Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

17:08
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU

INFOX Биографии
Люди, которые делают Историю. Люди, которых все обсуждают. Люди, которых считают примером. Здесь вы найдете их биографии, краткие и полные.

Олег Басилашвили: Самохвалов, Бузыкин, Воланд и другие роли

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Олег Басилашвили. Биография: БДТ имени Товстоногова, «Осенний марафон», «Служебный роман» и другие фильмы, «Идиот», «Мастер и Маргарита» и другие сериалы, брак с Татьяной Дорониной.

Краткая справка

Олег Валерианович Басилашвили (Oleg Basilashvili). Дата рождения – 26 сентября 1934 года. Место рождения – Москва, РСФСР, СССР.

Ранние годы

Будущий народный артист СССР появился на свет в семье директором Московского политехникума связи Валериана Ношревановича Басилашвили, грузина по национальности, и доктора филологических наук, автора учебника по русскому языку для учителей Ирины Сергеевны Ильинской, русской по происхождению.

Дедушкой Олега по отцовской линии был Ношреван Койхосрович Бачило. Он умер во время Великой Отечественной войны, когда внуку было 9 лет. Сам Олег во время ВОВ жил в Тбилиси, а вот его старший брат Георгий пропал без вести на фронте. На войну он ушел в чине младшего лейтенанта, участвовал в Курской битве, где был ранен, после чего отправлен в тыл. В этот момент его следы и потерялись.

Получив аттестат о среднем образовании, юноша поступил в Школу-студию МХАТ, где учился на курсе Павла Массальского. Его сокурсниками были Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Виктор Сергачев и Татьяна Доронина. Актерское мастерство Олегу преподавал заслуженный артист РСФСР Борис Ильич Вершилов.

Сам Олег вспоминал, что ему было крайне трудно в студенческие годы. «Ребятам по группе во МХАТе все давалось играючи, а я все время жил как натянутая струна», – рассказывал артист.

Начало карьеры в театре

В советские времена существовала такая практика, как распределение: выпускника вуза могли отправить работать по специальности в строго определенное место. Олегу достался Сталинградский областной драмтеатр имени Максима Горького.

Однако из областного театра артист сбежал в Ленинград. Там он устроился в театр имени Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом»). Там он прослужил до 1959 года.

За это время он успел поработать с такими режиссерами, как Александр Белинский, Александр Винер, Игорь Владимиров, Александр Пергамент, Александр Рахленко и Рафаил Суслович. Среди постановок с его участием – «Поднятая целина» по роману Михаила Шолохова, «Обломов» по роману Ивана Гончарова, «Город на заре» (по Алексею Арбузову), «В поисках радости» (по Виктору Розову), «Маленькая студентка» (по Николаю Погодину) и др.

Работа с Товстоноговым

В 1959 году Басилашвили и Доронина, на которой он был женат, перебрались в БДТ к Георгию Товстоногову. Сам Олег позже говорил, что слышал версию, будто в БДТ его взяли только благодаря супруге. По его словам, Товстоногов очень хотел видеть в своем театре Татьяну, а та поставила условие, что взять надо заодно и ее мужа. «Насколько это правда, я не знаю», – комментировал эту историю сам Басилашвили.

Первой ролью в БДТ для Олега Басилашвили стал Степан Лукин в горьковских «Варварах». «Оглушительный провал. Провал, надолго выбивший меня из колеи…» – написал о своем дебюте артист в автобиографии.

Хотя сам артист пребывал в подавленном состоянии, Товстоногов продолжал задействовать его в своих спектаклях. Со временем Басилашвили стал одним из ведущих актеров театра. За период работы Товстоногова в БДТ Олег поучаствовал почти в четырех десятках спектаклей, в 25 из которых режиссером был именно Георгий Александрович.

В этот период на счету Басилашвили такие роли, как Андрей Прозоров в «Трех сестрах» и Иван Петрович Войницкий – в «Дяде Ване», Хлестаков – в гоголевском «Ревизоре», Басов – в «Дачниках» и Барон – в «На дне».

Кроме Товстоногова, он сотрудничал с такими режиссерами, как Рубен Агамирзян, Юрий Аксенов, Вадим Голиков, Михаил Резникович, Роза Сирота, Сергей Юрский и др.

Был задействован Басилашвили и в спектакле «Визит старой дамы» по пьесе Фридриха Дюренматта, где он играл давнего возлюбленного заглавной героини, которого она хочет убить из чувства мести. Этот спектакль, который ставил Владимир Воробьев, стал для Георгия Товстоногова последним в качестве худрука. После генеральной репетиции он попрощался с актерами, сел за руль своей иномарки и отправился домой, но по пути скончался. Причиной смерти стал сердечный приступ.

После Товстоногова

После смерти Товстоногова Басилашвили продолжил работать в БДТ. Он отметился у Адольфа Шапиро в роли Гаева в чеховском «Вишневом саде» и у Андрея Прикотенко в спектакле «Лето одного года, по пьесе Эрнеста Томпсона «На Золотом озере», но преимущественно сотрудничал с двумя режиссерами – Темуром Чхеидзе и Николаем Пинигиным.

У Чхеидзе артист был задействован в постановках «Салемские колдуньи» (по Артуру Миллеру), «Антигона» (по Жану Аную), «Копенгаген» (по Майклу Фрейну, в роли физика Нильса Бора) и «Дядюшкин сон» (по повести Достоевского), а у Пинигина – в «Калифорнийской сюите» (по Нилу Саймону), «Костюмере» и «Квартете» (оба спектакля – по Рональду Харвуду), а также «Палачах» по Мартину Макдонаху. Последняя постановка датируется 2019 годом, до нее у Олега Басилашвили случился перерыв в выходах на сцену длиной в 9 лет.

Начало карьеры в кино

Как утверждает Википедия, карьера Олега Басилашвили как актера кино началась с картины «Подкидыш», где он сыграл в одном из эпизодов мальчика на велосипеде. В титрах юный актер указан не был, аналогичная история случилась и со вторым фильмом – «Красным галстуком», где он сыграл школьника на церемонии приема в пионеры.

Первой крупной ролью для артиста стал жених из фильма Григория Никулина «Невеста». После него актер отметился в нескольких экранизациях: сначала была повесть Михаила Шолохова «Поднятая целина», затем повесть Александра Куприна «Гранатовый браслет», а после «Старшая сестра» по пьесе Александра Володина и «Живой труп» по пьесе Льва Толстого.

Были у Олега Валериановича и фильмы иного рода. Так, он снялся в приключенческой ленте Николая Розанцева «Заговор послов», где сыграл главу британской миссии в россии Роберта Локкарта. А в советском детективе «Возвращение «Святого Луки» воплотил образ спекулянта антиквариатом.

От «Рабы любви» к «Осеннему марафону»

Первая половина 70-х для актера прошла без заметных ролей, выделялся только многосерийный фильм «Вечный зов», снятый по мотивам одноименного романа Анатолия Иванова. Зато во второй половине того десятилетия ситуация резко изменилась.

Сначала Басилашвили снялся у Никиты Михалкова в его драме «Раба любви», где ему компанию составили Елена Соловей, Родион Нахапетов, Александр Калягин и Александр Адабашьян. Затем артиста позвал Владимир Басов, который взялся за экранизацию пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных».

Однако один из самых запоминающихся образов того отрезка для Басилашвили стал Юрий Самохвалов из «Служебного романа» Эльдара Рязанова. За эту роль он удостоился Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

С Рязановым актер мог поработать и раньше. Он считался основным претендентом на роль Ипполита в трагикомедии «Ирония судьбы, или С легким паром» и даже был утвержден, но отказался от съемок из-за смерти отца (вдобавок одновременно с Валерианом Басилашвили умер и один из ведущих актеров БДТ Ефим Копелян). Однако наблюдательный зритель может заметить присутствие Басилашвили в фильме: когда Надя (в исполнении Барбары Брыльской) подбирает со снега выброшенное Лукашиным из окна фото Ипполита в исполнении Олега Басилашвили, а не Юрия Яковлева).

Снялся Басилашвили и у Георгия Данелии в комедии «Осенний марафон». Он сыграл роль переводчика Андрея Бузыкина, бегающего по утрам за компанию со своим гостем из Дании Биллом Хансеном.

Работа с Рязановым

80-е начались для Олега Басилашвили с фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Его, как и «Служебный роман» снял Эльдар Рязанов. Артист сыграл действительного тайного советника графа Мерзляева.

Позвал режиссер Олега Валериановича и в следующую ленту, Басилашвили сыграл одну из двух главных ролей в мелодраме «Вокзал для двоих». Компанию ему составила Людмила Гурченко.

Также в первой половине 80-х актер отметился у Семена Арановича в телесериале «Противостояние» по одноименному роману Юлиана Семенова. Во второй половине того десятилетия он дважды снимался у Карена Шахназарова: сначала в «Курьере», затем в «Городе Зеро». Также в 80-х он отметился в последнем фильме Татьяны Лиозновой «Конец света с последующим симпозиумом».

В начале 90-х Басилашвили вернулся к работе с Рязановым. На этот раз они вместе работали над фильмами «Небеса обетованные» и «Предсказание». На 90-е, отнюдь не самое лучшее десятилетие для отечественного кино, у Олега пришлось также новое сотрудничество с Шахназаровым и Данелией. У первого он сыграл в фантасмагорической комедии «Сны», а у второго – в трагикомедии «Орел и решка».

Последний опыт сотрудничества с Рязановым пришелся на 2006 год, когда Басилашвили снимался в музыкальной комедии «Карнавальная ночь – 2, или 50 лет спустя».

Другие фильмы с Басилашвили

В нулевых Басилашвили продолжался активно сниматься, хотя возраст был уже вполне серьезен (на начало XXI века артисту было уже 66 лет). Среди заметных фильмов и сериалов этого периода – еще одна лента Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений», где актер предстал в роли папы римского Александра VI, экранизация романа Бориса Акунина «Азазель», сериал Виктора Мережко «Сонька Золотая Ручка» о знаменитой аферистке.

Особняком стоят два опыта сотрудничества актера с Владимиром Бортко. Впервые они поработали вместе еще в конце 80-х, когда Олег был задействован в картине «Единожды солгав…» Однако более успешными стали те разы, когда Бортко взялся за экранизацию русской классики.

В сериале «Идиот» по роману Достоевского артист сыграл генерала Епанчина, а вот в «Мастере и Маргарите» Олегу Басилашвили досталась роль Воланда.

Среди других заметных проектов того времени – сериал Сергея Урсуляка «Ликвидация» про борьбу с бандитизмом в послевоенной Одессе и фильм «Большой вальс» Владимира Меньшова, который в итоге так и не был завершен.

Последними работами в фильмографии актера стали мини-сериал Виктора Мережко «Не ждали» и киноальманах «Без границ».

Награды артиста

За долгую театральную карьеру актер удостоился ряда престижных наград. У него есть две «Золотых маски»: одна за спектакль «Дядюшкин сон», вторая – «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства».

Также Олегу четырежды вручали премию «Золотой софит» (трижды за роли в постановках «Антигона», «Квартет» и все тот же «Дядюшкин сон», а еще одну – за вклад в театральную культуру). Помимо этого, в активе Басилашвили – театральная премия имени Константина Станиславского, награда «Звезда Театрала» и актерская премия «Фигаро» имени Андрея Миронова.

Что до кинематографических наград, то у артиста, кроме Госпремии РСФСР, в активе есть «Ника», которую вручает Российская академия кинематографических искусств. Премию дали не за конкретный фильм, а вручили в номинации «Честь и достоинство».

Аналогично – по совокупности трудов – актера наградили и на фестивале «Виват кино России!» в 2007-м. Награду вручили с формулировкой «За создание выдающихся образов в кинематографе».

Кроме театрально-киношных наград, у Басилашвили есть орден «За заслуги перед Отечеством» (II, III и IV степеней), орден Почета и орден Дружбы, а еще с советских времен – орден Трудового Красного Знамени.

Личная жизнь Олега Басилашвили

В биографии Олега Басилашвили были два брака. Первый раз Олегу Басилашвили довелось жениться по молодости.

Первой супругой стала его сокурсница Татьяна Доронина. Поженились они на последнем курсе вуза. Свадьбу они сыграли в Казахстане, где были на съемках. Одним из свидетелей был Олег Ефремов. Вернувшись в Москву, молодые закатили еще одно празднество – уже в квартире родителей Олега.

Вместе Олег и Татьяна, которая уже в конце 2010-х стала президентом МХАТ имени Горького, прожили восемь лет. Расстались они друзьями, а позже Доронина в своей книге «Дневник актрисы» рассказала, что в свое время решилась на аборт. Произошло это вскоре после того, как ей сообщили, что муж закрутил служебный роман во время съемок фильма «Гранатовый браслет».

Со второй женой артист прожил куда дольше. Галина Евгеньевна Мшанская – дочь советской оперной певицы Ольги Феликсовны Мшанской – выбрала себе карьеру на телевидении. На момент их знакомства у Галины тоже был опыт семейной жизни. Сам же Басилашвили обратил на нее внимание, когда с другом Павлом Луспекаевым (таможенник Верещагин из «Белого солнца пустыни») смотрел телевизор.

Первые два года супруги прожили в гражданском браке, а затем поженились. В браке с Галиной у актера родились двое детей, обе дочери. Сначала родилась Ольга, а в 1973-м в семье Олега Басилашвили второй раз случилось пополнение – на свет появилась Ксения.

Ольга взяла себе фамилию матери и пошла по ее стопам, устроившись работать на петербургском телевидении. Среди программ, к которым она приложила руку, – «Путешествие из Вашингтона в Баден-Баден» и «Русские сезоны в Париже».

А вот Ксения поначалу собиралась стать актрисой. Она пошла на актерский факультет под фамилией Ильинская, чтобы никто не брал в расчет, чья она дочка (аналогичным образом в свое время поступила Юлия Меньшова). Однако через год после учебы девушка перевелась на филфак. Сейчас она работает журналистом и сотрудничает с радиостанцией «Эхо Москвы» как обозреватель по вопросам культуры.

Именно усилиями Ксении Олег Басилашвили стал дедушкой. В 2009 году младшая дочь артиста родила девочку, которой дали редкое имя Мариника. А еще через 4,5 года Олега Басилашвили осчастливили вторым внуком – у Ксении родился сын Тимофей.

Олег Басилашвили сейчас

В январе 2021 года СМИ сообщили, что знаменитого актера госпитализировали с коронавирусом. Он соблюдал самоизоляцию, но все равно заразился.

COVID-2019 артист поборол, сегодня его состояние здоровья нормальное. Вакцинироваться, по его словам, врачи ему пока не советуют, отмечая высокий уровень антител.

Сам Олег призвал всех носить маски и пройти вакцинацию, так как, по его словам, стране и всему миру угрожает опасность – человечество может исчезнуть вообще.

Венгерский «Оливье» разнообразит новогодний стол: сразит гостей наповал — они будут жадно вылизывать тарелки
Реклама