Москва
18 декабря ‘24
Среда

Виталий Соломин: биография советского доктора Ватсона

Виталий Соломин. Биография: Малый театр и Театр имени Моссовета, доктор Ватсон и другие роли в кино, два брака и романы с Цыплаковой и Амановой.

Краткая справка

Виталий Мефодьевич Соломин (Vitaliy Solomin). Дата рождения – 12 декабря 1941 года. Место рождения – Чита, Забайкальский край, РСФСР, СССР. Дата смерти – 27 мая 2002 года. Место смерти – Москва, Россия.

Ранние годы

Будущий актер появился на свет в семье музыкальных педагогов Зинаиды Ананьевны Рябцевой и Мефодия Викторовича Соломина. Музыкальное окружение сыграло свое дело: в детстве родители учили сына играть на фортепиано. Виталий не был единственным ребенком в семье Соломиных, у него был старший брат Юрий. Разница в возрасте между братьями составляла 6 лет.

Школьные годы Виталия прошли в Чите. Помимо музыки, мальчик занимался и спортом, ходил в боксерскую секцию. После получения аттестата о среднем образовании юноша отправился в Москву, где поступил в Щепкинское училище (там же ранее учился и его старший брат) в класс Николая Анненкова. Как пишет Википедия, сокурсниками Соломина-младшего были Олег Даль и Михаил Кононов.

Театральная карьера

В спектаклях Малого театра Виталий участвовал еще со второго курса. Получив диплом, Соломин устроился на работу в труппу Малого театра. В Малом он прослужил свыше 20 лет.

За это время он успел сыграть в таких постановках, как «Иванов» (по Чехову), «Дачники» (по Максиму Горькому), «Любовь Яровая» (по Константину Треневу), «Заговор Фиеско в Генуе» (по Фридриху Шиллера), «Веер леди Уиндермир» (по Оскару Уайльду), «Свадьба Кречинского» (по Александру Сухово-Кобылину), «Не все коту масленица» (по Александру Островскому). Но самыми крупными ролями стали Чацкий в «Горе от ума» и Хлестаков – в гоголевском «Ревизоре».

Отметился Виталий и в режиссерском кресле. Он поставил пьесу Льва Толстого «Живой труп» и спектакль «Мой любимый клоун» по повести Василия Ливанова.

В середине 80-х артист сменил Малый театр на Театр имени Моссовета. Однако там он проработал всего три года, успев сыграть только в спектакле Геннадия Тростянецкого «Печальный детектив» (по пьесе Виктора Астафьева).

Уже в 1988-м актер вернулся в Малый театр, где играл до 2001 года. В этот период он совмещал работу актера с режиссурой. Среди постановок того времени – «Дикарка» Островского, мюзикл «Свадьба Кречинского» и «Иванов» по Чехову, в котором сыграл главную роль. Сыграл он также и в спектаклях «Ночь игуаны» (по Теннесси Уильямсу) и «Дядя Ваня» (по Чехову).

Карьера в кино

Кинематографическая биография Виталия Соломина началась в 60-е, когда он снялся у Марлена Хуциева в «Заставе Ильича». Роль у молодого актера была очень маленькая, а выход фильма из-за проблем с цензурой задержали на несколько лет.

Впервые актера Виталия Соломина зрители увидели на экране в 1963 году, когда вышла драма Теодора Вульфовича «Улица Ньютона, дом 1».

Однако первую известность Виталию Соломину принесли «Женщины» Павла Любимова, где он сыграл роль Жени Беднова. После этого он снялся в мелодраме «Старшая сестра» вместе с Татьяной Дорониной и комедии «Крепкий орешек» на пару с Надеждой Румянцевой.

Успех пришел к Виталию ближе к концу 70-х. Он пробовался на роль Гоши в мелодраме «Москва слезам не верит», которая в итоге удостоилась «Оскара», но Владимир Меньшов взял Алексея Баталова. А вот Андрей Кончаловский снял Виталия Соломина в роли красноармейца Николая Устюжанина в своей эпопее «Сибириада».

Шерлок Холмс и доктор Ватсон

Однако наибольшую известность артисту принесли фильмы про Шерлока Холмса. После них Виталия Соломина перестали считать только братом Юрия Соломина.

Первый фильм Игоря Масленникова на основе произведений о знаменитом британском сыщике вышел в 1979 году. Он был снят по мотивам рассказа «Пестрая лента» и повести «Этюд в багровых тонах».

Соломин снялся во всех пяти классических фильмах о великом сыщике. Василий Ливанов, вспоминая о последней части цикла, отмечал, что она не удалась. В качестве причин он называл то, что за сценарий взялся сам Масленников и последний был плох. С режиссером советский Холмс рассорился, а вот Соломин и Ливанов остались друзьями.

Доктор Ватсон так и остался для Василия самой запоминающейся ролью. Уже в апреле 2007 (почти через 5 лет после смерти артиста) в Москве на Смоленской набережной близ посольства Великобритании открылся памятник Холмсу и Ватсону, внешность которых была списана с Ливанова и Соломина.

Другие фильмы Виталия Соломина

В 80-е Виталий снимался не только в «шерлокиане». У Масленникова он также отметился в мелодраме «Зимняя вишня» и ее продолжении, а также экранизации пушкинской «Пиковой дамы».

Снялся он и у Яна Фрида в «Сильве», ранее с ним он работал в 70-е, когда тот ставил другую оперетту Имре Кальмана «Летучую мышь». Также в 80-е актер сотрудничал с Аллой Суриковой («Искренне ваш…»), Александра Сурина («Возвращение с орбиты») и др.

В 90-е народный артист РСФСР снимался не часто. В его фильмографии в тот период – детектив «Черный квадрат» Юрия Мороза, историческая драма совместного российско-японского производства «Сны о России», комедия «Пленники удачи» и драма «Тесты для настоящих мужчин», а также третья часть «Зимней вишни».

В нулевых актер отметился в сериалах «Остановка по требованию», «За кулисами» и «Пан или пропал» (по мотивам иронического детектива Иоанны Хмелевской «Все красное»), а также в комедии Игоря Угольникова «Казус белли». За сериал «Пан или пропал» Виталий выиграл статуэтку ТЭФИ (до ее вручения артист уже не дожил).

Попробовал себя Виталий и как кинорежиссер. В 1994 году он снял фильм «Охота», сценарий для которого написал сам.

Личная жизнь

Официально Виталий Соломин был женат дважды. Первой его супругой была актриса Наталья Рудная, дочь известного журналиста и драматурга Владимира Рудного. Брак с Натальей продлился пять лет.

Супруги часто ссорились. Подливало масла в огонь и то, что артист был крайне ревнив. Последней каплей стало то, что актер обвинил жену в связи с режиссером, а та в ответ заявила, что супруг встречается тайком с Викторией Лепко, работавшей в Малом театре. После этого обвинения Виталий ушел из дома.

Второй женой Виталия Соломина была его коллега Мария Леонидова. Познакомились они на пробах для фильма «Городской романс». Леонидову, тогда еще студентку текстильного института, на пробы зазвала ассистентка режиссера Петра Тодоровского. В тех же пробах участвовал и Виталий.

В браке с Марией у Виталия Соломина родились две дочери – Анастасия и Елизавета. Разница в возрасте у дочек – 11 лет. Младшая дочь Елизавета пошла по отцовским стопам и стала актрисой.

Уже свыше 10 лет спустя после смерти артиста в документальном фильме «…И вагон любви нерастраченной!» было рассказано, что у Виталия Соломина были романы с другими женщинами уже во время второго брака. Назывались имена его партнерш по Малому театру – Елены Цыплаковой и Светланы Амановой.

Смерть Виталия Соломина

Последние годы Виталий Соломин страдал гипертонией. В конце апреля 2002 года он, несмотря на плохое самочувствие, вышел на сцену в спектакле «Свадьба Кречинского». Ничем хорошим этим не закончилось: после первого акта артиста унесли со сцены, после чего госпитализировали.

Уже в больнице врачи диагностировали у звездного пациента инсульт. Из больницы Соломин уже не возвратился. Он долгое время находился в коме, а 27 мая умер. Похоронили Виталия в Москве на Ваганьковском кладбище.

Полная версия