Беременность вне сценария и голый Боярский: как снимали «Гардемарины, вперед!»
В легендарном фильме 1987 года рассказывается о любви, верности и дружбе. Но в реальности ни о том, ни о другом, ни о третьем между артистами и речи не шло.
Пожар случился, сценарий родился
Книга инженера, преподавателя техникума Нины Соротокиной под скромным названием «Трое из навигацкой школы» много лет пылилась в столе супруга светланы Дружининой – Анатолия Мукасея.
Потом в их доме случился пожар, и одной из немногих чудом сохранившихся веще как раз стала та книжка. Мукасей так и не смог вспомнить, кто ее ему подарил, но руки, наконец-то, дошли до того, чтобы ее прочитать. И он понял, что это отличная идея для приключенческого фильма.
Удивительно, но сама Дружинина книгу читать не пожелала, зато собиралась сыграть в картине роль мятежной Анны Бестужевой. На неё даже успели сшить платья.
Но сын Дружининой – Михаил, который изначально планировался на роль гардемарина Оленева, позднее от участие в проекте отказался. И Дружинина также решила встать у руля создания картины в статусе режиссера.
Рождение знаменитого трио
Отказ от ролей заставил Дружинину искать других исполнителей. В итоге Бестужевой стала Нелли Пшенная, а Оленевым – молоденький Владимир Шевельков.
В ходе подготовки к съемкам замены произошли по многим ролям. Например, изначально Александра Белова должен был играть Олег Меньшиков, а Алешу Корсака - Юрий Мороз. Но, когда последний отказался от роли, вместе с ним съемочную площадку покинул и Меньшиков.
В итоге сработала известная мудрость – что не делается, все к лучшему. Замены оказались более чем удачными. Сергей Жигунов сыграл Белова, а Корсака – Дмитрий Харатьян.
И хотя сегодня далеко не все «гардемарины» с удовольствием вспоминают те времена, все же именно этот сериал сделал молодых актеров знаменитостями.
Гипс Дружининой и армейские приключения Жигунова
Тем не менее, режиссеру и ее помощникам во ходе съемок пришлось столкнуться с немалыми трудностями и неожиданными препятствиями.
Причем, начало цепочке этих неожиданностей проложила сама Дружинина, в начале съемок в 1986 году упавшая с лошади и сломавшая ногу.
Перелом оказался очень плохой, так что, съемочный процесс застопорился на целых полгода. Да и позже режиссер вынуждена была скакать на костылях по площадке, зачастую подгоняя ими неповоротливый персонал. Прямо во время съемок Светлане Дружининой кололи обезболивающие лекарства - нога плохо срасталась.
Потом во всем бедам прибавилась еще одна – Жигунова прямо посреди съемок забрали служить в армию. Так что, пришлось уговаривать армейское начальство, чтобы юного таланта отпускали из казармы на съемочную площадку.
Нашлась неожиданная работа и для гримеров. Однажды на съемки Жигунов, которого уже начали снимать с его роскошной шевелюрой, прибыл по-армейским постриженным налысо.
Так что, гримерам пришлось искать тому более-менее подходящий парик. Причем, на месте его не нашлось, пришлось искать по всей Москве.
ЧП с каскадером и беременность «Ягужинской»
Но неприятности следовали одна за другой. Едва разбирались с одной проблемой, появлялась другая. Например, только-только перевели дух от едва не случившейся трагедии в эпизоде, в котором героя Жигунова выстрелом сбивают с коня.
Снимался в сцене каскадер, но во время падения вожжи захлестнулись вокруг шеи, и трюкач едва не погиб. Едва Дружинина отчитала всех, кто того заслужил, как выяснилось, что замужняя актриса Татьяна Лютаева, игравшая Анастасию Ягужинскую, беременна.
Здесь ругаться и обвинять артистку в несоблюдении договоренностей было бессмысленно. Съемки и так и начались позже и в процессе сильно затянулись.
Так что, костюмерам позднее пришлось сильно потрудиться, чтобы к концу съемок находившуюся на позднем сроке актрису сделать «небеременной». Да и оператору приходилось брать Ягужинскую крупным планом, чтобы в кадр не попал ее все-таки уже заметный живот.
Нелюбимый актер режиссера
Почему на съемочной площадке Дружинина и Шевельков не могли найти общий язык, никто толком не понимал. С одной стороны актер вроде бы выполнял все команды и выполнял их, несмотря на молодость, неплохо.
Тем не менее, то и дело слышались режиссерские окрики: «Не так делаешь», «не так стоишь». Сам Шевельков считал, что Дружинина никак не смогла смириться с тем, что он занял место ее сына.
А, возможно, дело было в том, что из всей троицы гардемаринов он на то время уже был сложившимся актером и позволял себе время от времени в чем-то поправлять режиссера.
При этом, в отличие от Харатьяна и Жигунова, для которых «Гардемарины» стали прорывом в карьере, Шевелькову, по его словам, эта картина ничего не дала и стала в его карьере «проходной».
Возможно, поэтому и сама Дружинина позднее говорила, что пока все другие артисты выкладывались по полной, Шевельков был безынициативен, часто опаздывал на съемки и даже пропускал их.
Голый Боярский и толпа восторженных дам
Особенно местным жителям запомнился эпизод, в котором де Брильи в лице Боярского выскакивает из бани голый с дубиной и гоняется за денщиком, который окатил его ледяной водой.
Актеру обещали, что на экране все особо причинные места будут «заретушированы», и подготовку к съемкам самой сцены держали в строгом секрете.
Однако, информация каким-то образом просочилась в народ, и на голого Боярского пришла посмотреть толпа местных жительниц. Даже после того, как их оттеснили со съемочной площадки, они попрятались по ближайшим кустам, чтобы воочию лицезреть, куда «куда побежит голый Боярский».
И получилось так, что голышом из бани актер с дубиной наперевес выскочил как раз на толпу глазеющих женщин.
Позже артист признавался, что хотя он и был человеком без особых комплексов, но предстать абсолютно обнаженным перед несколькими десятками дам, сидящих на пеньках и стволах поваленных деревьев, и при этом еще восторженно кричащих, это было чересчур даже для Боярского.
Говорят, этой сцене больше всех аплодировала Дружинина и еще хохотала до слез. А в целом… фильм для своего времени получился тоже на ура…