Константин Эрнст: Евровидение, Олимпиада и «Первый канал»
Константин Эрнст. Биография: «Матадор», ТВ-6, «Первый канал», «Евровидение» и «Олимпиада», скандалы с «Голосом» и «Вечерним М».
20 лет во главе «Первого»
В начале октября 2019 года исполнилось 20 лет, как пост генерального директора «Первого канала» занимает Константин Эрнст.
Как сын биолога оказался легендой отечественного телевидения и одним из самых влиятельных на сегодня людей в стране?
Краткая справка
Константин Эрнст (Konstantin Ernst). Дата рождения – 6 февраля 1961 года. Место рождения – Москва, СССР.
Биография. Детство
Отцом будущего медиаменеджера был биолог Лев Эрнст, мама Светлана Головинова была финансовым работником. Вырос Костя в Ленинграде, там же окончил школу, однако студенческие годы провел в Москве, поступив в «Тимирязевку» (Московская сельскохозяйственная академия, зооинжерный факультет). После окончания университета он пошел в аспирантуру, где защитил кандидатскую по динамике созревания мессенджер-РНК.
Тогда Эрнсту было всего 25, и ему предложили скататься на стажировку в британский Кембридж. Однако от заманчивого предложения он отказался, сделав выбор в пользу кинематографа, который давно любил, а не науки.
Уйдя, по его собственным словам, в никуда, Константин устроился в объединение «Видеофильм». Там он начал с того, что снял документальное кино про премьеру сольного альбома Бориса Гребенщикова «Радио тишины», который был записан в США, Великобритании и Канаде. Тот фильм даже получил приз на фестивале в Монтре.
Приход на ТВ
Эрнст мог бы и дальше снимать документалки про рокеров или на какие-то иные свежие темы, благо на дворе уже была Перестройка, но в одной из дружеских компаний он встретил Александра Любимова, который делал передачу «Взгляд». Как впоследствии вспоминал Эрнст в «Истории русских медиа 1989-2011», он раскритиковал программу молодежной редакции ЦТ, на что Любимов предложил молодому таланту сделать собственный выпуск.
Во «Взгляде» Константин Эрнст проработал пару лет, пока ему не предложили сделать собственную программу. Так на телевидении появился «Матадор». При работе над ним Константин совмещал ипостаси: от сценариста и ведущего до продюсера и режиссера.
Передача продержалась пять лет – до 1995-го. После распада СССР ее выпускал продюсерский центр, который Эрнст создал совместно с Леонидом Парфеновым и Игорем Угольниковым. Последний выпуск «Матадора» был посвящен Венецианскому карнавалу. Крест на передаче поставила смерть генерального директора ОРТ Влада Листьева, однако еще некоторое время детище Эрнста выходило в виде журнала об искусстве и культуре.
Кресло руководителя
Листьев был назначен гендиректором ОРТ в январе 1995-го, а уже 1 марта его убили в подъезде его собственного дома. Эрнст позже вспоминал, что не собирался дальше работать на ТВ, но, узнав, кто может взяться за отечественное телевидение, согласился стать генеральным продюсером канала.
Константин Львович продержался в кресле генпродюсера при трех главах ОРТ – Сергее Благоволине, Ксении Пономаревой и Игоре Шабдурасулове. Последнего он в итоге сменил в должности руководителя канала в октябре 1999-го.
В кресле главного Эрнст начал определять политику канала. Вместе с Парфеновым он предложил формат «Старые песни о главном». Именно при Эрнсте ОРТ сменило название на «Первый канал» и запустило собственную систему измерения телеаудитории.
На 10-м году руководства телеканалом Эрнст решил, что тот должен интересовать и молодежь, и представил проект «Городские пижоны», в рамках которого начались трансляции популярных сериалов. Выбор делали, основываясь на их интернет-востребованности. Так в эфире оказались «Офис», «Шерлок», «Подпольная империя», «Карточный домик» и проч.
Евгений Киселев, в свое время работавший на НТВ, заявил, что Эрнст порой не согласен с позицией властей, но реагирует не открыто, а делает по принципу «чем хуже, тем лучше».
Эрнст как продюсер кино
В конце 90-х Эрнст решил себе попробовать в продюссировании российского кино. Он стал сопродюсером лент «Блокпост» (от Александра Рогожкина) и «Мама» (от Дениса Евстигнеева). Фильмы не были ориентированы на прокат, но с Рогожкиным и Евстигнеевым Константин продолжил сотрудничество, вложившись в их ленты «Особенности национальной охоты в зимний период» и «Займемся любовью».
Сам Эрнст связывает возрождение интереса к российскому кино с «Дозорами» – экранизациями романов Сергея Лукьяненко, которые дали новый толчок карьере казахско-российского режиссера Тимура Бекмамбетова, в середине 90-х снимавшего рекламу для банка «Империал».
Успех снискали и драма «72 метра» про подводную лодку, и экранизация романа Бориса Акунина «Турецкий гамбит» о сыщике Эрасте Фандорине, и сиквел знаменитой новогодней комедии «Ирония судьбы. Продолжение».
В числе других российских фильмов, спродюссированных Эрнстом, стоит выделить «Анну Каренину» Сергея Соловьева, «Край» Алексея Учителя, ленту «Высоцкий. Спасибо, что живой», которую создал автор «Бумера» Петр Буслов, и «Викинга», снятого Андреем Кравчуком.
«Викинг» задействовал очень известных актеров (Данила Козловский, Светлана Ходченкова, Александра Бортич, Игорь Петренко, Владимир Епифанцев, Андрей Смоляков) и стал одним из самых дорогих фильмов в истории России (20,8 млн рублей), поэтому критики утверждают, что лента в итоге не окупила себя (хотя и собрала более 25 млн).
Последней работой в области кинопродюссирования для Эрнста стал «Довлатов» Алексея Германа-младшего, появившийся на экранах в 2018 году.
Евровидение и Олимпиада
Несомненным успехом Эрнста стал песенный конкурс «Евровидение-2009», который проходил в Москве. Его вотчина выступила вещателем и площадкой для отбора артиста, который представит страну на данном мероприятии. В 2009-м конкурс посмотрели 122 млн европейцев. Что до России, то финал «Евровидения» в прямом эфире увидели 55,5 % всех зрителей того дня.
Другим успешным проектом Эрнста стали церемонии открытия и закрытия ОИ в Сочи, которые прошли в 2014 году. Как рассказывал его коллега Андрей Насоновский, медиаменеджер выступил не только автором сценария, но и осуществлял полное руководство, а над церемонией работали 12 тыс. человек. За работу над церемониями россиянин получил «Медаль чести» в Каннах и знак почетного гражданина города Сочи.
Личная жизнь
За плечами Константина Львовича нет ни одного официального брака. Однако на отсутствие интереса со стороны женщин жаловаться ему не с руки.
Долгое время Эрнст встречался с театральным критиком Анной Силюнас. Она подарила ему дочку Александру, которой сейчас 25 и которая ныне живет в Нью-Йорке.
По версии ряда отечественных СМИ, у Эрнста есть двое детей и от бизнес-вумен Ларисы Синельщиковой, с которой он прожил 12 лет. Это Анастасия Синельщикова (36 лет, ныне по мужу Рудская) и Игорь Синельщиков (34 года, ныне носит фамилию Желтоногов).
Софья Эрнст?
Последние пять лет Константин Эрнст встречается с бывшей сотрудницей дома моды Софьей Заикой. Софья Заика родилась в 1988-м, она подарила мужу двух дочерей, чьи имена они не раскрывают.
В середине июля 2017 года некоторые отечественные СМИ заявили, что вместо Софьи Заики стоит говорить о Софье Эрнст, намекая, что брак был должным образом зарегистрирован, однако подтверждений этой информации не нашлось, как и той, что Софья сменила фамилию на Эрнст.
Награды и признание
За свою длительную работу на российском ТВ Эрнст получил довольно много государственных наград. Так, у него есть ордена «За заслуги перед Отечеством» трех степеней (IV, III и II). Последний он получил за вклад в проведение Олимпийских игр.
Ряд наград Константин получил за то освещение деятельности ВС РФ – в 2008-м в Августовской войне с Грузией (Орден Дружбы), в 2016-м в Сирии против исламистов.
Отмечена его деятельность и профессиональными наградами. В 1993-м ему вручили премию фестиваля «Кинопресса-92» за передачу «Матадор».
В активе Эрнста есть и четыре ТЭФИ. Три раза статуэтку ему дали в категории «Лучший продюсер телепрограмм», а четвертую вручили за личный вклад в развитие отечественного ТВ. Одно время, в середине 90-х, медиаменеджер сам вел церемонию вручения наград, будучи членом Академии российского телевидения.
Скандалы времен Эрнста
В сентябре 2017 года разразился скандал между двумя главными каналами российского ТВ. Иван Ургант в своем шоу пошутил, что «Соловьиный помет» – это отличное название для передачи на «России 1». Соловьев оскорбился и выстроил конспирологическую теорию, что шутку санкционировал сам Эрнст.
В феврале 2018-го на фоне открытия ОИ в Сочи случилась неприятная ситуация. Певица Земфира обвинила «Первый канал» в нарушении всех возможных договоренностей, выразившихся в использовании композиции «Хочешь?» без ее согласия. Глава канала в ответ напомнил, что звезда рок-сцены несколько лет назад сама нарушила с ним контракт и пригрозил иском, если дело дойдет до суда.
Читайте также
В 2019 году разразилось сразу два скандала вокруг канала. В первом из них редактор шоу «Кто хочет стать миллионером?» Илья Бер обвинил магистра телевизионной викторины «Что? Где? Когда?» в попытке подкупить его ради выигрыша 3 млн рублей. Беру обвинение в адрес Друзя стоило работы, а сам Друзь отделался временным отлучением от телепередачи. Эрнст в своем комментарии заявил, что считает ситуацию личным конфликтом между Друзем и Бером, который те не захотели решить кулуарно.
Читайте также
Весной разгорелся уже другой скандал – вокруг шоу «Голос. Дети». Победу на нем одержала Микелла Абрамова, дочка Алсу. Однако в новостях со ссылкой на изучение статистики голосования заявили, что за дочку певицы отдавали свои голосы боты.
Высказывалось предположение, что скандал вокруг передачи инспирирован самим Эрнстом, который надеялся за счет этого поднять ее рейтинги.