Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Киллер-недотепа, старая Одесса и пулемет на чердаке: как снимали «Дежа вю»

Авантюрная гангстерская комедия режиссера Юлиуша Махульского вышла в апреле 1989 года и стала совместным проектом России и Польши.

Фильм сразу полюбился зрителя за острометные шутки, необычный для тех времен сюжет, за игру известных артистов и, конечно же, за виды старой Одессы.

Наивная сказка о киллере-недотепе

Главный герой американский гангстер Поллак – посланный мафией в Одессу киллер, который должен наказать беглого предателя является профессионалом своего дела. Работает под прикрытием – в образе профессора-энтомолога.

Но необычный для него уклад жизни в Одессе двадцатых годов не позволяет ему сработать быстро. Напротив, желавший незаметным киллер раз за разом попадает в комические ситуации.

Однажды герой получает травму головы и теряет память. Теперь он верит в то, что он профессор и уже сам становится жертвой преследования.

В картине можно наблюдать немало отсылок к работам других режиссеров, а некоторые сцены действительно словно взяты из других картин. Что это за отсылки и как вообще удалось снять такой фильм?

Гримаса "убийцы"

Зрителям очень нравилось вечно недовольное лицо главного героя, которого играл Ежи Штур. Но мало кто знает, что недовольство на лице не было игрой. Просто актеру не нравилась Одесса, не нравилась местная киностудия, климат, люди и даже погода.

Возможно, из-за смены климата артист часто чувствовал себя неважно, что и отражалось на его лице не по требованию режиссера, а из-за физиологических особенностей организма. Поэтому вечная гримаса на лице киллера выглядела вполне убедительно.

Возвращение «Броненосца Потемкина»

Сцена на знаменитой Потемкинской лестнице совершенно неожиданно отсылает нас прямиком в старый-старый фильм «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна.

Вернее, на Потемкинскую лестницу, где задолго до «Дежа вю» снималась знаменитая сцена массового расстрела демонстрантов.

Киношники специально вкючили в комедию кадры из советской картины для демонстрации старой Одессы.

В память о Высоцком

Впервые просматривая «Дежа вю», многие зрители не обратили особого внимания на молодого джазмена, персонажа второго плана, который появился в фильме совсем не надолго.

А между тем в образе того музыканта перед нами предстал Никита Высоцкий – сын знаменитого советского барда и актера Владимира Высоцкого, которого тогда уже не было в живых.

Таким образом, режиссер отдал дань памяти человеку и артисту, которого он очень любил и глубоко уважал.

«Экватор» стал «Феодосией»

По сценарию герои ленты должны были отправиться в плавание на настоящем пароходе той эпохи, о которой шла речь в фильме.

Ему уже даже название придумали – «Феодосия». Только отыскать настоящий пароход да еще на плаву в конце восьмидесятых режиссеру не удалось.

Уже почти было принято решение переписать сценарий в этом месте, когда неожиданно на пирсе Одесского яхт-клуба киношники случайно увидели учебное судно «Экватор», которое когда-то было пароходом. Первоначальный сценарий был спасен.

Здравствуй, Василий Иванович?

Даже в комедийном фильме про мафию без оружия никак не обойтись. Хватало там всякого огнестрельного добра. Нашлось место даже пулемету, который стоит у Никиты Ничипорука на чердаке.

Когда ему потребовалось обстрелять булочную напротив, он стволом выбивает окно, а в… точности повторяет действия героя из легендарного фильма «Чапаев» братьев Васильевых. Еще один отсыл к известным киношедеврам.

Полная версия