Петер Хандке. Биография: «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым», работа с Вимом Вендерсом, любовь к Милошевичу и нобелевская премия по литературе.
Нобелевская премия
Литературным нобелиатом за 2019 год стал австриец Петер Хандке. Награду вручили с формулировкой «за влиятельную работу, в которой с лингвистической изобретательностью он исследовал периферию и специфику человеческого опыта».
Он известен тем, что его пьесу «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» экранизировал Вим Вендерс, а сам он позитивно относился к Слободану Милошевичу.
Ранние годы
Петер Хандке родился 76 лет назад в Гриффене в Каринтии. Его мама – Мария Сивец – была словенкой. Биологическим отцом будущего драматурга был банкир-немец Эрих Шенеманн. Зачав от него ребенка, Мария вышла замуж за военнослужащего Адольфа Хандке. О том, кто его настоящий отец, Петер узнал перед тем, как закончил школу.
После окончания Второй мировой семья Хандке поселилась в Берлине в советской зоне оккупации. У отца семейства были сложности с работой из-за службы в вермахте, поэтому семья отправилась обратно в Австрию, где Петер учился поначалу в обычной школе, однако потом перешел в католическую гимназию, из которой его исключили за то, что он читал запрещенные книги. Мальчик отправился в другую гимназию – в Клагенфурт. Он любил читать и сам потихоньку писал, так что принял участие в школьном литконкурсе и стал одним из лауреатов. В местной газете напечатали его произведения – «Безымянный» и «А в то время».
Студенчество и первые книги
Окончив школу с отличием, будущий нобелиат поступил на юрфак Грацского университета. Он снимал комнату и работал репетитором греческого. Будучи студентом, он завел ряд полезных знакомств в литературной среде и входил в «Грацскую группу», в которой состояла и еще одна будущая нобелиатка Эльфрида Елинек (за 2004-й).
Свой дебютный роман «Шершни» он начал писать летом 1964-го, а вскоре книгу согласилось напечатать издательство «Зуркамп». В 1966-м прошла премьера пьесы австрийца «Оскорбление публики», которую поставил Клаус Пайман. Вслед за ней на сцену отправились и «Пророчество», и «Самооговор».
В том же 1966-м литератор переезжает в Дюссельдорф вслед за своей пассией Либгарт Шварц (вскоре актриса станет его женой). В Северной Рейн-Вестфалии он прожил два года. За это время он опубликовал роман «Разносчик» и женился.
В 1968-м он с супругой перебрался в Берлин, где в апреле 1969-го у пары родилась дочка Амина. Рождение ребенка, как впоследствии признавался писатель, сильно изменило его жизнь. Вскоре распался и его брак с Либгарт, хотя формально развод состоялся только в 1994-м. Дочку супруги воспитывали поочередно.
Литератор надолго переехал в Париж, где долгое время вместе с ним жила дочь Амина. В начале 80-х Петер Хандке увлекся переводами на немецкий книг зарубежных авторов, которых мало кто читал. Не забывал он и о собственных. В 80-е были написаны такие книги, как «Китайские страдания» (1983) и роман-эпопея «Повторение» (1986), завершен цикл рассказов «Вечер писателя» (1987).
Хандке и кино
Главным экранизатором для австрийца выступил его друг Вим Вендерс. Они познакомились еще в 1966-м.
По мотивам книг друга Вендерс поставил такие фильмы, как «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым», «Небо над Берлином» и «Прекрасные дни в Аранхуэсе». Для Вендерса австриец также написал сценарий к ленте «Ложное движение» (1975), взяв за основу книгу Иоганна Вольфганга Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера».
Для Вендерса «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» стал всего лишь вторым фильмом в карьере, но уже тогда режиссер нашел Рюдигера Фоглера, с которым будет еще долгое время сотрудничать.
Хандке и политика
Будущий нобелиат неоднократно путешествовал по Югославии. Его путевые заметки, изданные в 1996-м, вызвали ожесточенные споры. Писателя критиковали за чересчур благожелательное отношение к Сербии и ее лидеру Слободану Милошевичу.
Он даже выступал на похоронах экс-президента Сербии, скончавшегося в Гааге в ожидании завершении судебного процесса. Из-за речи, которую он прочитал на похоронах, был отменен спектакль по его пьесе в Париже, а самому литератору пришлось отказаться от премии Генриха Гейне.