Первая обнаженка советского кино: как Сталин спас фильм Александра Довженко
В фильме «Земля» абсолютно обнаженная героиня мечется по дому, оплакивая погибшего возлюбленного. За эту сцену режиссера едва не «линчевали» в обществе.
Неоднозначное кино
Фильм «Земля» Александр Довженко снял в 1930 году и посвятил его тому, что происходило в ту эпоху на селе – коллективизации.
В картине показана на примере украинского села та тяжелая эпоха, когда в стране появлялись первые колхозы, в котором твоя корова становилась общим добром, когда раскулачивали зажиточных крестьян.
Картина, без сомнения, была смелой. Довженко показали еще сохранявшиеся на селе языческие обычаи, которые советская власть пыталась выкорчевать с корнем.
Показаны и трудности без «купюр», с которыми сталкивались крестьяне тех лет. Например, один механизатор перед пахотой заливает в бак трактора… мочу. Горючки опять не подвезли.
За многое потом Довженко достанется на «орехи». Но даже все политические огрехи режиссера меркли по сравнению с тем, что в его картине была показна самая настоящая голая женщина!
Первая советская эротика
Вообще в этом фильме многое было не по «науке», не то, к чему привыкли. Довженко наглядно показывали сельские пейзажи, которые с одной стороны являли собой природную красоту, а с другой отчаянную нищету. Показывал режиссер и крупные планы – лица, отношения, чего в те года избегали.
Но главной «фишкой» картины стала «голая» сцена. А 25-летняя Елена Максимова фактически стала первой советской актрисой, снявшейся обнаженной.
На счету молодой артистки к тому времени уже было несколько ролей и неплохие перспективы. Но она не побоялась раздеться в кадре ради искусства.
И ведь действительно в этой сцене не было никакой пошлости. Героиня актрисы – селянка Наташа, горюя по поводу смерти своего жениха, мечется по горнице, сметая все на своем пути. И она абсолютно голая.
Разбор полетов
Понятное дело, что такую слишком правдивую картину, да еще с обнаженкой чиновники восприняли в штыки. И сделали все, чтобы раскрутить против Довженко негативную кампанию.
Советская пресса, как водится, постаралась от души. Но особенно отличился поэт Демьян Бедный, выпустивший разгромный фельетон о непонятых гениях-интеллигентах, проповедующих вредную и опасную культуру.
Довженко был подавлен этой публикацией. Позднее он вспоминал, что даже стеснялся ходить по улицам Москвы – ему казалось, что все прохожие провожают его осуждающими взглядами.
Но это были еще мелочи по сравнению с тем, что Демьян Бедный был не просто поэтому - а поэтому «придворным». Он ходил в любимчиках Сталина и во многие чиновничьи кабинеты заходил без стука.
Поэтому в ту эпоху критику со стороны поэту в чей-то адрес, по большому счету», воспринимали как самый настоящий приговор.
Непонятое кино и неожиданная реакция Сталина
Довженко тоже ожидал неприятностей после публикации Демьяна Бедного, и в спешке даже повырезал из фильма все раскритикованные сцены. Так что, в кинотеатры «Земля» вышла уже совсем в другом варианте.
И не удивительно, что картину сочли абсолютно проходной и не вызвавшей интереса у зрителя. Зато, как думал Довженко, гроза миновала.
Но когда его однажды вызвали к Сталину, режиссер уже мысленно попрощался с родными. А вождь, конечно же, наслышанный о критике фильма, попросил включить ему изначальную версию.
И после совместного с Довженко просмотра поинтересовался – кто эта красавица, которая сыграла обнаженную, убитую горем невесту.
«Начинающая актриса Елена Максимова», - едва сумел выговорить напуганный режиссер. И услышал неожиданный вердикт: «Очень убедительно и талантливо сыграла! Снимайте её почаще».
Судьба актрисы и успех «Земли» за границей
То ли с легкой руки вождя, то ли чисто по причине таланта, но Елена Максимова после этого действительно стала сниматься много и часто.
Ее фильмография насчитывает порядка ста двадцати работ, включая «Чужую родню», «Отца солдата», «Совесть» и «Следствие ведут ЗнаТоки».
Правда, в большинстве картин актриса исполняла второстепенные роли, а во второй половине жизни играла все больше матерей и бабушек, тем не менее, она была по-настоящему востребованной артисткой и играла до самой глубокой старости.
К тому времени про оскандалившийся когда-то фильм «Земля» уже все давно забыли, и глядя на «правильную» Елену Максимову, никто и подумать не мог, как легко она бегала обнаженной перед кинокамерой.
А вот про сам фильм «Земля», уже давно забытый в Советском союзе, после смерти Сталина достали с пыльнмх полок Фонда кино и вновь пустили в прокат – но все в том же отредактированном виде.
Но если в СССР картина вновь прошла без особый оваций, ее неожиданно заметили за границей.
В 1958 году один из советских чиновников прихватил эту ленту с собой на Всемирную выставку Экспо в Брюсселе. И совершенно неожиданно для всех «Земля» вошла в дюжину лучших кинокартин всех времен и народов.
Но в современной России по-прежнему не знают, что этот фильм о тяготах села в эпоху коллективизации фактически стал пионером советской эротики в кино.