Елена Проклова: Лариса Ивановна из «Мимино», харассмент и другие факты биографии
Елена Проклова. Биография: «Снежная королева», «Гори, гори, моя звезда», «Мимино» и другие фильмы, «Малахов+» и другие телепередачи, три мужа и рассказ о пережитом в детстве насилии.
Краткая справка
Елена Игоревна Проклова (Elena Proklova). Дата рождения – 2 сентября 1953 года. Место рождения – Москва, СССР. Рост – 165 см. Вес – 65 кг.
Детские и ранние годы
Будущая звезда советского кино родилась в семье преподавателя Военно-политической академии имени Ленина Игоря Викторовича и учительницы Инессы Александровны. Хотя ребенок чувствовал творческую атмосферу, окружавшую семью, – многие деятели культуры были хорошими знакомыми родителей, до определенного момента девочка не думала о том, чтобы стать актрисой. Лена росла спортсменкой: с раннего детства занималась спортивной гимнастикой, а в 11 получила звание мастера спорта.
После школы, уже имея опыт съемок в кино, девушка отнесла документы в Школу-студию МХАТ, где училась на курсе Василия Петровича Маркова. После окончания вуза ее приняли в труппу МХАТ, где она проработала до 1991 года.
Начало карьеры в кино
В кино как актриса Елена Проклова дебютировала еще в 11 в фильме «Звонят, откройте дверь». Режиссером картины был Александр Митта, а вторым режиссером – дед Елены Виктор Проклов, который отвечал за подбор актеров. Друг семьи посоветовал Виктору устроить для внучки пробы, но тот отказался. Тогда он связался с самим Миттой, который одобрил выбор.
Главная роль досталась Прокловой и в следующем фильме – «Снежной королеве» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена. После юная актриса снялась у Ричарда Викторова в семейном фильме «Переходный возраст» и снова у Митты в мелодраме «Гори, гори, моя звезда». В последней картине партнерами Прокловой по съемочной площадке были звезды советского кино – Олег Табаков, Евгений Леонов, Олег Ефремов, Леонид Куравлев, Марлен Хуциев и Нонна Мордюкова.
Мария Миронова и Лариса Ивановна
После второго сотрудничества с Миттой актриса взяла длинную паузу в карьере. Она была связана с окончанием школы, поступлением в вуз, браком и беременностью. На экраны Елена вернулась только в 1975-м. Она снялась в главной роли у Иосифа Хейфеца в драме «Единственная…». По сюжету фильма героиня Прокловой изменяет мужу, которого сыграл Валерий Золотухин.
Очень плодотворным в творческом плане для актрисы выдался 1976 год. На экраны вышли сразу три картины, в которых она сыграла главную роль. Это мелодрама Игоря Масленникова «Сентиментальный роман», драма Динары Асановой «Ключ без права передачи» и экранизация пушкинской «Капитанской дочки», где она сыграла роль Марии Мироновой. За роль учительницы Марины в Максимовны в школьной драме Асановой актриса удостоилась премии Ленинского комсомола.
Столь же плодотворным вышел и 1977-й. Тут и драма Юлия Карасика «Собственное мнение», и музыкальная комедия Яна Фрида «Собака на сене», и сказка Надежды Кашеверовой «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», и драма Павла Арсенова «Смятение чувств». Особняком стоит трагикомедия Георгия Данелии «Мимино». В ней актриса сыграла стюардессу Ларису Ивановну Комарову – ту самую из ушедшей в народ реплики героя Вахтанга Кикабидзе «Ларису Ивановну хочу».
В те годы востребованность актрисы была такой высокой, что она могла себе позволить отказываться от заманчивых предложений. Митта, которого Елена уже знала по двум совместным картинам, звал ее сняться в фильме-катастрофе «Запас прочности», который в итоге стал «Экипажем», но артистка отказалась. Роль стюардессы Тамары досталась Александре Яковлевой, для которой она стала билетом в мир большого кино. После откровений Прокловой в 2021 году можно предположить, что причиной отказа стала откровенная постельная сцена (по нынешним меркам довольно целомудренная). Сама Елена объясняла отказ занятостью в театре.
80-е и далее
80-е начались для Прокловой с участия в комедии Аллы Суриковой «Будьте моим мужем», где компанию ей составил Андрей Миронов. Однако затем фильмы становились все менее известными, хотя актрисе и доставались главные роли и звездные напарники (как в мелодраме «Будь счастлива, Юлия!», где партнером был Михай Волонтир).
Из работ этого периода в фильмографии актрисы выделяются детектив «Из жизни начальника уголовного розыска», в котором также снялись Кирилл Лавров и Леонид Филатов, пятисерийная драма «Грядущему веку» (с Донатасом Банионисом и Иваном Краско) и фантастический фильм «Идеальное преступление».
90-е для отечественного кинематографа были тяжелым временем, и сама Проклова почти не снималась в этот период. Отметилась в начале десятилетия в мелодраме «А спать с чужой женой, хорошо?!», после чего появилась на экране только в киноальманахе «Чехов и Ко», а также в сериале «Досье детектива Дубровского», где сыграла бывшую супругу заглавного героя.
Не сильно больше она сыграла и за два последующих десятка лет. Комедийные мелодрамы «Желтый карлик» и «А мама лучше!», мини-сериалы «Счастье по рецепту» и «Призраки Замоскворечья», сериал «Андреевский флаг» – вот и весь список ее работ в XXI веке. Однако последний сериал снят в 2020-м, и есть надежда, что Елена еще вернется на экраны, многие ее коллеги снимались и в более преклонном возрасте.
Телевидение
Хотя в кино Проклову в 2000-е и 2010-е звали мало, актриса нашла свою отдушину, которой для нее стало телевидение. Так, в начале нового тысячелетия она отметилась в реалити-шоу «Последний герой 3: Остаться в живых».
А уже в середине нулевых заслуженную артистку РСФСР (звание получено еще в 1984-м) позвали вести вместе с Геннадием Малаховым передачу «Малахов+» на «Первом канале». В качестве соведущей в этом телепроекте Елена продержалась почти до самого закрытия программы.
Однако без работы Проклова не осталась. На «Первом канале» ей оперативно нашли место ведущей передачи «ЖКХ». Там Елена задержалась на два года. С этой программой связан и интересный момент в биографии артистки: как пишет Википедия, летом 2012-го в одном из выпусков она рассказывала о вреде косметики «Desheli», а в конце того же года, уже перестав вести передачу, стала лицом этой торговой марки.
Личная жизнь
В биографии Елены Прокловой были три официальных брака. Первым мужем Елены Прокловой был режиссер-документалист Виталий Мелик-Карамов. Проклова вышла замуж за него еще студенткой, разница в возрасте у них была в пять лет в пользу Виталия.
Вместе они прожили четыре года. За это время у пары успела родиться дочь Арина, которая работает дизайнером. В 1995-м усилиями Арины, у которой родилась дочь Алиса, Елена Проклова стала бабушкой.
Вторым супругом актрисы был врач Александр Дерябин. Этот брак продержался также четыре года. СМИ пишут, что Дерябину актриса родила двух детей – мальчиков-близнецов, но они умерли вскоре после рождения.
Третьим мужем Прокловой стал бизнесмен Андрей Тришин, который был на восемь лет младше жены. Этот союз был самым долгим. Актриса и предприниматель жили вместе свыше 30 лет и развелись только в 2015 году. В этом браке у артистки родилась вторая дочь – Полина. Также СМИ пишут, что у пары был сын, но он тоже умер вскоре после рождения.
Фото артистки можно посмотреть в ее аккаунте в Instagram. На ее страницу с фотографиями и видео подписаны почти 20 тыс. пользователей.
Уже в конце 2010-х Елена рассказала в интервью СМИ, что сейчас живет крайне небогато, ровно на свою пенсию, которая составляет около 18 тыс. рублей. «Многие из нас привыкли жить красиво. Но сегодня приходится быть поскромней», – подчеркнула артистка.
Рассказ о насилии
В конце апреля 2021 года известная актриса оказалась в центре внимания телезрителей, рассказав о пережитых в детстве случаях насилия. Лера Кудрявцева, ведущая программы Секрет на миллион, позвала гостем Елену Проклову, которая и поведала о своем травмирующем опыте.
По словам Прокловой, было как минимум два неприятных эпизода. Первый произошел в 12 лет на съемках картины «Снежная королева», а приставал к девочке второй режиссер. Имя его Проклова напрямую не назвала.
Второй негативный опыт мужского внимания Проклова пережила в 15 лет, тогда Елена стала объектом страсти известного артиста. Дело было во время съемок другого фильма (судя по времени, это была лента «Гори, гори, моя звезда»). Имя известного актера она снова напрямую не назвала, но многие интернет-пользователи сошлись во мнении, что Проклова оказалась жертвой Олега Табакова, который был старше Елены на 18 лет и с которым ей пришлось играть у Александра Митты.
Проклова отметила, что актер, в которого Елена была влюблена, грязно ее лапал, склонял к оральному сексу, заставлял ее лежать рядом голую, пока сам занимался самоудовлетворением. Домогательства кинозвезды девушка, по ее собственным словам, терпела на протяжении двух лет, не помог даже разговор с матерью, так как та банально не поверила дочери. Сам же мужчина один раз даже пришел к родителям, говорил про большую любовь и просил ее руки, обещая развестись с супругой (если действительно речь о Табакове, то это актриса Людмила Крылова).
Кончились их отношения только, когда Проклова забеременела от первого мужа Виталия Мелик-Карамова, что ее настойчивый ухажер воспринял как предательство. Сама актриса уточнила в телеэфире, что секса с настойчивым ухажером у нее не было, так что в первый брак она вступила девственницей.
Вдова Олега Табакова Марина Зудина на вопросы подписчиков в Instagram о выступлении Елены Прокловой и ее возможном романе ответила, что ей «стыдно за пожилую женщину, которой нечем привлечь внимание».
Если Зудина была довольно сдержанна в своей оценке, то актриса Яна Поплавская, известная по роли Красной Шапочки, предложила своей коллеге с такими проблемами обращаться к психологу, а не обсуждать это в телеэфире. «О подобных вещах говорят либо духовнику, либо врачу», – подчеркнула она.
С осуждением того, что сделала Проклова, выступила и вдова Николая Караченцова Людмила Поргина. Она заявила, что «тенденции обсуждать личную жизнь пришли с Запада, это пошло и несерьезно».
Однако кое-кто встал и на защиту актрисы. Жена актера Бориса Щербакова Татьяна Бронзова сообщила, что и раньше знала эту историю давно минувших дней. Поддержала Проклову и писательница Ника Белоцерковская. Она назвала «совершенно дичайшими» комментарии тех, кто осуждает Проклову и не пытается ее просто понять.
Не осталась в стороне и телеведущая Лариса Гузеева. У себя в Инстаграме она разместила пост, в котором, не упоминая напрямую Проклову, задалась вопросом: «Почему женщ... бабы всегда на стороне насильников, а не жертв?»