Москва
21 ноября ‘24
Четверг

Биография Евгения Понасенкова: научные труды, суд с историком-расчленителем и премия лжеученому

Евгений Понасенков. Биография: «Первая научная история войны 1812 года» и другие труды, сериал «Борис Годунов», суд с Олегом Соколовым, мемы с историком.

Краткая справка

Евгений Николаевич Понасенков (Evgeniy Ponasenkov). Дата рождения – 13 марта 1982 года. Место рождения – Москва, СССР.

Ранние годы

Будущий историк появился в семье военного врача и инженера. Учился он в столичной школе No1287 с углубленным изучением английского. В девять лет он заинтересовался эпохой Наполеона и Отечественной войной 1812 года и начал заниматься в библиотеке музея-панорамы «Бородинская битва».

После школы он поступил на истфак МГУ, где под руководством Елены Ивановны Федосовой специализировался на истории Наполеоновских войн. Будучи студентом, выступал с докладами на научных конференциях. Относительно наличия диплома показания самого Понасенкова расходятся: в один из разов он рассказывал, что не стал защищаться из-за наложения даты защиты на концерт, а в другой – что диплом есть, но он не стал его забирать.

Исторические работы

Главной работой Евгения Понасенкова в области истории является его «Первая научная история войны 1812 года». Она была впервые выпущена в 2017 году в издательстве АСТ.

Хотя историки отмечают псевдоисторичность и скандальный характер книги, она выдержала два переиздания, набрав суммарный тираж в 34 тыс. экземпляров.

Другими работами Понасенкова стали «Правда о войне 1812 года» и автобиография «Танго в одиночестве». Первую научную работу он выпустил еще, когда ему было 22. Тираж этой книги был весьма невелик – всего 1 тыс. экземпляров. Автобиография была выпущена еще меньшим тиражом (всего 500 экз.).

Оценки творчества Понасенкова

О первой работе «Маэстро» (так историка именуют его почитатели) положительно высказывался историк Андрей Сахаров, директор Института российской истории РАН и автор школьного учебника. В видеобеседе с Евгением он сообщил, что намерен ссылаться на «Правду о войне 1812 года» в своем новом издании монографии об Александре I, однако в новом издании, вышедшем в 2014-м никаких ссылок на «Правду...» нет.

Хотя высказывание Сахарова о работах Понасенкова весьма положительное, многие другие коллеги по исторической науке настроены куда скептичнее.

  • Лев Агронов в диссертации «Постсоветская российская историография Отечественной войны 1812 года» (с. 205) оценивает работы коллеги как «откровенно публицистические».
  • Ирина Дырышева критикует Евгения за то, что он ставит под сомнение роль Кутузова в войне, отмечая, что подобный подход спорен и тенденциозен.
  • Светлана Сахончик характеризует Понасенкова как автора «тенденциозной монографии о войне 1812 года», использующего в ней давно опровергнутые теории о войне (в диссертации «Полководческая деятельность генерал-фельдмаршала М. И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года», с. 171-173).
  • Игорь Шеин в своей монографии «Война 1812 года в отечественной историографии» (с. 340) причисляет Понасенкова к «ультрарадикальному крылу», а в еще одной статье («К вопросу о преодолении методологического кризиса в изучении истории и историографии Отечественной войны 1812 года») относит его к числу «раскрепощённого» большинства «непрофессиональных историков, едва ли знакомых с базовыми принципами и методами научных исследований».
  • Владимир Земцов в статье «Память, убивающая прошлое (О праздновании юбилеев Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии 1813-1814)» включает Понасенкова в число авторов спекулятивной литературы, специализирующейся на разоблачениях и сомнительных открытиях.
  • Николай Соколов высказал мнение, что «Первая научная история войны 1812 года» ничего принципиально нового не содержит, заимствуя многое из работ Николая Троицкого.
  • Клим Жуков охарактеризовал Понасенкова как «плодовитого болтуна на почве истории».

Манера историка вести диалог привели к росту популярности мемов с ним. На сайте Lurkmore («Луркоморье») специалисту по Наполеоновским войнам посвящена отдельная статья. Также во «ВКонтакте» существует отдельный паблик «Мемы про Евгения Понасенкова».

«Канал здравого смысла»

Еще в 2013 году Евгений Понасенков завел на видеохостинге YouTube свой собственный канал, который получил название ««Канал здравого смысла». По состоянию на 7 августа 2020 года видео на канале суммарно набрали свыше 87 млн просмотров, а на сам канал подписаны 368 тыс. пользователей.

С 2016 года на канале также выходит авторская передача «Поэзия судьбы», посвященная знаменитостям из мира искусства и политики. Среди тех, о ком рассказывал Понасенков были испанский тенор Пласидо Доминго, премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, итальянский кинорежиссер Лукино Висконти, французский актер Ален Делон, советский драматург Евгений Шварц и др.

Сайт Lurkmore отмечает, что видео на канале Понасенкова названы обычно от третьего лица: «Блистательное мнение историка о Наполеоне», «Евгений Понасенков громит вора и лжеца Олега Соколова» и проч. Особенностью канала, как отмечает онлайн-энциклопедия, является то, что к видео с творчеством Евгения Понасенкова обычно запрещено оставлять комментарии, а там, где такая возможность есть, негативные комментарии беспощадно удаляются.

ТВ, театр и кино

Еще в 2004 году, будучи студентом, Евгений начал выступать с концертами в качестве конферансье, вокалиста и декламатора стихов. В конце нулевых историк сумел прорваться на отечественное телевидение. Он в течение года вел программу «Культпоход с Евгением Понасенковым», выходившую на НТВ.

На НТВ молодой историк надолго не задержался, пришлось перейти на региональные каналы («Москва. Доверие» и «Ваше общественное телевидение!»).

Будучи творческой натурой, Понасенков создал театр «Тайна», а на сцене Центра имени Мейерхольда поставил «Немецкую сагу» по пьесе одиозного японца Юкио Мисимы «Мой друг Гитлер». Еще одной постановкой стали «Линии неба». В спектакле на сцене Школы драматического искусства были задействованы француженка Дани Каган и телеведущая Юлия Бордовских.

Засветился Понасенков и в кино. Дебют историка пришелся на мини-сериал Валерия Рожнова «Назад в СССР», он сыграл психолога Александра. Следующей его работой стала небольшая роль в сериале «Погоня за тенью».

На большом экране он появился в роли режиссера телепрограммы в боевике «Бой с тенью 3D: Последний раунд», а последними работами стали сериалы «Борис Годунов» и «Паутина» (пятый сезон). Также Википедия отмечает, что за плечами историка есть и режиссерский опыт. В 2012 году он снял ленту «Мистерии Неаполитанского залива».

Конфликт с Олегом Соколовым

Понасенков известен своим конфликтом со специалистом по Наполеоновским войнам Олегом Соколовым, известным последнее время по истории с убийством и расчленением своей аспирантки. Когда вышла «Первая научная история войны 1812 года» Соколов заявил, что люди, которых Понасенков указал в качестве своих рецензентов, никаких рецензий на книгу не писали, а порой и вовсе не видели эту работу.

Соколов указал, что Наталия Шведова «была в ужасе», когда ей сказали, что она рецензировала этот труд. Наполеоновед также обратил внимание на то, что его коллега воспользовался лишь уже известными источниками, и усомнился, что тот работал с первоисточниками в архивах (и вряд ли для этого ездил во Францию).

Уже в 2018 году конфликт перешел на новый уровень. Понасенков обвинил коллегу, что тот украл у него концепцию о роли императора Александра I в Отечественной войне 1812 года. Соколов ответил, что первые свои лекции с этой концепцией читал еще в 80-е, когда «Маэстро» был ребенком, а уже в 2000-м опубликовал несколько статей в журнале «Napoléon Ier». Тогда же в беседе с Климом Жуковым Олег Николаевич заявил, что «автор не является ученым-историком».

После таких заявлений в свой адрес Понасенков подал к Соколову иск о защите чести и достоинства. Однако суд первой инстанции принял сторону экс-сотрудника СПбГУ. Горсуд СПб это решение отменил. Дело дошло до кассации, решение апелляционного суда было оставлено без изменений. А вот другой суд, по словам Соколова, Понасенков проиграл (сам Маэстро утверждает, что выиграл оба суда, однако второй суд еще не закончен: «решение суда 1-й инстанции отменено с возвращением на новое рассмотрение»).

«Почетный академик ВРАЛ»

В 2018 году Понасенков на форуме «Ученые против мифов-8» был заочно удостоен от коллег членства во «Врунической академии лженаук» (ВРАЛ) и «ордена Петросяна I степени».

Выдвижение историка на антипремию сопровождалось скандалом. Специалисты выяснили, что в интересах Евгения была развернута широкая интернет-кампания. В комментариях в паблике организатора премии «Антропогенез.ру» в ВК или ФБ высказывалось недовольство тем, что «серьезного историка» поставили в ряд с представителями лженауки.

Комментарии были настолько сильно схожи по стилю и содержанию, что пошли разговоры о покупке Понасенковым армии ботов. Организаторы расследования в своей статье «Лженаука ощетинилась спецсредствами» указали, что неизвестные покупали не только комментарии в защиту историка, но и положительные отзывы о его книгах в Сети.

Проплаченными комментариями, если они и были, дело не ограничилось. Как писала «Новая газета», сотрудникам «Антропогенеза» поступали угрозы убийством, им звонили люди, выдававшие себя за журналистов с телеканала «Дождь», а в Интернете была выложена якобы имевшая место «переписка», в которой недоброжелатели Маэстро обговаривали, как затравить ученого.

Конфликты с Артемием Лебедевым и Ильей Варламовым

Летом 2020 года Понасенков попал в новости благодаря конфликту с дизайнером Артемием Лебедевым. Известный дизайнер обвинил историка в шарлатанстве и диагностировал у него манию величия. По его словам, Евгений – человек «абсолютно безграмотный», который умеет только «создавать ощущение, что он элита». Лебедев добавил, что элитой Понасенкова не считает, а считает «колхозником».

На это Понасенков заметил, что собирается засудить Артемия и заставить извиниться в собственном блоге. По его мнению, дизайнером двигала зависть. Самого Лебедева он вдобавок сравнил с туалетным ершиком за 40 тыс. рублей.

Другим конфликтом лета 2020-го стала ссора в «Твиттер» между Понасенковым и блогером Ильей Варламовым. Последний заявил, что историк потребовал за интервью с собой €1 тыс.

Личная жизнь

О личной жизни Евгения Понасенкова известно мало. Сам Евгений о ней предпочитает не распространяться.

Он также никак не комментирует слухи о том, что является геем. Однако остается фактом, что в отечественном гей-журнале «Квир» частенько публикуются произведения за авторством Евгения.

На досуге Евгений занимается коллекционированием редких картин, старых книг и предметов наполеоновской эпохи, увлекается художественной фотографией, занимается шахматами (есть первый разряд).

Фото историка можно посмотреть на его странице в Instagram. На его аккаунт подписаны 58 тыс. пользователей.

Суд над отцом Понасенкова

Отец Евгения Николай Харитонович в свое время возглавлял отделение Главного военного клинического госпиталя внутренних войск МВД России. В 2010 году на него, как пишет РБК, было заведено уголовное дело.

Отца историка обвиняли в хищении 70 литров раствора альбумина, общая стоимость которого составляла 1 млн рублей. За это военному врачу грозило до 6 лет тюрьмы.

Свою вину Николай Понасенков не признал. Суд ограничился условным сроком, так как обвинение не смогло доказать вину полностью. Существует версия, что Николая Харитоновича подставил начальник, на которого Понасенков-старший написал докладную.

Полная версия