Кирилл Серебренников. Биография: МХТ имени Чехова и «Гоголь-центр», «Изображая жертву», «Лето» и другие фильмы, дело «Седьмой студии».
Содержание
- Краткая справка
- Ранние годы
- Карьера в театре
- «Гоголь-Центр»
- Карьера в кино
- Дело Кирилла Серебренникова
- Взгляды и общественная позиция
- Личная жизнь
Краткая справка
Кирилл Серебренников (Kirill Serebrennikov). Дата рождения – 7 сентября 1969 года. Место рождения – Ростов-на-Дону, РСФСР, СССР.
Ранние годы
Будущий режиссер театра и кино появился на свет в семье врача-уролога Семена Михайловича Серебренникова, еврея по происхождению, и учительницы русского языка и литературы Ирины Александровны Литвин, украинки по национальности.
Режиссерские гены Кириллу достались от дедушки по матери. Александр Иванович Литвин на протяжении 20 лет снимал на студии «Молдова-фильм» документальные и научно-популярные фильмы и даже получил почетное звание заслуженного работника культуры Молдавской ССР.
Театром Серебренников увлекся еще в школьные годы. Тогда же он поставил свой первый спектакль, он был про Фридриха Энгельса. Однако после школы юноша пошел не в театральный вуз, а на физфак Ростовского государственного университета, что неудивительно, так как мальчик учился в физмат-школе.
Карьера в театре
Режиссурой Серебренников начал заниматься еще в студенческие годы. Началось все с любительской студии «69», а на поздних курсах перебрался на профессиональную сцену. Как пишет Википедия, за семь лет он сделал десяток постановках во всех театрах родного города – «Ангажементе», АТД имени Максима Горького и ТЮЗе.
Первой серьезной постановкой для Кирилла стал спектакль «Странные фантазии некой мисс Летиции Дуффе» (по Пьеру Шефферу) в театре «Ангажемент». В нем он также ставил «Федру» (по Жану Расину), «Любоффь!» (по Мюррею Шизгалу) и др.
Активно Серебренников работал с местным ТЮЗом, где на его счету спектакли «Сад Себастьяна» (по пьесе Теннесси Уильямса), «Городок в табакерке» (по Владимиру Одоевскому), «Демон» (по Михаилу Лермонтову), «Я стою у ресторана» (по Эдварду Радзинскому) и «Женитьба» (по Николаю Гоголю). Засветился режиссер и в Академическом театре драмы – с постановкой пушкинских «Маленьких трагедий».
В Москву Серебренников перебрался в 2000 году. В столицу его пригласили по просьбе актрисы Аллы Демидовой. Там он начал сотрудничать с МХТ имени Чехова.
В МХТ он активно ставил как классику, так и современные пьесы. В числе классических постановок – «Лес» Александра Островского, «Господа Головлевы» Михаила Салтыкова-Щедрина, «Мещане» Максима Горького, «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта и «Зойкина квартира» Михаила Булгакова; в числе свежего – «Терроризм» и «Изображая жертву» братьев Пресняковых, а также «Человек-подушка» Мартина Макдонаха.
Ближе к 40 Кирилл Серебренников задумался о том, чтобы передать свои идеи подрастающему поколению. В 2008-м он набрал экспериментальный актерско-режиссерский курс в Школе-студии МХАТ. Его выпускники спустя четыре года создали «Седьмую студию».
«Гоголь-Центр»
В августе 2012-го Серебренникова без открытого конкурса назначили худруком Московского драматического театра имени Гоголя. Решение было принято в департаменте культуры московской мэрии.
Вскоре после назначения Кирилла Серебренникова было объявлено о создании «Гоголь-Центра» на базе МДТ имени Гоголя. В театре появились три труппы-резидента, одна из них – «Седьмая студия». В программу вошли не только постановки, но также кинопоказы, лекции и открытые дискуссии. Открыт «Гоголь-центр» был в начале февраля 2013 года.
Актеры театра остались недовольны назначением Кирилла Серебренникова. Они обвинили режиссера в том, что тот отрицает принципы системы Станиславского, а это ведет к гибели российского театра. Отдельно они отмечали, что у Серебренникова нет высшего театрального специального образования. На пресс-конференции артисты заявили, что новый директор театра Алексей Малобродский предлагал им уволиться по собственному желанию.
На новом месте Кирилл Семенович Серебренников как режиссер продолжил сочетать новые прочтения классики с современными пьесами. В списке классики были «Обыкновенная история» (по роману Ивана Гончарова), «Кому на Руси жить хорошо» (по поэме Николая Некрасова), гоголевские «Мертвые души» и пушкинские «Маленькие трагедии», что до новинок, то за них отвечали спектакли «Идиоты» (по фильму Ларса фон Триера), «Палачи» (по Мартину Макдонаху) и «Пробуждение весны» (бродвейский мюзикл).
Однако в 2021 году сотрудничество Кирилла Серебренникова с театром прекратится. СМИ сообщили, что столичный Департамент культуры не намерен продлевать с ним контракт. Сам Серебренников косвенно подтвердил это, обратившись с речью к артистам на дне рождения театра 2 февраля. Продолжать дело Кирилла Серебренникова в «Гоголь-Центре» будет Алексей Агранович.
За свою долгую работу в театре Серебренников удостоился ряда наград. У него есть международная премия Станиславского и премия «Европа – новая театральная реальность», «Звезда Театрала» (за спектакль «Барокко») и театральная премия Гамбурга (за оперу «Набукко»).
Несколько спектаклей Кирилла Семеновича выигрывали «Золотую маску». Это «Отморозки» и «Маленькие трагедии», а также опера «Чаадский». Есть у режиссера и «Хрустальная Турандот» (за спектакль «Мертвые души»).
Карьера в кино
Дебют Кирилла Серебренникова как режиссера кино, согласно Википедии, пришелся на фильм «Замена собак микшированием» по пьесе «Урок» Эжена Ионеско. Сайт Кинопоиск же указывает в качестве дебюта эротическую мелодраму «Раздетые».
После этого была психологическая драма «Ласточка», поставленная по произведениям московского автора Нины Садур. Отметился режиссер и на сериальной ниве, в его фильмографии есть сериалы «Ростов-Папа» и «Дневник убийцы».
Возвращение в большое кино состоялось в 2003 году с драмой «Постельные сцены», вскоре после которой режиссер взял за классику. Он экранизировал чеховский рассказ «Палат №6» под названием «Рагин».
Однако успех как к режиссеру кино к Серебренникову пришел в 2006 году, когда на экраны вышла комедия «Изображая жертву» с Мариной Голуб, Федором Добронравовым, Анной Михалковой, Лией Ахеджаковой и Маратом Башаровым. Фильм получил главные призы фестивалей «Кинотавр» и Festa del Cinema в Риме.
На фестивале в Сочи отметили и следующий фильм Серебренникова «Юрьев день». В номинации «Лучшая женская роль» приз получила актриса Ксения Раппопорт.
Если «Юрьев день» показывали в рамках «Кинотавра», то «Измену», вышедшую в 2012 году, демонстрировали уже на Венецианском кинофестивале. Исполнительница главной женской роли Франциска Петри также получила награду на МКФ в Абу-Даби.
Вслед за Венецией Серебренников взялся покорять Канны. Туда поехал его фильм «Ученик» о подростке, ставшем религиозным фанатиком. Премьера состоялась в программе «Особый взгляд», в Каннах лента получила приз Франсуа Шале. В России лента была номинирована на премии «Ника», «Золотой орел» и «Белый слон».
Наделал шуму и следующий фильм Серебренникова «Лето», рассказывающий о взаимоотношениях молодых Виктора Цоя и Майка Науменко. Фильм также участвовал в основной программе МКФ в Каннах и даже отхватил приз за лучший саундтрек. В России же лента получила рекордные 12 номинаций на премию «Ника» (однако дали ей только три статуэтки – за звук, монтаж и как открытие года).
В 2021 году также ожидается выход последнего фильма мастера. В этот раз он взялся экранизировать роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе». В картине снялись Семен Серзин, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Юрий Колокольников, Иван Дорн и Тимофей Трибунцев.
Дело Кирилла Серебренникова
В мае 2017 года в квартире Серебренникова и в театре «Гоголь-центр» прошли обыски. Как было заявлено, они состоялись в рамках дела о хищении на сумму свыше 200 млн рублей.
Поначалу режиссер проходил по делу свидетелем, но у него изъяли загранпаспорт, так что он не смог выезжать за границу. Однако уже в конце лета сотрудники СК арестовали его в Санкт-Петербурге и отправили в Москву по обвинению в мошенничестве.
Следствие утверждало, что деятель искусства похитил 68 млн рублей, выделенных на проект «Платформа», с помощью заключения фиктивных договоров. Сам Кирилл Семенович обвинения отверг, отметив, что все бюджетные деньги были потрачены по назначению.
Суд отправил режиссера под домашний арест. Вместе с ним задержали директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского, главбуха Нину Масляеву и экс-гендиректора компании «Седьмая студия» Юрия Итина. Из всех фигурантов дела свою вину признала только Масляева, которая заявила, что «Седьмая студия» была создана Кириллом Серебренниковым для вывода денег.
В России и за рубежом в ходе процесса часто звучали мнения, что преследование Серебренникова имеет политический характер. В Кремле такую трактовку событий неоднократно отвергали.
В защиту режиссера выступили многие деятели театра и кино. В их числе – Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Сергей Юрский, Алексей Герман, Теодор Курентзис и многие другие.
Несмотря на все это, из-под домашнего ареста Серебренникова и его коллег отпустили из-под домашнего ареста только в начале апреля 2019 года. Само дело закончилось для режиссера тем, что он был приговорен к трем годам условно. Также его обязали компенсировать часть ущерба, который вырос в ходе процесса с 68 млн до 129.
Взгляды и общественная позиция
Серебренников – давняя боль российских властей. Он участвовал в протестных акциях «Стратегия-31» и «За честные выборы!», подписывал письма в поддержку группы Pussy Riot, критиковал «закон Димы Яковлева» и закон о ЛГБТ-пропаганде.
Когда разразился скандал с постановкой оперы «Тангейзер» в Новосибирске, Серебренников встал на защиту режиссера Тимофея Кулябина, отметив, что «театр – это территория свободы», а церкви стоит уважительно относиться к светским учреждениям.
Личная жизнь
Режиссер не женат, детей у него нет. Проживает он в Москве, хотя и владеет квартирой в Берлине. По сообщению «Первого канала», у Кирилла якобы есть вид на жительство «в одной из зарубежных стран».
Серебренников ведет соцсети. На его фото можно посмотреть в аккаунте в Instagram. На страницу режиссера с фотографиями и видео подписаны свыше 108 тыс. пользователей.