Цензура, кража декораций и ненужный Миронов: как снимали «Покровские ворота»
Комедия 1982 года и сегодня смотрится на одном дыхании. Но чтобы снять кино легкого жанра, его создателям пришлось преодолеть немало барьеров.
Основой для картины «Покровские ворота» стала одноименная пьеса Леонида Зорина, по которой и написал сценарий Михаил Козаков.
Разрешение в обмен на роль Дзержинского
Сам драматург называл это произведение автобиографическим. Когда-то, еще будучи студентом, он сам снимал комнату в коммуналке на Петровском бульваре, и прототипов фильма фактически писал со своих тогдашних соседей, хотя в пьесе Леонид Зорин и сдвинул время событий почти на десять лет и изменил место – теперь коммуналка стала ближе к Покровским воротам.
Правда, легкой жизни сценарию никто не обещал. Руководству «Мосфильма» сценарий показался слишком простым для кино. Тогда Козаков решил немного схитрить и снять телефильм.
Но и здесь он столкнулся со сложностями - телевизионное начальство поставило ультиматум. На полках лежали три незавереенные картины про революцию, в которых некому было играть Дзержинского. В обмен на разрешение съемок режиссеру пришлось играть сразу в трех фильмах «железного Феликса».
Отмашка по блату
Удивительное дело, но даже такое «самопожертвование» не помогло начать съемки. Чиновники по-прежнему тянули резину, отбиваясь от Козакова нелепыми отписками и отговорками.
Время шло и состояние неопределенности могло вообще развалить уже было сформировавшуюся съемочную группу. И здесь помощь пишла откуда не ждали.
Исполнительница роли тети Костика Ромина - Софья Пилявская была лично знакома с тогдашним председателем Гостелерадио СССР Сергеем Лапиным. Более того, этот весьма уважаемый и авторитетным товарищ был большим поклонником Пилявской.
Она решила воспользоваться благосклонностью такого поклонника, и пошла к нему жаловаться на чиновничий «беспредел». Лапин, желавший увидеть актрису в новой роли, устоять не смог, и быстро помог киношникам уладить все формальности. Можно было приступать к съемкам.
Слишком хорош для коммуналки
Но начало съемочного процесса совсем не означало, что все трудности остались позади. Похоже, они только еще начинались. Пришлось изрядно помучиться с подбором артистов.
Например, на роли супругов Хоботовых изначально рассматривались Андрей Миронов и Наталья Гундарева. А Савву Игнатьевича должен был сыграть Никита Михалков.
Однако, Козакову показалось, что Миронов слишком знаменит и не по-советски элегантен для скромной коммуналки. А Михалков отказался сниматься сам, прочитав сценарий и сочтя его скучноватым.
Елена Коренева тоже не хотела исполнять роль медсестры Людочки, но мама девушка, второй режиссер «Покровских ворот» Наталья Коренева, сумела убедить дочь остаться в фильме.
Загадочного Савранского, того самого «призрачного гонщика», сыграл каскадер и постановщик трюков Леонид Машков, снявшийся во множестве картин, в которых никто так и не увидел его лица.
Дольше всего искали актера на роль Костика Ромина Через кастинг прошли почти два десятка претендентов, и никто режиссера не устроил. Козаков совсем уже было впал в отчаяние, когда его супруга вдруг вспомнила о юноше, которого однажды увидела в каком-то фильме.
Долго вспоминала его имя и, наконец, вспомнила. м оказался студент Щукинского училища Олег Меньшиков. Молодой актер покорил всех, в том числе и Зорина, ведь «он был еще студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста».
Съемки с кражей
Саму коммуналку, где жили главные герои, построили в павильоне Мосфильма. А вот дворик, в котором мужская часть квартиры играет в шахматы и домино, нашли на Гоголевском бульваре, недалеко от метро «Кропоткинская».
Декорацией послужил плакат «Отдыхайте в здравницах Крыма», но этого показалось недостаточно для создания колорита той эпохи.
Тогда реквизиторы отправились в другой московский двор и нашли там симпатичную статую советского пионера. Однако, перенос съемок из одного двора в другой сочли слишком громоздким.
Поэтому сделали проще - статую просто… украли. Притащили в первый двор и установили там. Именно вокруг нее впоследствии кружился Савранский на мотоцикле.
В наше время этот дом с тал практически неузнаваем - его надстроили и перекрасили. А вот усадьба Усачевых-Найденовых, которая в фильме использовалась как больница, в которой делали операцию Хоботову, сохранилась лучше остальных декораций.
Танцы, плавание и пародия на рок-н-ролл
Татьяну Догилеву, сыгравшую роль пловчихи Светланы из общества «Трудовые резервы», в бассейне подменила дублерша.
А вот танцевала актриса сама. Позже режиссер признался, что лично давал уроки рок-н-ролла Меньшову и Догилевой.
И хотя в результате получилась очень слабая пародия на рок-н-ролл с легким налетом русской разухабистости, Козаков рискнул оставить все как есть. И не прогадал, ибо эта сцена является одной из самых колоритным в картине.
Неравная битва с цензурой
Как и большинство кинолент той эпохи, и «Покровским воротам» пришлось пройти очнеь ернистый путь от окончания съемок до зрителя.
Во время заседания худсовета Марк Захаров не очнеь лестно высказался о фильме. И хотя формально картину утвердили, возникли другие неожиданные трудности.
Как раз в то время актриса Елена Коренева уехала в Америку, а это в те времена могло стать клеймом и для всех, кто ее окружал и для всего, в чем она принимала участие. Например, в ленте «Покровские ворота».
Выход фильма на экраны постоянно затягивался, и теперь палки в колеса вставлял Лапин, прежде как раз и пробивший картине разрешение на съемки.
Теперь ему на нравился якобы слишком сильно искаженный образ советского воина - герой Савва Игнатьевич.
В общем, по ходу дела съемочной группе пришлось внести массу исправлений, чтобы фильму, наконец, дали «зеленый свет» в эфир.
Сложная судьба хорошего фильма
Удивительно, но уже после того, как картина вышла, чиновники продолжали указывать на те или иные «ошибки», и из «Покровских ворот» постоянно то вырезали, то обратно возвращали эпизоды и фразы.
Сначала из ленты были убраны чужеродные слова «натюрлих», «ферштейн», а также полька. Во второй половине восьмидесятых, когда в стране началась горбачевская антиалкогольная кампания, из ленты приказали убрать ряд сцен с Велюровым. Те самые, в которых он так колоритно «хлопал по рюмашке».
Что касается самого фильма, то для зрителя он не был любовью с первого взгляда. «Покровские ворота» не били рекорды по числу просмотров, не собирали огромную кассу, и в народе о ленте говорили разное.
А в целом фильм легкий для просмотра, действительно отдыхательный и даже сегодня, спустя немалое количество времени, смотрится на одном дыхании. Тем более в аши суровые времена эта картина одна из тех, которая действительно строить и жить помогает...