Копеечный бюджет и свитер из секонд-хэнда: как снимали легендарного «Брата»
Снятая четверть века назад буквально за копейки культовая лента сегодня обрела второе дыхание.
В связи с известными событиями западный мир обрушился на Россию невиданными по своим масштабам санкциями.
И коснулись они не только экономики, но и всех сфер жизнедеятельности, включая кино. Западные киностудии запели в унисон с политиками, и отказались поставлять нам свои новинки.
Пока российский кинопрокат решил вновь прокрутить в кинотеатрах «старые» известные картины.
«Брат» Сергея Балабанова среди них. Картине уже тридцать пять, но мало кто знакт, каких трудов и приключений создателям и актерам стоили эти съемки.
Трехкопеечный бюджет
В середине девяностых годов прошлого века всей стране приходилось тяжело. Но больше всего «на дне» оказалось отечественно искусство и, в частности, кинематограф.
Молодым режиссерам и актерам часто не находилось никакой работы, а если что-то и предлагали, то это была работа фактически за идею.
Даже если сценарий какого-то фильма одобряли, все равно бюджета не хватало ни на декорации, ни на спецэффекты.
Работать кинематографистам предлагалось на улицах своего города, интерьеры снимать дома у знакомых.
Снятый практически в подобных условиях мизерного бюджета «Брат» Алексея Балабанова стал самым ценным из того, что появилось в ту лихую эпоху.
Музыкально-киношный бартер
Бюджетные ограничения порой не позволяли даже платить зарплаты актерам и многие из них снимались фактически бесплатно. Потом некоторые что-то получили, когда уже снятый фильм начала масово расходиться на обычных видеокассетах.
По словам актрисы Светланы Письмиченко, свою честно заработанную тысячу долларов она получила лишь спустя несколько месяцев после премьеры.
А известный ром-музыкант Вячеслав Бутусов снялся в фильме (и предоставил права на музыку) в обмен на то, что Балабанов одновременно снял для него клип.
Подарок от «Анны Карениной»
Помимо денег съемочной группе не хватало буквально всего – и в первую очередь пленки. Поэтому перед каждым кадром актеров просили собраться и сделать все идеально, чтобы зря не тратить пленку. Так что, многие сцены снимали максимум с двух-трех дублей.
И когда казалось, что пленки все равно не хватит, киношникам повезло. Как раз в это же время американская съемочная группа со студии Warner Bros работала в Петербурге над своей версией «Анны Карениной».
Денег у американцев было много, бюджет в порядке, что было видно из того, что в картине снимались знаменитые Софи Марсо и Шон Бин.
Когда заокеанские гости отработали, у них осталось несколько коробок не использованной пленки, которую они просто оставили. Балабанову удалось перехватить ее по дешевке и доснять свой фильм.
Знаменитый свитер купили в секонд-хенде
Старый растянутый свитер, в котором почти постоянно ходит Данила Багров в лице Сергея Бодрова-младшего после выхода фильма стал едва ли не трендом для многих россиян обеих полов.
Многие думали, что этому наряду специально придали такой вид. На самом же де супруга Балабанова и одновременно костюмер картины Надежда Васильева приобрела этот свитер в ближайшем секонд-хенде за тридцать пять рублей.
По ее словам, в главном герое картины должны были увидеть настоящего защитника слабых и обездоленных, а этот свитер крупной вязки чем-то напомнил ей кольчугу русских богатырей.
Как бы там не было, а этот наряд впоследствии стал не менее культовым и популярным, чем сам фильм.
Опасные перестрелки
«Брат» и «Брат-2» - это фильмы с элементами боевика про лихие девяностые. Поэтому вполне логично, что без стрельбы там не обошлось. И хотя стреляли, понятное дело, холостыми заряды, риск все равно был немалый.
Особенно надолго артистам врезалась в память сцена Павлом Евграфовичем - мужем Светы, сыгранным актером Владимиром Ермиловым.
После выстрела по его ногам из обреза, когда дым рассеялся (пороха для эффекта не жалели), все увидели лежащего в луже крови актера. Многие подумали – это конец.
Но оказалось, что падая, артист проткнул себе конечности в двух местах лыжами. Раны оказались несерьезными, но сцена таким вот случайным образом получилась весьма эффектной.
«Партизанские съемки» в Америке
Разговаривать о съемках «Брата-2» Балабанов и продюсер Сергей Сельянов начали еще во время съемок «Брата». Бюджет второй части был заметно большим, что даже позволило съемочной группе доехать до Соединенных Штатов.
Но все равно препоны встречались на каждом шагу, и почти каждый раз приходилось с кем-то о чем-то договариваться.
Так, например, удалось подружиться с полицейскими в городке рядом с Чикаго, и те разрешили снимать в своем отделении, даже пустили авторов в камеры, где сидели настоящие проститутки и наркоманы.
Вообще, по словам оператора Сергея Астахова, съемки зачастую шли «партизанским» образом: например, в Чикаго запрещено снимать в наземном метро, авторы еле успели снять сцену, перед тем как в вагон вошли контролеры.
А когда снимали сцены с проститутками на одной из их излюбленных улиц, те едва драку не устроили, увидев в лице русских актрис своих конкуренток.
По ходу американских съемок наши так расхрабрились, что даже подумывали включить в сценарий кого-то из голливудских знаменитостей.
Стив Бушеми даже попросил почитать сценарий. Звезда фильма «Танец-вспышка» Дженнифер Билз вроде бы даже дала согласие, но потом отказалась, назвав российскую картину расистской.
До последнего момента на полном серьезе обсуждался Джон Малкович, но ему так и не удалось выкроить время для участия в российского проекте.
«Странное дело, мне кажется, так даже лучше. Пригласили бы мы какого-нибудь Шварценеггера - сразу бы все приобрело какой-то сюрреалистический оттенок», - скажет позднее Бодров-младший.
Пройдет совсем немного времени, и Сергей Бодров трагически погибнет вместе со своей съемочной группой. 20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье в Северной Осетии сойдет огромный ледник, похоронивший под собой десятки людей.
Но вот странное дело – человека уже двадцать лет с нами нет, а фильмы с ним до сих пор смотрят. Значит, не зря на свете жил…