«Заражение», «Эпидемия», «28 дней спустя»: фильмы про эпидемии и вирусы
Фильмы про эпидемии и вирусы: зомбиапокалипсис, нуар, отечественные ленты, лучшие фильмы про эпидемии.
Пока по планете гуляет коронавирус (по данным на 26 марта 2020 года свыше 21 тыс. человек умерли, всего зафиксировано свыше 472 тыс. случаев заражения), стоит не забывать о карантине или самоизоляции.
На досуге можно посмотреть, как в мировом кино отражены аналогичные ситуации.
Содержание
- Зомби-апокалипсис
- Зомби нет, а эпидемия есть
- Во всем виноваты пришельцы
- Нуар
- Фильм-катастрофа
- Мокьюментари
- Экранизации
- Отечественные образцы
Зомби-апокалипсис
Одним из главных сюжетов фильмов про эпидемии и вирусы – про то, как военные разрабатывали биологическое оружие, но что-то пошло не так и вирус вырвался наружу.
Одним из ярчайших образчиков такого жанра является фильм ужасов «28 дней спустя» от британца Дэнни Бойла. В этой ленте все начинается с того, что экоактивисты нападают на военную лабораторию, где проводились испытания вируса «Ярость». Освобожденная из клетки подопытная обезьяна кусает экоактивистку, после чего в Великобритании начинается эпидемия.
Через пять лет испанец Хуан Карлос Фреснадильо снял сиквел под незамысловатым названием «28 недель спустя». По его сюжету Британия почти вымерла, однако осталось одно из убежищ выживших. Хотя часто оригинал выходит сильно лучше сиквела, у творения Фреснадильо довольно высокий рейтинг на сайте IMDB (7.0 из 10, у оригинала – 7.6).
Схожий зачин и у снятой Полом Андерсоном «Обители зла», в которой главную роль сыграла Мила Йовович. У ленты, которая изначально была экранизацией компьютерной игры, на сегодня уже пять продолжений.
В списке фильмов про эпидемии, использующих такой же сюжетный ход, – «Война миров Z», «Последний человек на Земле», «Человек Омега», «Я – воин» и «Я – легенда» (все эти ленты – экранизации романа Ричарда Мэтисона «Я – легенда»), «День мертвецов: Злая кровь», «Безумцы» (1973 года под режиссурой Джорджа Ромеро и ремейк 2010 года от Брека Айснера), «Планета страха» от Роберта Родригеса, «Зараженная» с Арнольдом Шварценеггером.
Зомби нет, а эпидемия есть
Иногда зачин про военных, доигравшихся в гонку вооружений, сопровождается тем, что никаких зомби нет, просто часть населения планеты вымерла или подверглась мутациям.
Примером такого сюжета является экранизация романа Стивена Кинга «Противостояние», сделанная в виде мини-сериала. По ее сюжету смертельный грипп уничтожает 99% населения земли, а оставшиеся обладают иммунитетом и должны выбрать с кем они: с силами Света или с силами Тьмы.
Другой образчик – «12 обезьян» Терри Гиллиама. Все начинается с того, что Земля уже пострадала от страшной эпидемии, а уголовника (его играет Брюс Уиллис) отправляют на машине времени на 40 лет назад, чтобы эту самую эпидемию предотвратить.
Тему смертельного вируса эксплуатирует и фильм «Вирус» от Киндзи Фукусаку (того самого, что снял «Королевскую битву»). В нем рассказывается, как вирус выкосил все население планеты, кроме полярников. Последние создают Антарктическую Федерацию, но сталкиваются с тем, что планете грозит ядерная зима.
В аналогичном ключе снят фильм «Носители» (2009, режиссеры – братья Пасторы) и мини-сериал «Пандемия».
Во всем виноваты пришельцы
Если в распространении вируса не виноваты военные, то это могут быть происки пришельцев. Примером такого сюжетного хода является картина «Штамм Андромеда», в котором военный (!) спутник, разыскивающий в космосе образцы неизвестных микроорганизмов, вышел из строя и рухнул на городок в Аризоне. Почти все жители городка умерли, а ученые будут биться над разгадкой того, как победить вирус.
Действуют инопланетяне и в ленте «Ловец снов», снятой по роману Стивена Кинга. Вокруг них сосредоточен и сюжет ленты «Пятая волна», снятой Джеем Блэйксоном.
Нуар
Многие фильмы об эпидемиях и вирусах сняты в жанре хоррора или постапокалипсиса. Однако еще в 1950-х в США сняли две знаковые ленты в жанре нуар. Это «Паника на улицах» от Элии Казана и «Убийца, запугавший Нью-Йорк» от Эрла Макэвоя.
В ленте Казана рассказывается о борьбе офицера Минздрава США и капитана полиции по предотвращению угрозы эпидемии легочной чумы в Новом Орлеане. Картина была отмечена на Венецианском кинофестивале 1950 года, где режиссер получил Международную премию, а сам фильм удостоился номинации на Золотого льва.
Картина Макэвоя рассказывает похожую историю: только вместо легочной чумы – оспа, а вместо Нового Орлеана – Нью-Йорк. В основе фильма – реальный случай угрозы эпидемии оспы в Нью-Йорке в 1947 году.
Фильм-катастрофа
Несколько картин на тему вирусов и эпидемий сняты в жанре фильм-катастрофа. Тут стоит выделить такие ленты, как «Перевал Кассандры», «Эпидемия» (от Вольфганга Петерсона) и «Заражение» (от Стивена Содерберга).
В «Перевале Кассандры» действие происходит в поезде, в котором случайно вышел из-под контроля смертельный вирус. Стараясь пресечь его распространение, военные решают, что поезд надо обречь на гибель, отправив на разрушенный мост, не принимая во внимание, что в самом поезде уже нашли противоядие, которое остановит эпидемию.
У Вольфганга Петерсона все начинается с того, что в джунглях Африки появляется опасный вирус, вызывающий геморрагическую лихорадку, который вскоре попадает в Штаты. В центре внимания опять военные, которые готовы пренебречь человеческими жизнями, чтобы заполучить в свои руки вирус, представляющий ценность как биологическое оружие.
На фоне «Пандемии» коронавирусной инфекции в мире вспомнили и про ленту Содерберга. В фильме в отличие от многих других образцов жанра поистине звездный состав: Марион Котийяр, Мэтт Деймон, Лоуренс Фишборн, Джуд Лоу, Гвинет Пэлтроу и Кейт Уинслет.
Мокьюментари
В зарубежном кино термином мокьюментари характеризуют фильмы, снятые якобы на любительскую камеру (наиболее близкий русский аналог – псевдодокументалистика). Самым характерным образцом вообще является «Ведьма из Блэр», а применительно к картинам про эпидемии – испанский фильм ужасов «Репортаж», который сняли Жауме Балагеро и Пако Пласа.
В США «Репортаж» переснял Джон Даудл под названием «Карантин». Но если испанцы после успеха первого фильма сняли еще три, то американцы ограничились только одним продолжением.
Экранизации
Часть из лент, в которых человечеству угрожает опасный вирус, являются экранизациями литературных первоисточников. В их числе – уже упоминавшиеся романы Стивена Кинга «Противостояние» и «Ловец снов», а также произведение Ричарда Мэтисона «Я – легенда» (последняя экранизация – с Уиллом Смитом в главной роли).
В 2008 году бразилец Фернанду Мейреллиш (автор «Города Бога» и «Двух пап») взялся за роман португальского нобелиата Жозе Сарамагу «Слепота». В нем рассказывается, что общество поразила эпидемия слепоты, и есть всего одна женщина, которой предстоит помочь пострадавшим.
Еще в 1964 году Роджер Корман перенес на экран рассказ Эдгара Аллана По «Маска Красной смерти», сняв в главной роли Винсента Прайса. Есть и ремейк этой ленты, снятый четверть века спустя. Корман также приложил к нему руку, он выступил продюсером.
Отечественные образцы
Сложно поверить, но еще в 1986 году в СССР сняли фильм «Крик дельфина» о том, как на американской подлодке экипаж оказался поражен неизвестным вирусом.
Симптомы болезни схожи с проказой, однако проблемой становится и то, что моряки к концу карантина едва сдерживают немотивированную агрессию. В итоге капитан имитирует гибель судна и отдает приказ топить проходящие встречные суда. Смелый по тем временам фильм заканчивается вполне по-советски: капитан смог пересилить себя и потопил подлодку.
Самым современным отечественным примером жанра можно считать сериал «Эпидемия», снятый Павлом Костомаровым по мотивам романа Яны Вагнер «Вонгозеро».
Сериал рассказывает, как Москву и другие регионы поразило неизвестное заболевание. Главный герой вместе с семьей, бывшей женой, сыном, отцом и соседями отправляются в Карелию, где намерены переждать пандемию на необитаемом острове посреди Вонгозера.
Премьера сериала состоялась на онлайн-платформе Premier в середине ноября 2019 года. Заключительная серия вышла 3 января 2020-го.