.
По словам артиста, на первых порах больше всего ему помогал Иван Хрусталев (настоящее имя – Вано Тимофеев). Он был одним из ведущих артистов театра, а позднее стал главным балетмейстером в «Ромэне».
Полноценный дебют на сцене для Николая Сличенко случился в 1952 году. В выездном спектакле «Четыре жениха» (по пьесе Ивана Хрусталева) в подмосковном Загорске (ныне Сергиев Посад) он заменил заболевшего Сергея Шишкова и сыграл роль Лексы. Позже он сыграл в этом же спектакле роль Бади.
Как пишет Википедия, всего в активе Сличенко свыше 60 ролей в театре. Он участвовал в таких постановках, как «Сломанный кнут» и «Горячая кровь» (обе по творчеству Ивана Хрусталева), «Плясунья», «Дочь шатров» и «Кабачок «Макрель» (все по пьесам Ивана Ром-Лебедева), «Цыганка Аза» (по Михаилу Старицкому), «Грушенька» (по Исидору Штоку) и др.
В середине 60-х Николай Сличенко понял, что ему интересно не только играть в спектаклях, но и самому делать постановки. Он попробовал себя режиссером-ассистентом в постановке «Пражские куранты», после чего отправился поступать на высшие режиссерские курсы при ГИТИСе. Там его учил известный режиссер и педагог Андрей Гончаров.
Уже во время учебы на курсах Сличенко начал самостоятельно ставить спектакли. Среди его постановок – спектакли по пьесам Ивана Хрусталева (те самые «Четыре жениха»), Ивана Ром-Лебедева («Птицам нужно небо», «Огненные кони» и «Мы — цыгане»), Петра Градова («Графиня-цыганка») и даже Льва Николаевича Толстого («Живой труп»).
После ухода Семена Баркана на педагогическую работу Сличенко предложили должность художественного руководителя театра «Ромэн» и главного режиссера. Николай Алексеевич занимал обе должности свыше 40 лет вплоть до самой смерти.
На своем посту Сличенко следил за сменяемостью поколений. Так, уже через год после назначения он создал на базе училища имени Гнесиных студию подготовки профессиональных кадров для цыганского театра. А уже в середине нулевых его усилиями в Щукинском театральном институте появился Цыганский национальный курс. Вел его сам Николай Алексеевич.
Карьера в кино
Дебютом для артиста в кино стала военная драма Леонида Лукова «Олеко Дундич», рассказывающая о подвигах сербского героя Гражданской войны, служившего в Конармии. Николаю в картине досталась эпизодическая роль цыгана.
Аналогичную роль он сыграл и в драме Александра Столпера «Трудное счастье». Да и в производственной мелодраме «В дождь и в солнце» роль была похожей.
Широкую известность Сличенко принесла роль красного конника Петри Бессарабца в музыкальной комедии Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке». Экранизация одноименной оперетты Бориса Александрова имела колоссальный успех. В 1967 году в советском прокате лента, украшенная такими актерами, как Владимир Самойлов, Зоя Федорова, Михаил Пуговкин и Михаил Водяной, стала второй, а за всю историю советского проката стала и вовсе пятой (картину посмотрели 74,6 млн зрителей).
Следующей ролью Сличенко стала новогодняя комедия Юрия Саакова «Новогоднее похищение», в которой артист сыграл себя самого, похищенного активистами из пожарной части для празднования.
После этого в фильмографии артиста были драма «Мой остров синий», где он сыграл главную роль, военная драма Хусейна Эркенова «Холод», а последней работой стало участие в музыкальном телефильме Олега Ряскова «Военно-полевой романс», вышедший на экраны в 1998 году и сделанный в формате «Старых песен о главном».
Награды Николая Сличенко
За свою долгую и плодотворную карьеру артист удостоился многих наград и почетных званий. Так, еще в 33 года Николаю Сличенко присвоили звание заслуженного артиста РСФСР. Вручено оно было с формулировкой «за заслуги в области советского театрального искусства».
Через семь лет Сличенко стал уже народным артистом РСФСР. Но главным успехом стало присуждение в 1981 года почетного звания народного артиста СССР. За всю историю Советского Союза Николай Сличенко стал единственным цыганом, удостоенным этого почетного звания.
В советский период артист также успел удостоиться Ордена Дружбы народов (его ему вручили на 50-летие) и Государственной премии СССР (за спектакль «Мы – цыгане» в театре «Ромэн»). Также Сличенко неоднократно награждали на фестивале «Московская театральная весна» – за спектакли «Грушенька», «Мы – цыгане» и «Непоклонов».
Со спектаклем «Мы – цыгане» связан еще один интересный момент. В ноябре 2017-го прошел 2222 показ спектакля, премьера которого состоялась 40 лет назад. Эта постановка стала самым долгоживущим проектом в истории российского театра, что отметили и в Книге рекордов Гиннеса.
Уже в современной России артиста удостоили ордена «За заслуги перед Отечеством» (II, III и IV степеней), ордена Почета и ордена Дружбы, а в начале декабря 1998-го на площади Звезд Эстрады в столице была заложена именная звезда Николая Сличенко.
Личная жизнь Николая Сличенко
В биографии Николая Сличенко были два брака. Первая жена Николая Сличенко – актриса театра «Ромэн» Сетара Ахмедовна Казымова – была старше его на три года. Вместе они прожили восемь лет. В браке с Сетарой у Николая Сличенко родился сын Алексей
Однако в 1960 году супруги развелись. Причиной стало то, что Николай полюбил новую коллегу по театру «Ромэн» Тамиллу Агамирову. Агамирова была уроженкой Баку и азербайджанкой. А еще она была старше Николая на 6 лет. Но все это оказалось не помехой чувствам.
Со второй супругой артист обрел семейное счастье и прожил до самого конца своей жизни (свыше 60 лет). Вторая супруга родила ему троих детей. Первым ребенком Николая Сличенко от второй жены стала дочь Тамилла. Дочь Николая Сличенко впоследствии тоже стала актрисой театра «Ромэн».
Тамилла Николаевна стала старшей сестрой для двух братьев. Сначала вторая жена родила Николаю Сличенко сына Петра. А затем в семье Николая Сличенко случилось последнее пополнение: еще одного ребенка назвали Алексеем. Родителей не смутило, что сын Николая Сличенко от первого брака тоже Алексей.
Второй Алексей успел осчастливить отца внуком. Мальчика назвали в честь дедушки Николаем, он вырос и стал певцом. Известность он получил благодаря участию в третьем сезоне «Фабрики звезд».
Смерть
В мае 2021 года артиста и худрука театра «Ромэн» положили в больницу из-за проблем с легкими. Однако положительного результата лечение не дало.
2 июля артист, у которого за пару лет до этого врачи диагностировали «неврологическую болезнь сердца», скончался в больнице на 87-м году жизни. В аккаунтах театра «Ромэн» в соцсетях появились траурные фотографии, извещающие о кончине знаменитого артиста.
Церемония прощания состоялась в театре «Ромэн». Похоронили Николая на Троекуровском кладбище.
Скандал с первой женой
Незадолго до смерти Николая его первая супруга Сетара посетила ТВ и обвинила бывшего супруга в том, что он в свое время бросил ее с ребенком на произвол судьбы. По ее словам, отец никогда не помогал сыну.
Сетара отметила, что и Алексею самому не повезло: он увлекся азартными играми, проиграл в казино все пять квартир в центре Москвы, а мать отправил в дом престарелых.
С опровержением выступила бывшая жена Алексея Валентина. В интервью «КП» она заявила, что ее свекор всегда помогал сыну, даже устроил того в свой театр гитаристом. Она также подчеркнула, что вторая жена часто звала Алексея в гости и вообще «была нам как мама». Если с кем и не сложились отношения у Алексея, так это с родной матерью, так как та после развода с Николаем отдала сына в интернат.
По словам Валентины, все рассказы про пять квартир, проигранных в казино, тоже неправда. Жилплощади ее бывший супруг, азартными играми не увлекавшийся, лишился из-за недобросовестных партнеров по бизнесу. В 90-е он решил вложиться в строительство стадиона на Украине, однако в какой-то момент пришлось гасить задолженность по кредиту и продавать недвижимость.