Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

Биография Татьяны Догилевой: от «Вокзала для двоих» до «Вампиров средней полосы»

Татьяна Догилева. Биография: «Ленком» и МДТ имени Ермоловой, «Вокзал для двоих», «Покровские ворота», «Блондинка за углом» и другие фильмы, «Отпуск», «Вампиры средней полосы» и другие сериалы.

Краткая справка

Татьяна Анатольевна Догилева (Tatyana Dogileva). Дата рождения – 27 февраля 1957 года. Место рождения – село Ново-Михайловское, Московская область, РСФСР, СССР. Рост – 164 см. Вес – 51 кг.

Детские и ранние годы

Будущая актриса театра и кино родилась в деревне Ново-Михайловское Рузского района Подмосковья, пишет Википедия. Сама Догилева в одном из интервью указывала, что родилась в Москве, а вот родители были не из столицы. Отец Анатолий Михайлович – из Подмосковья, мать Анна Афанасьевна – из-под Тамбова.

У Тани был старший брат Владимир (разница в возрасте с сестрой у него была 5 лет). Из-за проблем с ногами он был инвалидом с детства и скончался в середине 90-х.

Семья Догилевых жила бедно, родители трудились на мукомольном комбинате, но дочь отправили учиться в школу при Академии педагогических наук в надежде, что потом она поступит в данный вуз. Но в 14 лет Таню заинтересовала актерская стезя, и она начала посещать студию юного актера при Центральном телевидении.

Получив аттестат о среднем образовании, девушка подала документы во все театральные вузы. В итоге она оказалась студенткой ГИТИСа. Училась Татьяна на курсе Всеволода Остальского, а среди ее сокурсников были Виктор Сухоруков и Юрий Стоянов. Дипломной работой стала роль Беатриче в постановке пьесы Уильяма Шекспира «Много шума из ничего».

Карьера в театре

После окончания вуза выпускница стала актрисой Московского театра имени Ленинского комсомола (ныне «Ленком Марка Захарова»). Директором театра тогда был Рафик Экимян, а вот главным режиссером – как раз Марк Захаров.

В «Ленкоме» она прослужила семь лет, за это время сыграв только в постановке «Жестокие игры», где ей досталась роль Нелли. Впоследствии артистка поясняла, что именно отсутствие ролей сподвигло ее сменить «Ленком» на театр имени Марии Ермоловой.

В интервью «МК» Татьяна отметила, что в «Ленкоме» в тот период был абсолютизм Захарова, режиссер «ставил спектакли, которые ему казались нужными, которые его волновали». И все это сочеталось с хорошей атмосферой, все были заняты делом, и театр шел вперед, добавила артистка. Об опыте сотрудничества с Захаровым Догилева не жалеет: «Он сделал из меня актрису».

Однако играть все-таки очень хотелось. И в середине 80-х годов она перебралась в театр имени Марии Ермоловой. По ее словам, начало было довольно бурное, но потом «театр стал разваливаться». Частично виновным в этом актриса считает режиссера Валерия Фокина, худрука театра в последние годы существования Союза.

Однако в тот период она отметилась в таких постановках, как «Спортивные сцены 1981 года» и «Наш Декамерон» (по пьесам Эдварда Радзинского), «Говори!» (по очеркам Валентина Овечкина) и «Шаткое равновесие» (по пьесе Эдварда Олби). Помимо сотрудничества с Фокиным, Татьяна Догилева успела поработать с Владимиром Салюком и Романом Виктюком.

Когда Фокин покинул театр на фоне его разделения на Театр имени Ермоловой и Международный театральный центр имени Ермоловой, к руководству именно театром пришел Владимир Андреев. При нем Татьяне Догилевой перестали доставаться не то что главные, но хоть какие-то роли. Из театра актриса ушла только в 2012 году, когда МХТ возглавил Олег Меньшиков. Расставание с местом работы сопровождалось скандалом: Догилева обвинила Олега, крестного отца ее единственной дочери, в звездной болезни и стремлении окружить себя людьми, которые не критикуют. Спустя много лет актриса признала, что в тот момент обида на бывшего товарища была велика.

Совсем без работы на сцене актриса в те два десятка лет не сидела. Она отметилась у Петера Штайна в «Орестее», которую тот ставил в Центральном академическом театре Российской армии, играла в театре Антона Чехова («Чествование») и театре имени Моссовета («Двенадцатая ночь, или Всё равно что» и «Безобразная Эльза»), а также в ряде антрепризных спектаклей.

В 90-е Татьяне Догилевой удалось из актрис переквалифицироваться в режиссеры. Ее дебютной постановкой стал «Лунный свет, медовый месяц», в котором была задействована труппа «Русская антреприза Михаила Козакова». После этого были такие постановки, как «Московские страсти», «Не отрекаются, любя…», «Дама ждет, кларнет играет…» и «Падшие ангелы».

Карьера в кино

Поскольку еще в подростковом возрасте Татьяна Догилева посещала студию юного актера при ЦТ, ее дебют состоялся рано – в 14 лет. Актерская карьера началась с приключенческого фильма Феликса Глямшина «Отдать швартовы!»

Первой заметной лентой с участием Татьяны Догилевой стала вышедшая в 1978 году «Безбилетная пассажирка». В комедийной мелодраме Юрия Победоносцева недавней выпускнице досталась главная роль.

В том же 1978-м на экраны вышел и еще один заметный фильм с участием Татьяны – «Поздняя встреча», в которой компанию ей составили Алексей Баталов, Маргарита Володина и Михаил Глузский.

Наиболее продуктивным для Догилевой стал 1982 год, когда на экраны вышло сразу семь картин с ее участием. Среди них стоит выделить две наиболее заметные – «Покровские ворота» и «Вокзал для двоих».

Но если в этих двух известных фильмах актриса сыграла во второстепенных ролях, то комедийная мелодрама «Блондинка за углом» стала ее звездным часом. В ленте Владимира Бортко она сыграла продавщицу универсама, которая встречается с бывшим радиофизиком, а ныне грузчиком (в исполнении Андрея Миронова).

Еще одной крупной ролью советского периода стала медсестра Лида в «Забытой мелодии для флейты» Эльдара Рязанова, где партнером артистки был Леонид Филатов. Также в картине были задействованы Ирина Купченко, Александр Ширвиндт, Валентин Гафт и Вацлав Дворжецкий.

Под конец существования СССР актриса снова поработала вместе с Бортко. В отличие от «Блондинки за углом» режиссер взялся за более серьезную тему – тему войны в Афганистане. В главной женской роли медсестры Кати в фильме «Афганский излом» Бортко задействовал Догилеву, а вот главную мужскую роль отдал итальянцу Микеле Плачидо, известному советскому зрителю как комиссар Каттани из сериала «Спрут». За роль в «Афганском изломе» Татьяна, к тому времени уже заслуженная артистка РСФСР, была удостоена премии «Кинотавр».

Хотя 90-е годы были сложным временем для отечественного кинематографа, в фильмографии Догилевой в этот период много записей. Она снялась у Георгия Шенгелия в «Стрельце неприкаянном», у Анатолия Эйрамджана в «Женихе из Майами», у Эльдара Рязанова – в комедии «Привет, дуралеи!» и у Аллы Суриковой – в комедии «Дети понедельника».

Наиболее заметным фильмом 90-х с участием Догилевой стал «Восток-Запад», где ее партнерами были Олег Меньшиков (с которым она снималась еще в «Покровских воротах»), Сергей Бодров-младший и звезда французского кино Катрин Денев.

В нулевые актриса начала сниматься в сериалах. Среди ее работ подобного профиля – «Участок», «Гибель империи», «Моя прекрасная няня», но наиболее выделялся ситком «Люба, дети и завод…»

Продолжила сниматься в сериалах актриса и в 2010-х. «Доктор Тырса», «Склифосовский», «Свет и тень маяка», «Обычная женщина» – вот далеко неполный список проектов с ее участием.

Что до полнометражного кино, то артистка успела поработать с Алексеем Балабановым («Жмурки»), Юлией Волхонской («Бомжиха»), Оксаной Карас («Хороший мальчик») и Кириллом Плетневым («Жги!»).

Среди последних ее работ – байопик «Доктор Лиза» о Елизавете Глинке, где она сыграла бездомную, а также сериалы «Отпуск», «Окаянные дни» и «Вампиры средней полосы». В последнем из них компанию Татьяне составил Юрий Стоянов.

Всего в фильмографии артистки свыше 130 ролей и сотрудничество со многими известными режиссерами. Комментируя уже в апреле 2021 года заявления Елены Прокловой о порочной практике харассмента в советском кино, она отметила, что некоторых ее знакомых коллег не утверждали на главные роли, так как те отказывали режиссерам в сексе, но ее саму подобные ситуации с мужчинами обошли стороной.

Личная жизнь

Еще в вузе у Догилевой был роман с ее однокурсником Юрием Стояновым, однако из него не вышло ничего серьезного. Зато первый брак Татьяны Догилевой случился еще в самой молодости – сразу после окончания института. Ее избранником стал осветитель Александр, с которым она познакомилась на съемках фильма «Безбилетная пассажирка».

Этот брак продержался всего три месяца. Актриса много снималась и оказалась мало готова к семейной жизни, так что супруг быстро не выдержал.

Во второй раз под венец Догилева отправилась только в 33. Ее мужем стал сатирик Михаил Мишин. Этот брак продлился 18 лет, пока в 2008-м супруги не развелись. В браке с Мишиным у Татьяны Догилевой родилась дочь Екатерина.

Екатерина пошла по стопам матери и тоже стала актрисой. По словам Татьяны, ей удалось отправить единственного ребенка учиться в Штаты, еще когда «рубль был рублем». Муж Михаил тоже сильно помог дочке финансово, уточнила актриса.

Екатерина Ланн (именно под такой фамилией дочка Татьяны снимается в России) уже успела отметиться в мелодраме Андрея Селиванова «Джинн» и сериалах «Обычная женщина», «Ланцет» и «Заповедный спецназ».

Догилева сейчас

Сейчас Татьяну Догилеву, отметившую в 2017-м 60-летний юбилей, продолжают звать сниматься в разных проектах. Она поборола проблемы с алкоголем, которые у нее возникли в начале нулевых на фоне незанятости в театре и смертей родственников.

Однако поклонники артистки отмечают, что она сильно располнела. Сама она объясняет то, что потолстела, некоторыми проблемами со здоровьем. Сбрасывать вес, который набрала, кинозвезда не планирует, также она отвергает мысли об обращении к косметологам (по ее словам, у нее уже был неудачный опыт пластики).

Соцсети заслуженная артистка России (звание присвоено в 2000 году) не ведет. Страниц с фото и видео в Инстаграме или во «ВКонтакте» у нее нет.

Полная версия