Уильям Джеймс Сайдис: грустная история гения, пустившего жизнь под откос
Его предполагаемый IQ почти вдвое превышал интеллект Эйнштейна, к восьми годам он написал четыре книги, а в одиннадцать уже учился в Гарварде.
Но свою жизнь главный американский интеллектуал первой половины двадцатого века закончил рядовым клерком в захудалой конторе и без гроша в кармане.
Гениальный ребенок
Будущий умник родился в Манхэттене 1 апреле 1898 года в семье папы-психолога и мамы-врача. Оба родителя были умными, образованными и интеллигентными людьми. Сыну было в кого уродиться умным. Но не до такой же степени…
А начиналось все красиво. Читать Уильям научился чуть ли не быстрее, чем ходить. Еще полуторагодовалым ребенком читал газеты. К трем годам он научился печатать и самостоятельно написал письмо в компанию Macy's, в котором заказал несколько своих любимых игрушек.
Его родители были очень довольны и потратили неисчислимые суммы денег на книги и карты, видя его потенциал. Но даже они не могли привыкнуть к тому, насколько стремительно развивается их сын.
В шесть лет он уже знал несколько язков, включая латынь и иврит, и еще в детском возрасте придумал свой собственный язык и собственную грамматику к нему.
Помимо языков малыш отлично разбирался и в других науках, включая даже астрономию и анатомию. А еще писал стихи и романы.
К тому времени о Сайдисе уже многие слышали, поэтому никто не удивился, что в девять лет он уже поступил в Гарвард. Пусть и учиться ему разрешили с одиннадцати.
Бег по кругу
Его предполагаемый IQ от 250 до 300 (у Эйнштейна был IQ около 160). Так что, и во время учебы Сайрус был всегда на виду у всех.
Посещая лекции как студент, он одновременно сам читал лекции о сложных четырехмерных телах, которые для большинства были непонятны, но для людей, которые это понимали, эти уроки были настоящим откровением.
Закончив Гарвард в шестнадцать, он мог выбрать любое направление деятельности, поскольку круг его интересов и знаний был необычайно широк.
Однако, что-то к тому времени в нем нарушилось, сломалось. Неожиданно он заявил часто надоедавшим его репортерам, что устал быть умнее всех, и хочет жить обычной жизнью, как миллионы других людей. Только желательно подальше от них.
«Я хочу жить идеальной жизнью. Единственный способ прожить совершенную жизнь — жить в уединении. Я ненавижу толпы и внимание», - сказал Сайдис.
Так начался его лихорадочный бег по кругу, из которого он так и не сумел вырваться, как и стать в этой жизни кем-то значимым.
Падение вниз
Одно время Сайдис преподавал математику в одном из университетов в Техасе, нередко будучи моложе некоторых учеников.
Затем оставил наскучившее ему дело, и снова пошел учиться в Гарвард на юридический факультет. Но когда до получения диплома оставалось рукой подать, бросил учебу и куда-то пропал.
Оказалось, жил Нью-Йорке и Бостоне, терзая себя мыслями о несправедливости мира и потихоньку сходя с ума.
Не зная, как найти применение своим талантам, решил выразить протест обществу участием в запрещенной в США первомайской демонстрации в 1919 году, во время разгона которой напал на полицейского.
На суде ему грозил реальный срок, но благодаря стараниям отца Сайдиса отправили в психбольницу.
После выхода оттуда скитался по Америке, не находя себе пристанища. Работал, нередко под чужими именами, работал бухгалтером, клерком и чернорабочим и менял работу всякий раз, когда работодатели узнавали о его истинной личности, которую американские СМИ освещали весьма активно
Уильям Джеймс Сайдис умер в июле 1944 года, когда ему было всего сорок шесть. Его тело спустя несколько дней нашла хозяйка квартиры, которую он снимал. Ни в доме, ни при нем не нашли ни гроша, которые можно было бы пустить на похороны.
Вот так жил и так никчемно ушел из жизни один из умнейших людей своей эпохи, знавший почти двести иностранных языков, но так и не нашедший своим талантам применения.