Ингеборга Дапкунайте: «Миссия невыполнима», «Союз спасения», «Фея» и другие фильмы
Ингеборга Дапкунайте. Биография: «Миссия невыполнима», «Семь лет в Тибете», «Война», «Ганнибал: Восхождение», «Морфий», «Матильда», «Красный воробей», «Союз спасения», «Фея», три брака, роман с Эмиром Кустурицей и сын.
Краткая справка
Ингеборга Дапкунайте (Ingeborga Dapkunaite). Дата рождения – 20 января 1963 года. Место рождения – Вильнюс, Литовская ССР, СССР.
Ранние годы
Будущая актриса родилась в семье дипломата Пятраса-Эдмундаса Дапкунаса и матери Ингеборги Дапкуняне (в девичестве Сабалите). Родители работали в Москве, поэтому девочку воспитывали дедушка с бабушкой, а в столицу СССР она ездила на каникулы.
Любовь к искусству, по словам Дапкунайте, ей привила бабушка Геновайте Сабалене, всю жизнь проработавшая в вильнюсском Театре оперы и балета.
Именно в этом театре и состоялся дебют на сцене будущей актрисы. В четыре года Инга сыграла в постановке оперы Джаккомо Пуччини «Мадам Баттерфляй».
В юные года девушка также занималась спортом – фигурным катанием и баскетболом. Однако в какой-то момент интерес к театру пересилил. Недалеко от дома Дапкунайте находился Дворец профсоюзов с театральной студией. В ней Инга занималась на протяжении трех лет.
Творческая биография Ингеборги Дапкунайте
После школы девушка поступила в Литовскую консерваторию на факультет театрального искусства. Она оказалась на курсе Йонаса Вайткуса. Окончив консерваторию, она устроилась актрисой в Каунасском драматическом театре, поскольку Вайткус был его худруком. Ее задействовали в спектаклях «Уроки литературы», «Антигона» и др.
Из Каунаса впоследствии актриса перебралась в Вильнюс в Молодежный театр, худруком которого был Эймунтас Някрошюс. Там он отметилась в постановках «Голода», «Чайки» и «Носа».
После распада Союза артистка продолжила свою театральную карьеру за рубежом. Она играла в Чикаго (Steppenwolf), где вместе с Джоном Малковичем была задействована в постановке «Ошибка речи», в Лондоне (Sheftesberry, Hampstead, Old Viс и Ambassador) и Вене (Ronacher). Успела поработать с такими режиссерами, как Дасти Хьюг, Джон Малкович, Линдси Пошер, Ив Энслер, Кевин Спейси и др.
В качестве приглашенной актрисы литовка отметилась и в спектаклях в московских театре. В «Практике» она была задействована в постановке «Вера Павлова. Стихи», а в Театре наций – в «Жанне» (от Ильи Ротенберга), «Идиоте» и «Цирке» (от Максима Диденко) и «Иранской конференции» (от Виктора Рыжакова).
Карьера в кино
Кинодебют Ингеборги Дапкунайте пришелся на фильм «Моя маленькая жена», который Раймундас Банионис снял еще в 1984-м. До конца 80-х она снималась преимущественно у различных режиссеров в лентах, выходивших на Литовской киностудии. Закономерным результатом этого стало присуждение ей почетного звания Заслуженной артистки Литовской ССР (по данным Википедии, она стала последней награжденной им).
Исключением стал «Загадочный наследник» Тамары Лисициан, снятый на «Мосфильме», в котором вместе с молодой литовкой играли Иннокентий Смоктуновский, Юрий Соломин и Леонид Броневой.
С начала 90-х Ингеборга стала сниматься как в России, так и в США. Она отметилась у Дмитрия Месхиева в «Циниках» по роману Анатолия Мариенгофа, у Никиты Михалкова в «Утомленных солнцем», у Валерия Тодоровского в «Подмосковных вечерах». За роль в «Циниках» она получила «Золотого овна», а за роль у Тодоровского – «Нику».
На Западе Ингеборга поначалу снималась в сериалах («Хорошие парни», «Ловцы воров», «Безмолвный свидетель» и др.), пока в 1996-м ее не позвал в свой фильм сам Брайан де Пальма. Мэтр голливудского кино снимал тогда боевик «Миссия невыполнима», и Дапкунайте удалось поработать на съемках с такими звездами, как Том Круз, Джон Войт, Жан Рено и Винг Реймз.
Следующей ее известной работой стала лента Жана-Жака Анно «Семь лет в Тибете», где также снялись Брэд Питт и Дэвид Тьюлис, который впоследствии станет известен российским зрителям по роли Римуса Люпина в «Поттериане». После ряда малоизвестных фильмов и сериала «Ростов-папа», который снимал Кирилл Серебренников, актриса засветилась у Алексея Балабанова в драме «Война» в 2002-м.
Вслед за этим были два триллера: российский и американский. Отечественным был фильм Валерия Рожнова «Ночной продавец», вместе с литовкой в ленте снялись Виктор Сухоруков, Андрей Краско и Спартак Мишулин. А вот зарубежный известен куда больше – это «Ганнибал: Восхождение», в нем Ингеборге досталась роль матери знаменитого маньяка-каннибала. Выбор в пользу актрисы был связан с тем, что действие картины частично разворачивается в Литве, где жили родители заглавного героя.
В 2008 году Ингеборгу Дапкунайте снова снял в своей картине Алексей Балабанов. На этот раз в «Морфии». Вскоре она сыграла одну из ролей в триллере Кристиана Кариона «Прощальный поклон». Там она снималась вместе с Эмиром Кустурицей, которому досталась главная роль в ленте о событиях времен Холодной войны.
Уже в 2010-х актриса работала с такими режиссерами, как Андрей Прошкин («Апельсиновый сок»), Алексей Учитель («Матильда»), Фрэнсис Лоуренс («Красный воробей») и Андрей Кравчук («Союз спасения»). Отметилась она и в ряде сериалов, которые вышли в это десятилетие. У Андрея Кавуна она сыграла миссис Хадсон в новой экранизации рассказов о Шерлоке Холмсе, а в сериале «Распутин» воплотила образ импеартрицы Александры Федоровны, жены Николая II.
Последней работой литовки стало участие в картины Анны Меликян «Фея», в которой она сыграла вместе с Константином Хабенским. Премьера картины намечена на 26 марта 2020-го. Это не первая работа артистки с Анной. Ранее она поучаствовала в ее альманахе «Про любовь. Только для взрослых», где на съемках снова пересеклась с Джоном Малковичем.
Личная жизнь Ингеборги Дапкунайте
В жизни литовки было несколько мужчин, с которыми она связала себя узами брака. Первым мужем актрисы был литовский актер и телеведущий Арунас Сакалаускас. Он был старше супруги на год. Познакомились они, когда Дапкунайте училась в консерватории, однако потом Арунаса забрали в ряды советской армии. Он вернулся через два года, но уже был в статусе друга, однако вскоре ситуация изменилась. Актриса и Арунас даже поженились, но с ее отъездом за рубеж брак распался.
Вторым супругом Ингеборги был британский театральный режиссер Саймон Стоукс. Познакомились они, когда Дапкунайте в начале 90-х устроилась в труппу Лондонского театра. Свадьбу они отпраздновали прямо в фойе театра, прожили вместе свыше 10 лет, но в конце 2009-го развелись.
Следующие четыре года Инга встречалась с сербским кинорежиссером и актером Эмиром Кустурицей. Ситуация осложнялась тем, что у серба была семья: жена Майя, сын Стрибор и дочь Дуня. Жена неверного супруга простила, и семью удалось сохранить.
Последний муж Ингеборги Дапкунайте – это адвокат и ресторатор Дмитрий Ямпольский. Он был младше своей пассии на 14 лет. Тайно поженившись в 2013-м, пара развелась в 2017-м.
У актрисы есть аккаунт в Instagram (d.ingeborga). У страницы, на которой размещены фото Ингеборги Дапкунайте, 124 тыс. подписчиков.
Дети Ингеборги Дапкунайте
От последнего брака у Ингеборги Дапкунайте есть сын Алекс, которого она сейчас воспитывает одна. Она родила его в 2017-м. Известно об Алексе стало в начале 2018-го, когда «Первый канал» показал фильм о литовской актрисе «Все, что пишут обо мне – неправда».
Актриса стала мамой в довольно позднем возрасте (в 54 года), так что в новостях говорили, что она воспользовалась услугами суррогатной матери. Связаны эти предположения были с тем, что папарацци ни разу не заметили литовку с округлившимся животом или хотя бы поправившейся. Добавляло сомнений и то, что актрису часто вносили в список знаменитостей, проповедовавших концепцию чайлд-фри и не собирающихся рожать.
После развода с отцом своего ребенка актриса живет одна, однако в 2019-м появилась информация об отношениях Инги с журналистом и автором книги «Вся кремлевская рать» Михаилом Зыгарем.
Помимо актерской деятельности Ингеборга также занимается благотворительностью. Она является сопредседателем попечительского совета фонда помощи хосписам «Вера» и входит в попечительский совет фонда «Друзья». Также она продюсирует спектакль «Прикасаемые», в котором заняты слепоглухие люди. Проект реализуется фондом «Со-единение» при участии Театра наций.