Поправки в Конституцию РФ: хронология, обнуление сроков от Терешковой, приоритет над международным законодательством, всенародное голосование, комплексный обед от Эллы Памфиловой, текст поправок в конституции РФ, которые примут в 2020-м.
Содержание
- Преамбула
- Хронология
- Общенародное голосование
- Соответствие закону
- Список поправок в Конституцию от 2020 года
- Рабочая группа по сбору поправок
- Отношение оппозиции к поправкам
- Критика заключения Конституционного суда
Поправки в Конституцию РФ: хронология, обнуление сроков от Терешковой, приоритет над международным законодательством, всенародное голосование, комплексный обед от Эллы Памфиловой, текст поправок в конституции РФ, которые примут в 2020-м.
Преамбула
Нынешнюю Конституцию Российской Федерации приняли еще при президенте Борисе Ельцине в далеком 1993 году. Работа над проектом шла свыше трех лет – с 12 июня 1990 года, когда была объявлена независимость России. В итоге в основу легла разработка правоведа Сергея Шахрая и юриста Сергея Алексеева.
По словам главы администрации президента России Бориса Ельцина Сергея Филатова, в обсуждении проекта участвовало множество людей: на одном только I конституционном совещании в 1993-м состоялось 700 выступлений. Филатов отметил, что сам Ельцин внес в итоговый текст 16 поправок, касающихся полномочий исполнительной власти.
Хотя оппозиция призывала бойкотировать референдум, он состоялся 12 декабря 1993 года. 54% избирателей высказали свое мнение, из них 58,43% проголосовали за принятие Конституции.
Основной закон до сих пор справляется со своими функциями и не подлежит кардинальным изменениям, однако кое-какие положения регулярно проходят корректировку в соответствии с текущими потребностями и целями развития России.
Среди уже принятых поправок – изменение сроков работы президента и Госдумы, объединение судов и новый порядок утверждения заместителей генерального прокурора.
Помимо изменений, связанных с укрупнением субъектов Российской Федерации, наиболее глобальными стали коррективы 2009 года. Тогда срок полномочий президента был увеличен до шести лет (до этого были четыре года), а депутатов ГД стали выбирать на пять лет (ранее – также на четыре года). Последние изменения в Конституцию внесли изменения в 2014 году, они были связаны с присоединением к России Крыма и Севастополя. В том же году произошло и другое важное изменение: Верховный суд был объединен с Верховным апелляционным судом.
Хронология
В середине января 2020 года президент РФ Владимир Путин предложил внести ряд поправок в действующую Конституцию России. Свое предложение он озвучил, обращаясь с посланием к Федеральному собранию, .
Назвал Путин и поправки, которые стоит внести в Конституцию. Это закрепление приоритета Конституции РФ над требованиями международного законодательства, фиксация в основном законе роли и статуса Госсовета, расширение полномочий Госдумы, Совета Федерации и Конституционного суда РФ, ограничение числа президентских сроков и внесение в Конституции мер социальной поддержки населения.
Продвигая идею поправок, Путин уточнил, что они не будут касаться фундаментальных основ. Он предложил утвердить их парламентом путем принятия конституционных законов. После этого, по мысли президента, должно состояться общероссийское голосование по всему пакету поправок. Опираясь на волеизъявления россиян, и будет принято окончательное решение о внесении поправок в Конституцию, добавил Путин.
Ровно в тот же день была создана рабочая группа, задачей которой стал сбор предложений о поправках в новую редакцию Конституции. Всего в нее вошли 75 человек, в числе которых парламентарии, эксперты и общественные и культурные деятели. У группы оказалось три сопредседателя: сенатор от Красноярского края Андрей Клишас, известный законом об оскорблении власти, депутат Государственной думы от «Единой России» Павел Крашенинников и представитель РФ в Европейской комиссии за демократию через право Талия Хабриева, еще недавно бывшая вице-президентом РАН.
Уже через пять дней Путин представил в Госдуму законопроект «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти», который предусматривал внесение изменений в некоторые статьи Конституции (22 статьи глав 3-8). Комитет ГД по госстроительству и законодательству долго его не изучал, уже через день рекомендовав принять его в первом чтении.
В Госдуме с рекомендациями согласились. Закон успешно прошел первое чтение («за» проголосовали 432 депутата). Вскоре после первого чтения в думский комитет, которым руководил Павел Крашенинников, внесли 391 предложение о поправках в Конституцию, а в рабочую группу итого больше (свыше 1 тыс. предложений). Инициатива исходила как от членов группы, так и от простых россиян.
Одна из новых инициатив касалось числа сенаторов, назначаемых президентом. Сейчас их может быть до 10%, то есть до 17, а Крашенинников и сенатор от Марий Эл Константин Косачев предложили увеличить их число до 30. Отдельно было отмечено, что 7 из 30 могут назначаться пожизненно из числа экс-президентов и граждан, «имеющих выдающиеся заслуги» перед страной.
Другой идеей стало закрепление в Конституции особых, не входящих в субъекты РФ «федеральных территорий», которые в силу своей специфики требуют управления из центра. В качестве примеров таких территорий автор идеи тульский политик Сергей Харитонов назвал космодром «Восточный», заповедники и особые особо охраняемые зоны (озеро Байкал и Кавказские минеральные воды) и др.
Второе чтение было назначено на 10 марта. Перед ним в документ внесли 170 поправок (предлагалось скорректировать 41 статью и дополнить основной закон еще пятью).
В число предложений попала идея об увеличении президентской квоты в СФ и наделение экс-президента России статусом пожизненного сенатора (с правом отказа от этого статуса).
В ходе заседания Госдумы, посвященного второму чтению, с неожиданным предложением выступила первая женщина-космонавт, а ныне депутат от «Единой России» Валентина Терешкова. Ее идея состояла в «обнулении» президентских сроков Путина, что после принятия поправки позволило бы ему снова избираться на высший пост. Терешкова пошла и дальше: она предложила убрать из основного закона ограничения на количество президентских сроков.
Спикер ГД Вячеслав Володин идею одобрил. Он заявил, что возможность Путина переизбраться на новый срок в 2024 году «однозначно принесет больше стабильности». То, что Путину в этот момент будет уже 72, «единоросса» нисколько не смутило.
Сам Путин идею Терешковой поддержал, но оговорился, что необходимо одобрение этой идеи со стороны Конституционного суда Российской Федерации. А вот убирать из Конституции ограничение по числу президентских сроков главе государства показалось избыточным.
Отверг Путин и идею, высказанную «единороссом» и олимпийским чемпионом Александром Карелиным. Тот предложил ввести проведение новых выборов сразу после вступления в силу изменений в Конституцию.
После выступления Путина в ГД к нему прислушались: идею обнуления сроков внесли в качестве дополнения, а вот снятие ограничений и досрочные перевыборы – нет. Документ успешно прошел второе чтение, однако «за» проголосовали меньше людей, чем в первом чтении (382 против 432, при 44 воздержавшихся).
Третье чтение состоялось уже 11 марта 2020 года, Госдума приняла законопроект о поправке в Конституцию. «За» проголосовали 383 депутата, 43 воздержались.
Спикер ГД Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания призвал «максимально объединиться вокруг принимаемого закона о поправках в Конституцию». По его словам, к принятию во втором чтении в проект изменений внесли 206 поправок: больше всего они затронули главу 3, посвященную федеративному устройству (51 поправка), на втором месте – глава 5 (парламент) и процедура голосования (по 33), далее – правительство (26), суды и прокуратура (23), президент (19).
Уже 16 марта Конституционный суд Российской Федерации заявил, что все поправки, которые вносятся (даже об обнулении сроков), вполне законны. Заключение на 52 страницах было размещено на сайте суда.
Из 15 судей в рассмотрении принимали 14: Валерий Зорькин (глава КС), Александр Бойцов, Николай Бондарь, Гадис Гаджиев, Юрий Данилов, Людмила Жаркова, Сергей Казанцев, Сергей Князев, Александр Кокотов, Лариса Красавчикова, Сергей Маврин, Николай Мельников, Юрий Рудкин и Владимир Ярославцев. В перечне судей отсутствует Константин Арановский, который не раз выступал с особым мнением по различным делам. Его отсутствие объясняют внезапной болезнью.
В своем заключении КС подробно объяснил, почему предложенные поправки не противоречат Основному закону Российской Федерации:
- Упоминание в тексте Конституции Бога не означает отказа от светского характера государства;
- признание русского языка государствообразующим не умаляет достоинства других народов;
- наделение президента правом прекращать полномочия любых судей не предполагает немотивированности этой процедуры и проч.
Особое внимание Конституционный суд уделил идее обнуления сроков. В заключении говорится, что «принцип демократического правового государства предполагает, но не предопределяет ограничения сроков». От обнуления сроков базовые конституционные характеристики государства не пострадают, заверил КС.
Ссылку на собственное определение от 1998 года про третий срок Бориса Ельцина (тогда КС указал, что отсчет сроков следует вести от первого избрания в 1991 году и на него не влияет факт принятия новой Конституции) в суде отмели, заявив, что она к рассматриваемой проблеме отношения фактически не имеет.
Общенародное голосование
В принятом 11 марта Госдумой и Советом Федерации законопроекте о поправках к Конституции РФ механизму принятия поправок посвящены вторая и третья статьи. Как отмечает член совета движения «Голос» Аркадий Любарев, процедура выглядит весьма необычной и включает в себя оценку поправок КС РФ и общенародное голосование. Ни того ни другого раньше не делалось, а сам механизм не прописан ни в каких законах.
Согласно статье 136 нынешней Конституции, поправки к главам 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для ФЗ: для принятия надо не менее двух третей голосов депутатов ГД и не менее 3/4 голосов сенаторов, а для вступления в силу одобрение органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ.
Однако закон о поправках предусматривает иное развитие событий: после одобрения органами законодательной власти вступает в силу только третья статья, в которой сообщается, что президент направляет в КС РФ запрос о соответствии закона первой, второй и девятой главам Конституции. В течение семи дней КС должен дать свой ответ.
Если суд примет решение о несоответствии, поправки в силу не вступают, никакого голосования не будет. В ином случае в силу вступает вторая статья закона, предусматривающая общероссийское голосование. Если за поправки проголосуют более 50% россиян от числа участников голосования, поправки вступят в силу, если меньше – не вступят.
Соответствие закону
Юрист Аркадий Любарев отмечает ряд важных юридических неувязок. По его словам, сама идея проведения общероссийского голосования по поправкам не вступает в противоречие со статьей 136, однако сам алгоритм, предложенный в законе, вступает.
Вопросы вызывает уже момент проведения голосования. Оно проводится тогда, когда выскажутся все органы, в чьей компетенции одобрение поправок. В случае голосования против поправок, они в силу не вступят, уточняет свежеодобренный законопроект. Однако та самая 136-я статья Конституции не предполагает возможность невступления в силу поправок, одобренных ГД, СФ и 2/3 местных парламентов.
Существует проблема и на уровне момента с одобрением КС поправок. Деятельность КС описывается 135-й статьей Конституции и соответствующим федеральным конституционным законом. Ни статья, ни закон не дают КС таких полномочий. Довольно сомнительно, по мнению Любарева, выглядит и требование о недельном сроке на оценку соответствия.
Серьезные недостатки существуют и на уровне понятий. Согласно 3-й статье Конституции, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Про «общероссийское голосование» в статье нет ни слова.
На деле «общероссийское голосование» относительно поправок подпадает под признаки референдума, но размытый термин используется по вполне ясной причине: предлагаемые правила проведения общероссийского голосования чересчур сильно расходятся с нормами ФЗ «О референдуме РФ».
Как считает Любарев, вводя «Порядок подготовки и проведения общероссийского голосования», который должен принять Центризбирком, власть урезает обширные гарантии прав граждан на участие в референдуме. Данные гарантии касаются проверки вопроса, выносимого на референдум, правил агитации и финансирования подобной агитации, порядка проведения голосования и подсчета голосов и ответственности за нарушение закона.
В проекте, который уже принят Центризбиркомом за основу, сильно усечены многие нормы, входящие в законы о выборах и референдумах. Они преимущественно касаются обеспечения контроля за проведением голосования.
Не менее важным является момент соответствия предлагаемого порядка принятия поправок демократическим принципам. Они представляют собой набор не связанных между собой норм, что явно нарушило положение ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». В ФЗ явно сказано, чтобы одним законом о поправке к Конституции охватывались взаимосвязанные изменения текста основного закона.
Сейчас в нарушение федерального закона россиянам предлагается голосовать либо за, либо против всего пакета. Однако в Центральной избирательной комиссии такое считают вполне нормальным. Глава Центризбиркома Элла Памфилова даже сравнила пакет поправок с комплексным обедом.
Список поправок в Конституцию от 2020 года
- Создание федеральных территорий с назначением на них местной власти (для этого будет принят отдельный ФЗ, норма коснется военных городков и ЗАТО, статус федеральной территории предполагается дать озеру Байкал и космодрому Восточный);
- Запрет действий, направленных на изменение границы РФ;
- Добавление пункта о правопреемстве СССР;
- Добавление упоминания Бога, защиты исторической правды (будет введен запрет на «умаление значения подвига народа при защите Отечества»), признание детей важнейшим достоянием, установка приоритета семейного воспитания;
- Установление русского языка государствообразующим, признание российской культуры уникальным наследием;
- Введение положения о самобытности культуры народов, закрепление защиты прав и поддержки соотечественников за рубежом (государство обязуется защищать этнокультурное и языковое многообразие народов и этнических общностей страны);
- Установление возможности размещения отдельных органов власти вне Москвы;
- Расширение полномочий отечественных ведомств;
- Включение сельского хозяйства и молодежной политики в ведение субъектов РФ, добавление пункта о защите семьи и материнства, определение института брака как союза мужчины и женщины (федеральные и региональные власти обязаны создавать условия для достойного воспитания детей в семье и для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях);
- Закрепление оплаты труда на уровне не менее прожиточного минимума, индексация пенсии не реже одного раза в год, индексация социальных пособий;
- Создание условий экономического роста страны, повышении доверия между государством и гражданами;
- Ужесточение требований к высшему должностному лицу субъекта РФ и органах исполнительной власти (запрещено иметь вклады в иностранных банках и хранить ценности за рубежом);
- Приоритет Конституции над международным правом и международными договорами (Конституционный суд обзаведется правом выносить постановления о неисполнении решений иностранных или международных судов и арбитражей в отношении России, если те противоречат основам публичного правопорядка страны);
- Закрепление мер по международному поддержанию мира;
- Поддержание президентом мира и согласия в стране;
- Ценз оседлости для кандидата в президенты РФ (не менее 25 лет проживания в России), ограничение в два срока. Поправки не касаются жителей Крыма и Севастополя. По нынешней версии ценз оседлости в 2,5 раза меньше (всего 10 лет). Ограничение занимать должность в возрасте моложе 35 лет также никуда не девается.
- Добавление президенту полномочий (президент получит право через СФ прекращать полномочия судей КС и ВС, сейчас полномочия судей прекращаются досрочно по решению Высшей квалификационной коллегии судей; глава государства обретет право не подписывать принятые ГД и СФ законы, если КС признает их не соответствующими Конституции; президент фактически становится во главе исполнительной власти, так как на него возлагается общее руководство правительством; в случае трехкратного отклонения ГД кандидатуры нового премьер-министра президент вправе не распускать Думу, он также может назначать вице-премьеров и министров правительства без согласия ГД, если депутаты трижды проголосуют против предложенных премьером кандидатур на эти посты);
- Установление неприкосновенности для президента после отставки (сейчас для снятия неприкосновенности надо представление главы СК РФ и согласие простого большинства парламентариев из обеих палат, вскоре для этого потребуется участие Верховного и Конституционного судов и поддержка решения квалифицированным большинством обеих палат парламента);
- Изменение механизма отрешения президента от должности (после прекращения полномочий президент становится пожизненным сенатором);
- Ужесточение требований к членам СФ и депутатам Госдумы и обеспечение их неприкосновенности (аналогично пункту 12);
- Совместное собрание палат только для заслушивания президента;
- Персональная ответственность премьер-министра РФ перед президентом;
- Обеспечение кабмином укрепления и защиты семей, инвалидов, содействия развитию промышленности, поддержке волонтеров и защите экологии;
- Включение в Конституцию арбитража, Верховного и Федерального суда, мировых судей;
- Ужесточение требований к прокурорам и судьям (аналогично пунктам 12 и 20, запрет также распространяется на уполномоченного по правам человека);
- Ввод для президента права снятия с должности генпрокурора (если раньше, это было в ведении Совфеда, то теперь президент только консультируется с верхней палатой парламента; поменяется и процедура назначения руководителя Счетной палаты и его заместителя – ранее кандидатуру главы предлагала Госдума, а его зама – Совфед);
- Усиление полномочий Госсовета (состав ГС будет формировать президент, к его ведению будет отнесено определение основных направлений внутренней и внешней политики и приоритетных направлений социально-экономического развития);
- Ввод для президента права назначать глав силовых ведомств и региональных прокуроров (в их число попадут ведомства, курирующие вопросы обороны, внутренних дел, безопасности, иностранных дел, ЧС и юстиции; назначать их глава президент сможет после консультаций с СФ);
- Наделение Совета Федерации правом снимать с должности судей;
- Запрет для президента и руководителей высших рангов иметь гражданство иностранного государства или вид на жительство (или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства). К руководителям высших рангов относятся главы регионов, сенаторы и депутаты ГД, министры и руководители федеральных ведомств, судьи;
- Наделение КС РФ правом проверять законопроекты (однако состав КС предложено сократить с 19 до 11 судей);
- Подчинение местного самоуправления ФЗ (представители госвласти получат право участвовать в формировании органов местного самоуправления и назначать должностных лиц);
- Наделение Госдумы правом утверждать премьер-министра (по вносимым поправкам, президент не сможет отклонить утвержденные Госдумой кандидатуры);
- Обязательное обеспечение органами местного самоуправления медицинской помощью населения страны.
Полный текст поправок в Конституцию-2020 доступен тут.
Основные тенденции можно отследить следующие: проведение конституционной реформы через всенародное голосование для укрепления власти СФ посредством закрепления в основном законе статей о пенсии и МРОТ.
Рабочая группа по сбору поправок
В состав рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию Российской Федерации вошли:
- сенаторы Андрей Клишас (от Красноярского края), Светлана Горячева (от Приморского края), Лилия Гумерова (от Башкортостана), Константин Косачев (от Марий Эл), Алексей Пушков (от Пермского края);
- депутаты Юрий Афонин, Олег Смолин (оба – от КПРФ), Ольга Баталина, Павел Крашенинников, Григорий Ледков, Андрей Макаров, Вячеслав Никонов, Ирина Роднина, Валентина Терешкова (все – от «Единой России»), Валерий Гартунг, Леонид Левин, Галина Хованская (все – от «Справедливой России»), Ярослав Нилов (от ЛДПР);
- правоведы и юристы Сурен Авакьян, Михаил Марченко (оба – МГУ), Сергей Белов (СПбГУ), Виктор Блажеев, Валерий Лазарев (оба – МГЮА), Евгений Султанов (КазФУ), Юрий Тихомиров, Валерий Фальков (ТюмГУ), Талия Хабриева;
- представители общественных организаций Наталья Агапова, Елена Альшанская, Лев Амбиндер, Ольга Амельченкова, Богдан Безпалько, Борис Громов, Николай Долуда, Людмила Дудова, Александр Калинин, Сергей Кандыбович, Ирина Киркора, Екатерина Лахова, Татьяна Мерзлякова, Лидия Михеева, Юля Оглоблина, Евгений Раскин, Светлана Смирнова, Владимир Соловьев, Хаути Сохроков, Елена Цунаева;
- региональные политики Сергей Бебенин (глава ЗС Ленинградской области), Юрий Бурлачко (глава ЗС Краснодарского края), Фарит Мухаметшин (глава Госсовета Татарстана), Владимир Мякуш (глава ЗС Челябинской области), Александр Ролик (глава ЗС Приморского края), Сергей Харитонов (глава Тульской областной думы), Андрей Шимкив (глава ЗС Новосибирской области), Хизри Шихсаидов (глава Народного собрания Дагестана);
- врачи Лео Бокерия и Леонид Рошаль, психолог Юрий Зинченко, историк Александр Чубарьян, политолог Андрей Шутов;
- профсоюзные деятели Иван Мохначук, Николай Никифоров, Михаил Шмаков;
- спортсмены Сергей Бурлаков, Елена Исинбаева;
- деятели культуры и искусства Александр Калягин (худрук ЕТ CETERA), Денис Мацуев (пианист), Владимир Машков (худрук Московского театра Олега Табакова), Михаил Пиотровский (гендиректор Эрмитажа), Захар Прилепин (писатель), Зельфира Трегулова (гнедиректор Третьяковской галереи), Карен Шахназаров (гендиректор «Мосфильма»);
- бизнесмены Наталья Касперская, Сергей Катырин и Александр Шохин.
Отношение оппозиции к поправкам
Голосование по поправкам запланировано на 22 апреля. В конце февраля Путин поддержал предложение об этой дате. Если КС признает закон, соответствующим Конституции, президент подпишет указ с формулировкой вопроса, вынесенного на общенародное голосование, и точной датой.
Общенародное голосование будет организовывать Центральная избирательная комиссия, отвечать за наблюдение будет Общественная палата России и общественные палаты регионов.
Предложение Путина о поправках в Конституции сразу было принято частью населения России в штыки. Так, уже 17 января в мэрию Москвы поступила заявка на проведение 1 февраля митинга противников конституционной реформы.
Уже 25 января в Администрацию президента поступил ряд обращений с требованием провести референдум попунктно. Заявления поступили от представителей Левого фронта, Партии дела, «Другой России», движения «Новороссия» и др.
1 февраля митинг против поправок состоялся также в Екатеринбурге. По данным организаторов, он собрал свыше 500 участников. Вскоре после этого по всей России начали появляться комитеты общественной кампании «Нет!». Его участники подали заявку на еще один митинг в Москве против поправок, но на этот раз столичная мэрия отказала в проведении, сославшись на тяжелую эпидемиологическую обстановку в свете распространения коронавируса.
Отдельно оппозиции не понравилось выступление Валентины Терешковой с идеей обнулить для Путина президентские сроки. Зазвучали голоса, что вся конституционная реформа задумывалась только ради сохранения Путиным власти после 2024 года.
15 марта против поправок к Конституции выступила группа из 429 ученых, юристов и деятелей культуры. В своем обращении в Конституционный суд они уточнили, что провели предварительную проверку предложенных формулировок. Среди подписавших обращение – журналисты Илья Азар, Евгения Альбац, Андрей Лошак, Леонид Парфенов, Наталья Синдеева, Светлана Сорокина, Василий Уткин и Виктор Шендерович, поэты Михаил Айзенберг, Алина Витухновская, Марина Галина, Сергей Гандлевский, Лев Оборин и Лев Рубинштейн, экономисты Сергей Алексашенко, Владислав Иноземцев и Яков Уринсон, лингвист Александр Аникин, художник Андрей Бильжо, писатели Алиса Ганиева, Александр Генис, Алла Гербер и Алексей Слаповский, актриса Лия Ахеджакова, физик Михаил Данилов, кинокритик Антон Долин, историки Аскольд Иванчик и Лев Шлосберг, геохимик Юрий Костицын, социолог Лев Гудков, детский гематолог Алексей Масчан, политолог Глеб Павловский, социолог Элла Панеях, театральный режиссер Иосиф Райхельгауз, телеведущий Михаил Ширвиндт научрук ВШЭ Евгений Ясин и др.
«Мы считаем, что над нашей страной нависла угроза глубокого конституционного кризиса», – подчеркивается в тексте обращения против поправок в Конституцию РФ. По мнению подписавших обращение, такое развитие событий «подрывает возможность эволюционного развития нашей страны» на принципах народовластия и свободы.
Особый упор в обращении сделан на то, что авторы считают политически и этически неприемлемым внесение в 81 статью Конституции пункта, обнуляющего сроки действующего и действовавшего президентов. По мнению авторов обращения, главными выгодоприобретателями от внесения этой нормы станут Владимир Путин и Дмитрий Медведев, а наличие такой оговорки прямое противоречит принципам равенства перед законом и равенства прав и свобод, установленных 19-й статьей Конституции. Также обнуление сроков противоречит принципу сменяемости власти и принципам демократического правового республиканского правления, задекларированными в 1-й статье Конституции.
Критика заключения Конституционного суда
Эксперты уже заявили, что доводы Конституционного суда относительности легитимности поправок не выглядят убедительными.
Д. ю. н. Елена Лукьянова заявила, что у КС не хватило правовых доводов, примерно на 70% заключение просто ни о чем. По ее словам, реального правового обоснования, почему та или иная поправка конституционна, нет. Отдельно она указала, что заключение написано совершенно нечитаемым языком с «предложениями длиной в целую страницу».
Бывший сенатор от Архангельской области Константин Добрынин и вовсе заявил, что в законе о КС вообще нет полномочий суда давать разъяснения, подобные сегодняшним. Он уверен, что судья Аграновский совершенно не случайно так экстренно заболел и не имел отношения к заключению по конституционности поправок. Добрынин считает, что налицо странное пренебрежение процедурой во всем конституционном реформировании. Он допускает, что на новом этапе развития России это может поставить вопрос вообще о всей нынешней конституционной реформе.
Профессор ВШЭ Илья Шаблинский счел, что в этом постановлении КС можно наблюдать торопливое приспособление не очень убедительных аргументов к известным заранее выводам.
Самым нелепым, по его мнению, является утверждение, что развитый парламентаризм, многопартийность и независимая судебная система компенсируют фактический отказ от сменяемости власти. По словам Шаблинского, это вопиющее лицемерие, поскольку ни парламентаризма, ни многопартийности, ни независимых судов в России нет. И это признает даже сам Путин, который недавно приводил отсутствие развитой партийной системы в качестве аргумента невозможности создания парламентской республики.
Как обратил внимание профессор, КС также счел допустимым отсутствие порога явки на общероссийском голосовании, хотя в 135-й статье Конституции указано, что принятии поправок на референдуме порог явки предусмотрен.