Александр Добровинский. Биография: адвокатское бюро, спор Филиппа Киркорова и Дидье Маруани, процесс над Михаилом Ефремовым и другие скандальные дела, внебрачная дочь.
Ранние годы
Будущий адвокат родился в Москве в семье француженки по происхождении Люси Рубеновны и Абрама Добровинского, еврея по национальности, и получил имя в честь дедушки по отцовской линии. Как пишет Википедия, мальчик рано потерял отца, а воспитывал его отчим Андрей Айвазьянц, который усыновил его в 14 лет.
До наступления совершеннолетия юноша носил фамилию отчима, однако в возрасте 18 лет вернул фамилию отца, оставив отчество Айвазьянца.
В детстве у будущего адвоката сформировалась любовь к искусству. Произошло это благодаря деду по материнской линии – Рубену Кусикову, чей старший брат Александр входил в «Орден имажинистов» вместе с Сергеем Есениным и Александром Мариенгофом.
После получения аттестата о среднем образовании Александр три года проучился на экономфаке ВГИКа, однако по молодости бросил учебу и уехал в Париж, где жила мама. В столице Франции Добровинский одно время работал официантом, потом дорос до владельца ресторана русской кухни.
Прожив в Париже три года, Добровинский перебрался в США, где прослушал курс юриспруденции на юрфаке университета Пейса, однако образование не закончил. Во время учебы подрабатывал ассистентом в юридической компании и таксистом, чтобы платить свое обучение.
Вернувшись из Штатов уже после распада Советского Союза, Добровинский экстерном получил высшее юридическое образование. Вуз, который он закончил, остается неизвестным, а вот в части аспирантуры информации больше. Уже в 2001 году Александр защитил в Волгоградской академии МВД РФ диссертацию на звание кандидата юридических наук. Его научруком был Сергей Комаров, в то время работавший в Санкт-Петербургском юридическом институте (другим известным учеником был депутат Госдумы Денис Вороненков, в 2010-х застреленный в Киеве).
Диссертация Добровинского называлась «Право, как социокультурное явление развития цивилизации». Оппонентами Александра были два доктора юридических наук Тимофей Радько и Алик Хабибулин.
Адвокатская практика
Свое первое адвокатское бюро Александр открыл еще в 1992 году. Оно получило название «Александр Добровинский и партнеры». Бюро специализируется на корпоративном праве и бракоразводных процессах.
Одним из первых громких дел с участием Добровинского стал скандал со швейцарской фирмой «Noga», которая пыталась отсудить у России долги за поставленное продовольствие и угрожала арестом принадлежащего государству имущества.
Еще весной 1991-го министр сельского хозяйства и продовольствия РСФСР Геннадий Кулик подписал соглашение с компанией, по которому та должна была кредитовать правительство РСФСР на сумму около $420 млн. После подписания двух дополнений и второго договора объем всех сделок достиг $1,5 млрд. Уже в ельцинские времена договоры были расторгнуты, после чего началась длительная судебная тяжба.
В этой тяжбе, продлившейся все 90-е годы, Добровинский представлял интересы швейцарцев. Тем удалось отсудить у России $63 млн.
Другим корпоративным конфликтом с участием Добровинского стала тяжба вокруг Восточной нефтяной компании, которую ЮКОС намеревался поглотить (и в итоге поглотил). Адвокат представлял интересы оппонентов ЮКОСа. Позже во время «первого дела ЮКОСа» юрист дал показания против экс-акционера компании Леонида Невзлина. Он заявил, что тот угрожал ему в 2006-м возбуждением уголовного дела и исключением из адвокатской палаты.
В 2000-е на счету Добровинского хватало громких дел. Он защищал главреда русской версии Forbes Максима Кашулинского от претензий компании «Интеко» и ее владелицы Елены Батуриной, супруги тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова. Батуриной не понравилась публикация журнала, после чего она захотела отсудить свыше 100 тыс. рублей компенсации за ущерб, нанесенный деловой репутации. Суд завершился не в пользу Кашулинского.
Доводилось Добровинскому защищать и короля русской поп-музыки Филиппа Киркорова, когда тот избил технического режиссера Марину Яблокову на репетиции в Кремлевском дворце. Дело в итоге завершилось мировым соглашением.
А вот в конфликте певца Валерия Меладзе и журналистки Евгении Гусевой адвокат представлял уже интересы последней. Фотокор «Комсомольской правды» утверждала, что артист избил ее, но суд просто прекратил дело в отношении Валерия.
Добровинский засветился вместе с Киркоровым и в другой скандальной истории. Он выступал в роли адвоката певца в его споре с лидером группы Space Дидье Маруани. Француз обвинял Филиппа Бедросовича в плагиате и требовал 272 млн рублей, однако Таганский суд Москвы встал на сторону отечественного артиста.
Что до бракоразводных процессов, то адвокат участвовал в тяжбе между хозяином «Северстали» Алексеем Мордашовым и его супругой, которая хотела получить долю акций при разделе имущества (в итоге суд встал на стороны бизнесмена), в деле о разводе совладельца «Фининвеста» Владимира Слуцкера и его жены, хозяйки сети World Class Ольги, представлял интересы Руслана Байсарова в споре с Кристиной Орбакайте из-за их общего сына Дени.
Среди других клиентов Добровинского на сайте адвокатского бюро указаны бизнесмены Петр Авен и Глеб Фетисов, певцы Иосиф Кобзон и Александр Розенбаум, художник Никас Сафронов, кинорежиссер Станислав Говорухин, телеведущие Яна Поплавская и Леонид Якубович, экс-хоккеист Вячеслав Фетисов, балерина Майя Плисецкая, актер Александр Стриженов и др.
В 2012 году компания Добровинского открыла филиал в Лондоне, который обслуживает клиентов с личными и деловыми интересами в Соединенном Королевстве.
Успехи юриста были отмечены еще в 2003-м победой на Всероссийском конкурсе «Лидер года» в номинации «Лучший адвокат России».
Коммерческая деятельность
Не чурался адвокат и бизнес-историй. Он был председателем совета директоров компании «Арбат-Престиж», владевшей одноименной сетью магазинов парфюмерии и косметики. Эту должность он занимал до самого конца компании, который случился в начале 2009-го. Прекращение деятельности было связано с уголовным делом в отношении владельца торговой сети Владимира Некрасова, которого обвиняли в неуплате налогов.
Уже в 2010-х Александр Андреевич стал председателем правления компании Potok, а затем и совладельцем банка «Пушкино». Банкиром адвокат пробыл примерно полгода, осенью 2013 года ЦБ РФ лишил банк, 19% акций которого принадлежало юристу, лицензии.
Дело Михаила Ефремова
В 2020 году об Александре Добровинском говорили преимущественно как об адвокате по делу о ДТП, которое устроил актер Михаил Ефремов. Семья погибшего Сергея Захарова наняла Александра Добровинского, тогда как интересы Ефремова защищал Эльман Пашаев. Ефремова обвиняли в том, что он, находясь пьяным за рулем своего автомобиля, врезался в машину Сергея Захарова, в результате чего последний скончался. В крови артиста были найдены не только следы алкоголя, но и следы наркотиков (кокаина и марихуаны). Сам Ефремов по ходу процесса менял показания: то признавал свою вину, то заявлял, что ничего не помнит, то утверждал, что даже не был за рулем (Пашаев даже нашел людей, которые подтвердили это).
Добровинский из «дуэли» с Пашаевым вышел победителем, поскольку Ефремова суд приговорил к восьми годами исправительной колонии. Однако еще в ходе судебного процесса Федеральная палата адвокатов России сообщила, что в отношении обоих защитников возбуждено дисциплинарное дело. Уточнений на сайте ФПА не последовало, но СМИ писали, что Добровинскому инкриминируют раскрытие адвокатской тайны.
Это не первый случай, когда Московская коллегия адвокатов ставит вопрос о лишении Александра Андреевича соответствующего статуса. Предыдущий раз пришелся на 2018 год, когда до суда дошел спор между Киркоровым и Маруани. Жалобу на юриста подал его коллега Игорь Трунов. Причиной стали некорректные высказывания, что Маруани и его защитник пытались вымогать у Киркорова около €1 млн (сам французский композитор выступил с иском за ложный донос). Однако лишения статуса не последовало.
Личная жизнь Александра Добровинского
В биографии Александра Добровинского нашлось место всего одному браку. Жену Александра Добровинского зовут Марина, она одно время работала дантистом.
История их знакомства пришлась на 90-е. Добровинский сначала познакомился с матерью Марины по имени Нелли. Пообщавшись, они выяснили, что в одно и то же время жили в Париже.
Девушка в тот момент должна была выходить замуж за француза-адвоката, однако мама вызвала дочку в Москву под благовидным предлогом (привезти важные документы), где познакомила с Добровинским. Они проговорили весь вечер, выяснили, что жили на соседних улицах, а уже спустя несколько дней юрист сделал новой знакомой предложение руки и сердца. Отдельно в Википедии сообщается, что у супругов подписан брачный контракт. В браке с Мариной у Александра родились две дочери – Александра и Адриана.
Юрист активно ведет соцсети. У него есть аккаунт в Instagram, куда он выкладывает фото и видео со своим участием. На страницу адвоката в Инстаграм с фотографиями подписаны почти 79 тыс. пользователей.
Среди увлечений адвоката – гольф и коллекционирование. В 2002-м он стал чемпионом России по гольфу, а сейчас является президентом Московского загородного гольф-клуба.
По части коллекционирования юристу интересны фарфор времен СССР, шкатулки с миниатюрами, тибетские иконы и аксессуары для курения сигар.
Внебрачная дочь
Есть у Александра Добровинского и внебрачная дочь. Ее зовут Полина Богуславская, она правнучка замминистра СССР.
Как рассказала в интервью «МК» ее мать Любовь, с Александром она познакомилась в середине 2000-х. После того, как Любовь родила, она вместе с Добровинским прикупили пятикомнатную квартиру в элитном доме на западе столицы.
При оформлении недвижимости юрист сохранил за собой 1/10 долю жилплощади, о чем не вспоминал до весны 2018 года, когда подал иск к собственной дочери, которой в тот момент было всего 9. Истец требовал выделить ему отдельную комнату для заселения, но суд встал на сторону матери и ребенка.
Александр Андреевич предложил бывшей возлюбленной выкупить у него его долю за $420 тыс., пообещав в противном случае продать свою десятую часть на сторону. Любовь Богуславская сама пошла в суд, который постановил, что 1/10 квартиры стоит только 4 млн рублей. После этого мать Полины подала в суд на юриста, чтобы он выплачивал 25% доходов в качестве алиментов. Однако, как пишет «МК», защитник звезд, стоимость услуг весьма и весьма высока, раскошеливаться не спешит.