Генрих Люшков: предатель, который предотвратил войну Японии с СССР
Примерный служака – он навсегда вошел в историю, как один из самых известных предателей родины.
Побег в Японию комиссара государственной безопасности 3-го ранга, начальника Управления НКВД Дальневосточного края и носителя очень важной информации Генриха Люшкова можно считать одни из самых серьезных промахов советских спецслужб в довоенный период.
Лучше стать предателем, чем становиться к стенке
В тридцатые годы прошлого века Люшков прослыл «кровавым комиссаром», настолько усердно он боролся с «врагами народа», что заметно выделялся из среды себе подобных даже на волне массовых репрессий 1936-1938 годов.
С его легкой руки чистки прокатились по партийному аппарату, армии, Тихоокеанскому флоту и даже его родному ведомству.
При этом, как говорят свидетели тех лет, Люшков был умным и хитрым человеком. Он прекрасно понимал, что в любой момент сам может оказаться по ту сторону «баррикад», и уже не он, а его будут допрашивать с «пристрастием».
И когда в мае 1938 года его неожиданно вызвали в Москву без объяснения причин, он понял, что ему уже приготовили место в камере, и ждет его ничто иное, как расстрел. И решился на побег, над которым думал уже не первый месяц.
Ранним утром 13 августа 1938 года он тайно перешел границу созданного японцами марионеточного государства Маньчжоу-го и сдался тамошним властям.
Ценный подарок
Когда японцы удостоверились в личности перебежчика, несомненно, были рады с ним познакомиться.
От Генриха Люшкова японские спецслужбы получили уникальную детальную информацию о численности и дислокации советских войск на Дальнем Востоке, расположении и состоянии оборонительных укреплений, военных кодах, методах работы НКВД, и даже о личностях и местах проживания недовольных советской властью, которых можно было использовать в качестве агентов и шпионов на территории СССР.
Даже будучи припертым к стенке, перебежчик не забывал о собственной выгоде. На первом допросе Люшков потребовал за сверхсекретные сведения полмиллиона иен и дальнейший выезд в любую страну. Но он сам же подложил себе свинью, проговорившись, что бежал в Японию не из-за идеологических побуждений, а перед страхом репрессий в СССР.
Так что, хитрые японцы тут же нажали на него, пообещав в случае несговорчивости отправить его обратно на родину. И Люшков заговорил уже без всяких условий.
Последствия предательства
Удивительное дело, хотя побег Люшкова и расценивается, как значительный промах советских спецслужб, его предательство в какой-то степени сыграло на руку СССР.
Да, армия и разведка понесли определенные потери. Войскам пришлось серьезно передислоцироваться, а НКВД потерял ряд ценных агентов за рубежом. Однако, именно выданная Люшковым статистика и задумала японских генералов задуматься о целесообразности войны с Советским союзом, начало которой уже было почти предрешено.
Численный состав, количество техники, укреплений и резервов Красной армии на востоке страны ошеломило и даже напугало японцев. Готовя войну против СССР, генералитет страны восходящего солнца руководствовался иными, намного заниженными цифрами.
Япония собиралась напасть на Советский союз девятью дивизиями, рассчитывая, что обескровленный боями на западных рубежах противник не способен будет даже ответить тем же.
Но со слов Люшкова, японского вторжения в полной боевой готовности ждали 28 советских дивизий. И еще двадцати две могли быть мобилизованы в течение считанных дней. И это не говоря об обнаруженных благодаря перебежчику превосходству Красной армии в самолетах, пушках и танках.
Не все японские генералы верили Люшкову, многие настаивали на сухопутной операции против СССР. Однако, в результате боев на озере Хасан в августе 1938 года и в ходе Халхингольского конфликта в мае 1939 года сведения о высокой боеготовности советской армии подтвердились. Это привело к полной переработке планов.
Несмотря на колоссальное давление гитлеровской Германии, японцы решили сосредоточиться на азиатском направлении и в апреле 1941 года подписали с СССР договор о ненападении, который был весьма выгоден советской стороне. Ведь это избавило Москву от риска войны на два фронта и помогло часть восточных подразделений кинуть на запад.
Судьба предателя
Что касается Люшкова, из которого японцы вытрясли все, что можно, какое-то время использовался ими в пропагандистских целях и в качестве консультанта по вопросам обороны и спецслужб.
Ему даже выделили личную охрану и переводчика, а также изготовили документы на новое имя. Правда, из страны его так и не выпустили. А Люшков, видя, что Германии скоро конец, хорошо понимал -следующей станет Япония. И тогда конец и ему самому.
Впрочем, предателю до конца Второй мировой дожить так и не удалось. В августе 1945-го, когда Япония уже была обречена на разгром, советского предателя нашли мертвым. Согласно самой популярной версии, его ликвидировали японские спецслужбы, чтобы бывший комиссар не попал в руки НКВД. Ведь консультируя местные спецслужбы, он узнал очень много чужих тайн.
Есть данные, что сначала его хотели по-тихому отравить. Но боящийся всего и вся Люшков не стал пить чай с ядом. Затем японцы уже прозрачно намекнули ему, что русские близко, и что лучший выход для него – самому покончить жизнь самоубийством.
Но Люшков отказался и потребовал позволить ему выехать из страны, пока это было еще возможно. Японцы сделали вид, что согласились выпустить его, и
предложили проследовать в порт к кораблю, который вывезет его в Китай. При выходе из здания японский офицер застрелил его.
После того как советские войска заняли Маньчжурию, велись активные поиски беглеца. И прекращены они были лишь после того, как было достоверно установлено, что предателя уже нет в живых.