Галина Волчек: биография худрука театра «Современник» и причины смерти
Галина Волчек. Биография: театр «Современник», брак с Евгением Евстигнеевым, работа с Григорием Козинцевым, сын-кинорежиссер и полный набор орденов «За заслуги перед Отечеством».
Краткая справка
Галина Борисовна Волчек (Galina Volchek). Дата рождения – 19 декабря 1933 года. Место рождения – Москва, СССР. Дата смерти – 26 декабря 2019 года. Место смерти – Москва, РФ.
Биография. Ранние годы
Галина родилась в еврейской семье. Отцом Галины был Борис (Бер) Израилевич, советский кинорежиссер, получивший три Сталинские премии, а матерью Вера Исааковна Маймина, писавшая сценарии.
После получения аттестата о среднем образовании Галина направилась в Школу-студию имени Владимира Немировича-Данченко при МХАТ имени Максима Горького. Она училась на курсе Александра Карева, который в разное время преподавал Леониду Броневому, Игорю Кваше, Анатолию Кузнецову, Борису Ардову, Геннадию Бортникову и др.
«Я была зажатая, некрасивая, толстая, стеснялась своей фигуры. Я просто знала, что хочу быть актрисой, умираю», – вспоминала Волчек про свою молодость.
Как начинался «Современник»
В 1956-м вскоре после выпуска Олег Ефремов и молодые выпускники Школы-студии, в числе которых были Галина Волчек и ее будущий муж Евгений Евстигнеев, создали Студию молодых актеров. Именно она через некоторое время стала тем «Современником», который знают все.
Режиссерским дебютом Галины Борисовны стала пьеса «Двое на качелях», написанная амеркианцем Уильямом Гибсоном. После этого были совместные работы с Ефремовым – «Без креста!» по Владимиру Тендрякову и «Большевики» по Михаилу Шатрову.
В 1966-м Волчек получила Государственную премию СССР за постановку романа Ивана Гончарова «Обыкновенная история».
Волчек трудилась в театре и как актриса. Она играла Нюрку-хлеборезку в постановке «Вечно живых» по Виктору Розову, Зою в «Пяти вечерах» (по Александру Володину), Первую фрейлину в шварцевском «Голом короле», а последней ее ролью стала Марта в пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф».
Во главе «Современника»
Лидером театра поначалу был Ефремов, однако в 1970-м он вместе со многими актерами покинул «Современник» и возглавил Московский художественный академический театр (МХАТ).Также Ефремов захватил с собой часть репертуара.
В этой непростой ситуации главным режиссером «Современника» стала Галина Волчек. За нее проголосовали все актеры, против была только она сама. Однако ей удалось театр с колен, она освежила репертуар, введя не самых известных авторов. Примером можно считать драму «Восхождение на Фудзияму», которую создал Чингиз Айтматов. Минимализм в части декораций и музыка Микаэла Таривердиева – этот эксперимент понравился зрителям.
Подобное новаторство привлекло и актеров с режиссерами. В театр, который еще недавно был на грани закрытия, пришли молодые режиссеры Валерий Фокин (ныне худрук Александринского театра) и Иосиф Райхельгауз (сейчас глава Школы современной пьесы). В театральную труппу вошли Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Валентин Гафт, Константин Райкин, Станислав Садальский и др.
Волчек стала первым отечественным режиссером, сломавшим культурную стену между США и СССР. В 1978-м на гастролях в Хьюстоне она представила пьесу Михаила Рощина «Эшелон», а в 1990-м в Сиэтле в рамках Игр доброй воли презентовала постановки чеховских «Трех сестер» и спектакль по автобиографичной книге Евгении Гинзбург «Крутой маршрут».
В 1989-м в театре ввели должность художественного руководителя, который получила Волчек. Она занимала его вплоть до своей смерти, руководя театром даже из инвалидной коляски. «Спокойно доживать я не умею и не хочу», – сформулировала она свое кредо в одном из интервью.
Волчек и кино
Пробовала себя Галина Борисовна и в кинематографе. Она снялась свыше, чем в 20 фильмах. Дебютом стало участие в ленте «Дон Кихот» в 1957 году. Постановку Мигеля Сервантеса осуществлял классик советского кино Григорий Козинцев. С мэтром она пересеклась еще раз в 1970-м, когда он снимал свой последний фильм – «Короля Лира».
В 1966-м она сыграла эпизодическую роль в кинокомедии «Берегись автомобиля», где блистал ее на тот момент уже бывший муж Евгений Евстигнеев.
После она отметилась в экранизации романа Валентина Катаева «Волны Черного моря» и в музыкальном телефильме «Про Красную Шапочку», а в 1979-м сыграла одну из ролей у Георгия Данелии в трагикомедии «Осенний марафон».
Последней работой Волчек как актрисы стала лента «Таинственная страсть», снятая Владом Фурманом по роману Василия Аксенова, где ей досталась эпизодическая роль режиссера.
Есть в биографии Галины Волчек и роль в фильме собственного отца. Дело было еще в ее молодости, в 1963-м, когда она снялась в ленте «Сотрудник ЧК».
В качестве режиссера Галина Борисовна выступила автором 14 фильмов-спектаклей. Среди них – «Обыкновенная история», «На дне», «Домби и сын», «Вечно живые», «Три товарища» «Вишневый сад». Последней работой подобного толка стал «Заяц. Love story», снятый в 2009-м.
Награды и признание
Первым официальным признанием для режиссера стала Государственная премия СССР за гончаровскую «Обыкновенную историю» в 1967-м. Два года спустя она удостоилась звания Заслуженной артистки РСФСР.
В 70-е Галина получила Орден Трудового красного знамени, а под конец десятилетия стала Народной артисткой РСФСР. Того же самого статуса, но уже в масштабах СССР, Волчек удостоилась в 1989-м.
Уже в новейшей российской истории она получила орден Дружбы народов, а три года спустя и орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Те же ордена, но II и IV степени ей достались уже при Владимире Путине. А при Дмитрии Медведеве коллекция пополнилась и орденом I степени.
В 2014-м многолетние заслуги режиссера были отмечены театральным сообществом. Ей вручили «Золотую маску» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
Последней наградой Волчек стало звание Героя труда РФ. Ее режиссеру вручал лично Владимир Путин.
Смерть Галины Волчек
В последние годы жизни здоровье Галины Волчек оставляло желать лучшего. Она страдала хроническим бронхитом. Также из-за проблем с позвоночником она практически не ходила, передвигаясь в инвалидной коляске.
Даже на прощание со своим коллегой по театральному цеху Марком Захаровым она приехала на инвалидной коляске. Незадолго до этого в общении с актерами «Современника» она заявила, что здоровье уже не то, что в молодости, и регулярно ее подводит. На фотографии с прощания с Захаровым Галина Борисовна выглядела крайне болезненной.
23 декабря 2019 года ее госпитализировали в Боткинскую больницу с бронхитом. Однако позже медики поставили другой диагноз – двусторонняя пневмония. Пациентку подключили к аппарату ИВЛ, но было уже поздно, здоровье совсем отказало.
У Волчек начались осложнения: развился ателектаз, затруднивший дыхание, и развилась атрофия мозга. Все осложнялось отеком ног.
26 декабря Волчек умерла от отека мозга и легких. По информации СМИ, гражданская панихида пройдет в театре «Современник» в воскресенье, 29 декабря, в 11:00, а похоронена она будет на Новодевичьем.
Личная жизнь Галины Волчек
Сама Галина Волчек так говорила о своей личной жизни: «У меня было два мужа, несколько романов и одно заблуждение».
Первым мужем Галины Волчек был знаменитый советский актер Евгений Евстигнеев. Они прожили вместе 9 лет, Галина родила супругу сына Дениса, который впоследствии стал режиссером кино. Евгения Галина Борисовна пережила супруга на 20 с лишним лет, он скончался в марте 1992-го в Лондоне.
Вторым мужем Галины стал человек, далекий от театра и кино, Марк Абелев. Он был профессором МИСИ и получил Государственную премию СССР за свои работы по строительству. Волчек уделила ему 10 лет своей личной жизни (до 1976 года). Сам Абелев впоследствии заявил, что расстался с супругой, потому что ревновал ее к театру, которому она уделяла больше времени, чем семье.
Отец Галины Волчек умер в 1974 году, а супруга пережила его на 15 лет, она умерла только в 1989-м.
Волчек в воспоминаниях коллег
В конце своей жизни Олег Табаков вспоминал о своем сотрудничестве с Волчек как режиссером. У актера случился инфаркт, и Галине советовали заменить Олега кем-то еще. Но она на это не пошла. «Я этого ей никогда не забуду. Галина Борисовна – очень верный человек», – отозвался о Галине ныне покойный актер.
Оперная дива Елена Образцова призналась однажды, что всегда поражалась, как та столько лет «держит» театр. По ее мнению, дело было не только в блистательном таланте и огромном авторитете, но и в силе и мощи ее характера.
Худрук театра Et Cetera Александр Калягин назвал скончавшуюся звезду отечественного театра «человеком-эпохой, человеком-легендой». По его словам, она не только поставила множество талантливых спектаклей, но и воспитала плеяду прекрасных актеров.
Согласен с ним в такой оценке и директор «Ленкома» Марк Варшавер. Он охарактеризовал ее как «воспитателя артистов». Варшавер заметил, что Галина Борисовна умела коллекционировать таланты.