Биография Леонида Каневского: инспектор Томин из «Следствие ведут ЗнаТоКи»
Леонид Каневский. Биография: «Ленком» и театр на Малой Бронной, «Бриллиантовая рука», «Следствие ведут знатоки» и другие фильмы, документальный цикл «Следствие вели...».
Краткая справка
Леонид Каневский (Leonid Kanevskiy). Дата рождения – 2 мая 1939 года. Место рождения – Киев, Украинская ССР, СССР. Рост – 168 см. Вес – 72 кг.
Ранние годы
Будущий актер театра и кино появился на свет в Киеве в еврейской семье. Отец Лени работал фруктовщиком-технологом, а мать была домохозяйкой с двумя курсами Киевской консерватории за плечами. Леонид был не единственным ребенком в семье Каневских, у него есть старший брат Александр (разница в возрасте у них 6 лет).
С братом в детские годы отношения у Леонида были не самые теплые, дети часто дрались, а так как Александр был старше и сильнее, то Леонид пошел в спортивную секцию, заниматься борьбой у Константина Накельского. После этого Александр и его двоюродный брат Роман юношу больше не обижали.
Театром мальчик заинтересовался в 11 лет, когда сходил на занятие в драмкружке при клубе МВД. Отец увлечение не одобрял, надеясь, что отпрыск пойдет по его стопам. Мать же наоборот поддерживала сына. Именно она поехала с ним в Москву, когда Леонид покончил со школой и решил получать высшее образование.
Поездка в Москву обернулась для юноши поступлением в Щукинское театральное училище. Прочитав монолог Городничего из гоголевского «Ревизора», он попал на курс Веры Константиновны Львовой. На параллельном курсе учились многие будущие звезды советского кино – Михаил Державин, Лев Дуров, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт и др.
А вот в школу-студию МХАТ и Щепкинское училище юношу не взяли, пояснив, что актеры с такой фактурой им не нужны.
Карьера в «Ленкоме»
Еще во время учебы в вузе Леониду Каневскому предложили стать актером театра имени Ленского комсомола. Его дебют на сцене «Ленкома» пришелся на 1959 год, когда Леонида Каневского ввели в спектакль «Братья Ершовы» по пьесе Всеволода Кочетова. Режиссером постановки был Сергей Майоров, который отдал студенту роль Бориса Воробейного.
За семь лет работы в «Ленкоме» Каневский успел посотрудничать с такими режиссерами, как Феликс Берман, Софья Гиацинтова, Яков Губенко, Лев Дуров, Оскар Ремез, Борис Толмазов, Александр Ширвиндт, Сергей Штейн, но чаще всего актера задействовал Анатолий Эфрос.
На счету артиста такие постановки, как «Опасный возраст» (по Семену Нариньяни), «Цветы живые» (по Николаю Погодину), «Годы странствий» (по Алексею Арбузову), «Центр нападения умрет на заре» (по Агустину Куссани), «Двадцать лет спустя» (по Михаилу Светлову), «Аттракционы» (по Александру Володину) и «Чайка» (по Чехову), однако самым частым автором, в спектаклях по произведениям которого Каневский играл, был Эдвард Радзинский. Таких постановок было три – «Вам 22, старики!», «104 страницы про любовь» и «Снимается кино…»
В 1967 году в «Ленкоме» случились изменения. Худрук театра Анатолий Эфрос был отстранен от должности. Чиновники из Моссовета решили, что он не обеспечил «правильное направление в формировании репертуара». Эфрос ушел из «Ленкома» в МДТ на Малой Бронной и увел за собой 11 актеров. В их числе был и Леонид Каневский.
Театр на Малой Бронной
На Малой Бронной актер задержался надолго – вплоть до распада Союза, отметившись в полутора десятках спектаклей. Он играл в постановках Уильяма Шекспира («Как вам это понравится», «Ромео и Джульетта» и «Отелло»), Алексея Арбузова («Сказки старого Арбата»), Виктора Розова («Ситуация»), Александра Володина («Детектив каменного века») и проч.
Среди режиссеров, с которыми артист сотрудничал в МДТ на Малой Бронной, были Лев Дуров, Евгений, Петр Фоменко, но чаще всего спектакли с участием Каневского ставил сам Эфрос.
В 1991-м Леонид Семенович уехал в Израиль, где вместе с режиссером Евгением Арье создал в Тель-Авиве драматический театр «Гешер» («мост» – на иврите). Там он играл в разных постановках, а уже в новом тысячелетии пару раз вернулся на сцену театра на Малой Бронной. Сначала, чтобы поучаствовать в постановке пьесы Валерия Мухарьямова «Поздняя любовь», которую делал как раз Арье, а во второй раз – чтобы сыграть у Сергея Голомазова в «Ревизоре». Того самого Городничего, чей монолог юный Леонид читал на экзамене в «Щуку».
Начало карьеры в кино
Дебют Леонида Каневского в кино состоялся в 1963 году, когда он сыграл заведующего сельского магазина в драме Бориса Рыцарева «Сорок минут до рассвета». Следующая его роль пришлась на фэнтезийный фильм «Город мастеров», снятый Владимиром Бычковым по сценарию Николая Эрдмана. У Бычкова актер сыграл и в картине «Жизнь и вознесение Юрася Братчика», снятого по роману Владимира Короткевича «Христос остановился в Гродно».
Однако наиболее успешным фильмом с участием артиста стала комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», где Леониду Каневскому досталась роль одного из контрабандистов (его герой накладывал гипс Семену Горбункову в исполнении Юрия Никулина).
В 60-х Каневский отметился еще в двух значимых фильмах. Сначала Леонид снялся у режиссера Маноса Захариаса, грека по национальности, сбежавшего в СССР от режима «Черных полковников», в драме «Каратель», а затем отметился небольшой ролью в совместном проекте ряда стран о спасении экспедиции Умберто Нобиле. В фильме «Красная палатка», который снимал Михаил Калатозов, вместе с Кагневским снялись молодой Шон Коннери, звезда итальянского кино Клаудиа Кардинале, Никита Михалков и Донатас Банионис.
«Следствие ведут ЗнаТоКи»
Однако всесоюзную популярность актеру принесли ни комедия Гайдая, ни драма Калатозова. Известность Леониду Каневскому принес цикл «Следствие ведут ЗнаТоКи», где он сыграл инспектора Московского уголовного розыска Александра Томина.
В этой роли он снялся в 20 фильмах цикла, вышедших в советские времена, а также в двух картинах после перезапуска в начале 2000-х. Его напарников – следователя Павла Знаменского и криминилиста Зинаиду Кибрит – сыграли Георгий Мартынюк и Эльза Леждей (в двух сериях после перезапуска вместо Зинаиды Кибрит была Татьяна Китаева, так как Леждей до съемок не дожила, вместо нее играла Лилия Вележева).
Другие фильмы с Каневским
Хотя Леонид был сильно занят в детективном проекте, он успевал сниматься и в других фильмах. Среди них были «Д’Артаньян и три мушкетера», где он исполнил роль галантерейщика Бонасье, «Мэри Поппинс, до свидания!» и «Пеппи Длинныйчулок».
Последним фильмом перед отъездом в Израиль стал детектив Константина Худякова «Смерть в кино», где героя Каневского зовут… Александр Томин. Однако герой не сыщик, а артист, который собирается эмигрировать на Землю Обетованную (забавная параллель с биографией самого Леонида Каневского).
Возвращение в кино состоялось в 1999-м, когда на экраны вышел триллер Александра Шабатаева «Иудейская вендетта». Леонид сыграл в нем главную роль. Лента была совместного производства России, Молдавии и Израиля. За ней последовала еще две снятых в Израиле картины – комедийная мелодрама «Поздняя женитьба» и биографическая драма «Электрический человек» о жизни Пинхаса Рутенберга, революционера-эсера и основателя электрокомпании в Палестине.
В середине 2000-х актер отметился сотрудничеством с Павлом Лунгиным в комедийной драме «Бедные родственники», а также снялся в сериале «Семин» в заглавной роли полковника милиции (а позже и в продолжении «Семин. Возмездие».
Среди последних работ Каневского – сериалы «Чисто московские убийства» и «Отель счастливых сердец», а также комедия от «Квартета И» «О чем говорят мужчины. Продолжение».
Телевидение
С телевидением Каневский подружился еще в Израиле. Там Леонид на местном «9-м канале» вел телеигру «Девятый вал».
А вернувшись в Россию, артист стал вести передачу на канале «НТВ» с характерным названием «Следствие вели…» Это авторский цикл документальных передач о расследованиях самых громких преступлений, совершенных в Советском Союзе. Среди героев цикла – серийные убийцы и маньяки, налетчики и воздушные пираты, брачные аферисты и воры в законе.
Сам Каневский позже рассказывал, что ему позвонили из Москвы и предложили этот проект. По его словам, он прельстился тем, что проект был не сухой констатацией фактов, а изложением истории с личными интонациями.
Личная жизнь Леонида Каневского
За плечами Леонида Каневского всего один брак, зато долгий и счастливый. В 28 лет актер встретил свою будущую супругу Анну Березину, которая приходится дочерью комика Ефима Березина, более известного как Штепсель.
Знакомство состоялось благодаря брату Леонида Александру. Александр работал с Березиным и его коллегой по дуэту Юрием Тимошенко (Тарапунькой), писал для них юмористические миниатюры. Саша, который уже был женат, посоветовал брату обратить внимание на Аню, которая была на 10 лет моложе.
Свадьбу Анна и Леонид сыграли через 8 лет после знакомства в 1975-м. Долгое время они жили в кооперативе «Молодежь театров», где их соседями были Никита Михалков с супругой Анастасией Вертинской, а также Валентин Смирнитский (Портос из «Д’Артаньяна и трех мушкетеров»).
Жена Леонида Каневского по профессии была филологом и переводчиком. Как отмечает Википедия, она знает несколько иностранных языков – английский, польский, чешский и иврит.
Через два года после свадьбы в семье артиста случилось пополнение – родилась дочь Наталья. Повзрослев, дочь Леонида Каневского стала художником по костюмам и сценографом, встретила израильского педагога Идо Натива, преподававшего иврит в институте стран Азии и Африки МГУ (ИСАиА) и вышла за него замуж. В браке с ним дочка заслуженного артиста РСФСР родила дочь Амалию, а через три года и сына Микаэля.
Еще одной родственницей Леонида Каневского является актриса Рената Пиотровски. Она приходится ему троюродной внучкой (она внучка заслуженного артиста СССР Анатолия Каневского, двоюродного дяди Леонида).
Ложная «смерть» артиста
Летом 2016 года в неофициальном аккаунте телепередачи «Следствие вели…» в Twitter разместили сообщение о смерти артиста. Причины смерти Леонида Каневского не назывались.
Сам артист эту информацию опроверг. В комментариях СМИ Леонид отметил, что отдыхает в Юрмале и чувствует себя хорошо. «А всем этим твиттерам я бы сказал пару ласковых…» – добавил он.