Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Григорий Амнуэль: спор с Соловьевым, иск от Лурье и другие скандалы

Григорий Амнуэль. Биография: фильмы про спорт, «Союз правых сил», спор с Владимиром Соловьевым и иск от Олега Лурье.

Краткая справка

Амнуэль Григорий Маркович (Grigoriy Amnuel). Дата рождения – 13 февраля 1957 года. Место рождения – Москва, СССР.

Биография. Ранние годы

Родители Григория Марковича Амнуэля были москвичами, однако, как пишет Википедия, его предки по материнской линии были немцами из Балтии, которые в начале ХХ века перебрались из Латвии в столицу России.

Сам Григорий Маркович рассказывал, что хранит дома фотографии Таллина, Юрмалы и Кенигсберга (ныне Калининград) того времени. Отдельно он отметил, что на тех фото видны старые немецкие названия.

После школы выпускник пошел на истфак Тобольского пединститута.

Через театр к документальному кино

В 80-х он одно время сотрудничал в качестве режиссера со столичными театрами – Театром на Таганке и Театром сатиры.

В тех же 80-х он организовывал концерты в Москве известного скрипача Гидона Кремера и продюсировал выступления оркестра камерной музыки Кельнской филармонии.

Продюсерской деятельностью он занимался и после. Он раскручивал многие независимые заграничные кинофестивали. Также он содействовал проведению фестиваля российского кино и культуры в Италии и Франции.

Григорий выступил автором и режиссером музыкальных клипов с участием Виктора Попова, Елены Камбуровой и Любови Казарновской, а также двух исполнителей-эмигрантов в США – Анатолия Герасимова и Ларисы Критской.

Документальным кино он увлекся еще в начале 90-х. Так, за фильм «Пробуждение. Хроника переломных событий» в 1991-м он получил диплом международного кинофестиваля.

Спортивные документальные фильмы

Лучше всего Амнуэлю удаются документальные фильмы о спорте. Так, на МКФ в Милане в 1993-м его работа «Огонь и лед» удостоилась приза как лучший репортажный фильм.

Схожая судьба была и фильма «Почти американский русский», который собрал призы в Москве, Милане и Палермо.

Спустя два года его лента о ледовой забаве – «Рождественский сон, или портрет на фоне хоккея» –  получила призы ОКР и ФХР, а также награды ряда кинофестивалей: московского, миланского и испанского в Хаке.

Уже во второй половине 2000-х жюри МКФ тепло приняли работу «Русские против russkikh». Лента собрала награды в Варшаве, Красногорске, Липецке и Милане.

Премия «Сталкер»

Снимал Григорий Маркович и кино на общественно-политические темы. Его работа «Редлих – люди с той стороны», снятая в 2004-м, рассказывает о судьбе россиян, переживших эмиграцию.

В центре ленты – судьба Романа Редлиха, российского философа, жившего в эмиграции в Германии во время Второй мировой. Лента получила диплом фестиваля правозащитных фильмов «Сталкер» и диплом фестиваля «Фильмы русского зарубежья».

Иностранные награды Амнуэля

Заслуги Григория Марковича были отмечены в Латвии, Польше и Ватикане. В Латвии местное министерство иностранных дел выдало почетную грамоту за содействие независимости страны, также в Риге его наградили орденом «Трех звезд».

Наградили российского документалиста и власти Польши. От посла этой страны в России он получил премию и почетную грамоту «Польский Пегас». Также за заслуги перед Краковской метрополией (Амнуэль – католик, как уточняет Википедия) он получил «Золотую медаль имени Иоанна Павла II», римского папы в 1978-2005-х.

Политические взгляды

Единственную свою российскую государственную награду документалист получил еще при Борисе Ельцине в августе 1994-го. Медаль «Защитнику свободной России» ему вручили за действия в августе 1991-го, когда в стране случился путч ГКЧП.

Григорий Маркович четыре раза баллотировался в Госдуму (в 1993, 1999, 2003 и 2007 годах). Он входил в «Союз правых сил», который просуществовал до 2008-го. Одно время был ответственным секретарем депутатской группы по связям с парламентами Бельгии, Люксембурга и Нидерландов.

Сейчас он возглавляет открытый клуб «Международный диалог», в котором организуются различные международные мероприятия с обсуждением вопросов международного характера и социальной жизни.

Зачем ходить на телешоу

В 2016-м в интервью «Радио Свобода» документалист заявил, что его два года не звали на телевидение, так как он в свое время раскритиковал агрессивную пропагандистскую политику на госканалах. Потом ситуация изменилась, так как пропагандисты посчитали его «наиболее удобным врагом», по его собственному определению.

На вопрос, зачем он ходит на не доставляющие большого удовольствия эфиры, Григорий Маркович ответил, что всегда помнит о лауреате Нобелевской премии мира Андрее Сахарове, которого в зале Дворца съездов приветствовала «орущая звериная толпа».

«Если мне выпала сегодня возможность говорить то, что я думаю, я должен это сделать», – подчеркнул он.

Спор с Соловьевым

Григорий Маркович часто выступает экспертом на передачах Владимира Соловьева. В начале января 2020- го он во время одного из эфиров поспорил с телеведущим на тему войны между СССР и Польшей.

Документалист позволил себе спорное высказывание, что нынешние власти Польши не должны извиняться за советских солдат, замученных во время войны 1920-го. На это ведущий задался вопросом: «Россия извинилась за Катынь, а вы извинились за красноармейцев?» Позже документалист пояснил, что причиной спора с Соловьевым стали «советские учебники», по которым учился телеведущий.

По словам Григория Марковича, конфликт был вызван расхождениями в знании истории и0 разными оценками исторических событий. Он подчеркнул, что если учиться по «советским учебникам», то познания в истории будут весьма отличаться от «общепринятых».

Суд с Лурье

После выхода эфира журналист Олег Лурье, имеющий судимость за мошенничество, заявил, что собирается подать в суд на Амнуэля за высказывания, которые оскорбляют россиян.

Неудавшийся недавний кандидат в президенты России возмутился тем, что Амнуэль неоднократно называл Крым «оккупированной территорией», а СССР обвинил в развязывании Второй мировой войны.

Говоря о Польше, Амнуэль в эфире у Соловьева заметил, что местные памятники красноармейцам являются наследием «оккупационного советского режима в Польше». Он добавил, что этим монументам не место на территории страны.

Что до начала Второй мировой, то режиссер заявил, что «именно пакт Молотова – Риббентропа дал ей зеленый свет».

Лурье пообещал, что если суд примет его сторону, то все средства, взысканные у режиссера, будут пущены на строительство памятника советским солдатам, которые защищали Москву от немецкой армии.

Детский лагерь Саласпилс

Отреагировал на конфликт между Амнуэлем и Соловьевым и блогер Сергей Колясников. В своем Telegram-канале он назвал эксперта «выродком» и напомнил, что тот ранее выражал сомнения относительно зверств немецкой армии в лагере Саласпилс под Ригой.

По словам Колясникова, документалист в эфире требовал не называть детский лагерь Саласпилс концентрационным. В этом эфире, как обратил внимание блогер, Григорий Маркович сказал, что «у детей просто забирали кровь».

Крымский вопрос

Относительно позиции Амнуэля по Крыму стоит заметить, что режиссер еще в 2014-м вместе с другими деятелями науки и культуры выразил свое несогласие с политикой Кремля на полуострове.

Среди подписантов того общения также были писатели Андрей Битов, Дмитрий Быков, Александр Генис, Людмила Улицкая, актрисы Лия Ахеджакова, Татьяна Друбич, певицы Вероника Долина и Елена Камбурова, поэт Константин Кедров, переводчик Григорий Кружков, музыканты Андрей Макаревич, Алексей Паперный и Тимур Шаов, драматург Марк Розовский, режиссер Эльдар Рязанов и многие другие.

Личная жизнь

В биографии Амнуэля есть как минимум два брака. Первый брак Григория пришелся на студенческие годы, он оказался неудачным.

Уже выпустившись из вуза, будущий режиссер женится второй раз. Его избранницей стала латышская девушка, которая через год после свадьбы родила ему дочь, сообщает Википедия. Тогда семья проживала в Риге.

Национальность Амнуэля

В свете неоднозначных политических высказываний режиссера часто поднимается вопрос национальности Амнуэля. СМИ со ссылкой на разные источники указывают, что предки Амнуэля по матери балтийские немцы.

Относительно национальности отца некоторые масс-медиа утверждают, что его отец – советский еврей. Это вывод делают из сочетания имени и отчества отца режиссера – Марк Соломонович.

Полная версия