Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Стопроцентная раскрываемость: как сталинские палачи выбивали показания

Советские следователи тридцаты-сороковых годов прошлого века могли дать фору даже самым опытным палачам средневековья.

Методы «дознания»

Большинство следователей сталинской эпохи свой допрос начинали «по-старинке» - с избиений. Очень многие не выдерживали даже вида собственной крови, и тут же давали нужные показания. Ведь в застенки попадали простые люди, в том числе, интеллигенты, сломать которых было проще простого.

Тех, кто не понимал с первого удара, били до изнеможения. Иногда целыми сутками, когда уставшие палачи сменяли друг друга.

Но нередко палачи применяли особо изощренные способы. Одним из самых тяжелых для подследственных была пытка бессонницей. Заключенному не дают спать много дней подряд, бьют сразу, как только он закрывает глаза.

А еще некоторые мучители обожали сажать подследственных на ножку стула,  травмируя их внутренние органы.

Неизменным истязанием была печально знаменитая «ласточка», когда заключенным за спиной связывали длинным полотенцем голову и ноги.

Даже самые сильные и закаленные личности ломались и подписывали любые бумаги, проведя в таком состоянии много часов подряд.

Булавки под ногти, зажатые дверью пальцы, бочки с ледяной водой, карцеры с аномальной температурой – у следователей той эпохи в ходу был огромный выбор средств ведения допросов.

Но палачам ведь мало было просто заставить подследственного признаться. Им нужно был человека унизить, втоптать в грязь, превратить его в животное. Ну, и, конечно, насладиться творением своих рук.

Раскрываемость сто процентов

Свидетельства о том, что кто-либо выдерживал нечеловеческие мучения, единичны. В пыточных тюрьмах ломали даже бывалых военных, которые через многое прошли.

Например, известный генерал Сидякин после истязаний сошел с ума: Есть данные о том, что после нескольких месяцев изнурительных допросов он начал выть и лаять по-собачьи.

В психушку попадали многие из тех, кто прошел через допросные комнаты тюрем той эпохи. Там их никто не лечил, и большинство из них вскоре умирали от полученных при пытках травм.

Что касается случаев, когда человек при пытках уцелел и не сошел с ума, известна история бывшего чекиста Михаила Кедрова. Он начал жаловаться на злоупотребления в органах, и его быстренько «слили» свои же, организовав ложное обвинение.

Но Кедров прошел через пыточную тюрьму, так не сознавшись в том, в чем его обвинялои. Как не удивительно для тех страшных времен, но это помогло ему на суде. Его оправдали.

Правда, уйти от сталинских палачей ему не удалось. За ним негласно наблюдали, копали под него. А когда началась Великая Отечественная, Кедрова снова схватили и расстреляли уже по законам военного времени. Без суда и следствия. По некоторым данным, по личному приказу Лаврентия Берии.

«Театр пыток» для Берии

Когда Лаврентий Берия уже достиг больших высот, он сам редко принимал участие в допросах. Благо, опытных и верных людей хватало, которые умели развязывать языки.

Но иногда, говорят, и он любил тряхнуть стариной и принимал участие в допросах. Особенно когда дело касалось высокопоставленных «врагов народа».

По словам очевидцев, даже когда те уже соглашались давать любые показания, Берии это быо мало. Ему доставляло большое удовольствие видеть перед собой ползающего на коленках какого-нибудь бравого генерала, «утирающего кровавые сопли и просившего о пощаде».

Об этом «хобби» главного советского палача знали все его подчиненные. И когда Берия приезжал посмотреть на пытки, ему обычно старались угодить, и заранее готовили такое кровавое представление, смотреть на которое нормальный человек просто не способен. Таковы были нравы той эпохи…

Полная версия