Мальчик, на которого равнялись все советские пионеры, многие десятилетия был в нашей стране героем. А потом его имя стало синомимо предательства. Почему?
В советскую эпоху Павлик Морозов, вне всякого сомнения, был героем. На истории о не выросло не одно поколение пионеров.
Сдать властям свою семью, укрывшую хлеб, ради светлого будущего страны, веры в коммунистические идеалы – это и есть высшая вера в светлое будущее страны и коммунистические идеалы. Так подавалась подоплека этого подвига.
В наши дни пионер-герой превратился в «стукача», в настоящего предателя. Сегодня главным в жизни любого человека названа семья. И ее как раз и предал Павлик.
Что же на самом деле толкнуло обыкновенного мальчишку на такой шаг, который в любом случае оказался вписан в историю? И писал ли он вообще донос на своего отца, как широко это рекламировала советская пропаганда?
Павлик Морозов, согласно официальной версии
Поскольку, как мы уже сказали, в советское время поступок Павлика был подвигом, он постепенно обрастал различными официальными версиями ради приукрашивания события. По этой причине не всегда возможно понять, где правда, а где вымысел.
Достоверно известно, что родился он в 1918 году в поселке Герасимовка, расположенном в Свердловской области, а донос на отца позник в 1932 году. Значит, в то время Павлику было четырнадцать или около того.
Его родитель Трофим Морозов в то время являлся председателем сельсовета, но выполнял свои рабочие обязательства без должного усердия, да еще помогал кулакам и наживался на этом, присваивая себе раскулаченное.
Его юный сынишка также рос активным членом общества. Но призывы властей, в том числе, к раскулачиванию и выявлению негативных проявлений с утаиванием продовольствия воспринимал не по-детски всерьез.
Якобы, как гласит официальная версия, он даже самостоятельно организовал в своем селе пионерскую дружину. А потом, чтобы показать всем пример, пишет донос на своего отца. И тот в том же 1932 году отправляется в ссылку на десять лет.
Был ли донос?
Ряд исследователей не согласны с официальны изложением событий. Согласно их данным, Павлик никогда не был ни активистом, ни даже пионером.
А преследование Морозова-старшего началось после ареста двух кулаков, у которых при обыске нашли документы с печатью сельсовета. Так якобы и вскрылась преступная деятельность на должности председателя.
Да, Павлик выступал на суде. Но есть данные, что судья прервал его речь, как ничего не значащую по существу. Выходит, и доноса никакого не было? Зачем же сына продажного председателя сделали главным героем этой, в общем-то, рядовой по тем временам истории?
Возможно, так сделали по той причине, что спустя год после отправки Трофима Морозова в ссылку Павлика и его младшего брата Федора нашли убитыми в лесу, куда пацаны пошли за ягодами.
В убийстве обвинили родного деда и двоюродного брата мальчишек. Также причастным оказался и местный кулак - он же дядя убиенных. Кулака и двоюродного брата за содеянное расстреляли, деда и бабушку, которую тоже признали причастной, посадили. На свободу они уже не вышли.
Причиной убийства детей следователи назвали месть за якобы донос Павлика на родного отца. Тот, кстати, за ударный труд был освобожден из ссылки уже через три года, поскольку участвовал в строительстве Беломорско-балтийского канала. И за это даже был представлен к награде.
В архивах множество документов по этой истории, но их данные весьма противоречивы. Историки предполагают, что если Павлик действительно давал показания против родителя, то мог делать это под давлением. Мол, или свидетельствуешь против отца или вся семья отправится в Сибирь.
Месть за трудное детство?
Есть еще одна версия, согласно которой Павлик все-таки мог настрочить донос на отца. Дело в том, что став отцом пятерых сыновей, Трофим Морозов бросает семью и официальную супругу ради моложавой соседки.
И ладно, если бы просто ушел и забыл. Однако, старший Морозов, часто будучи в подпитии, захаживал в своей прежний дом, устраивал скандалы, гонял детишек, и бил жену.
Он был председателем в селе, и все ему сходило с рук. Не помогая семье материально, отец и дед мальчишек были против того, чтобы они учились и получали какую-то специальность.
В детях видели исключительно тягловую силу. Но Павлик хотел ходить в школу, и, по свидетельствам некоторых очевидцев, активно противостоял позиции родственников.
Вообще он рано стал ощущать себя главным, старшим мужчиной в доме, поскольку был старшим из братьев и после ухода отца многие заботы легли на его плечи.
После того как Трофим был назначен председателем, он стал продавать липовые справки спецпоселенцам. Им они были нужны для того чтобы передвигаться свободно. И об этом знали многие.
К тому же, новый председатель не просто раскулачивал, но и припрятывал ценности для себя, иногда договаривался с кулаками, брал взятки. А так как у Павлика были причины ненавидеть отца, он вполне мог ему отомстить, написав донос.
Защитник матери
В продолжение предыдущей версии существует и та, по которой павлик боялся, что однажды отец-тиран просто убьет их мать во время очередного пьяного визита.
Есть некие архивные данные, выдающие две стороны одного образа Трофима Морозова. Пример трудолюбия и активной жизненной позиции на работе, и самодур, выпивоха и тиран дома.
И то, что, уйдя из семьи, он бросил жену и детей на грань выживания, это лишь верхушка айсберга. Своим предательством он опозорил ать Павлика на всю округу в тогдашних патриархальных условиях.
В этой ситуации, если Павлик и в самом деле хотел отомстить отцу и защитить мать, можно ли считать его донос предательством? Тогда ответная месть родственников, убивших Павлика и его брата выглядит логичной, хотя и кощунственной.
Однако, в 1988 году советский писатель Юрий Дружников издал в Лондоне книгу «Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова», в которой изложил совсем неожиданную версию.
Согласно ей, доносчика могли убить сами чекисты, чтобы спровоцировать волну возмущения и обрушить еще больше негодования на кулачество. Собственно говоря, так и произошло. И на этой же волне Павлик Морозов стал легендарной личностью. Хотя и посмертно.
Противоречивая историческая роль Павлика
История этого мальчишки, которого одна система сделала героем, а другая система сделала доносчиком, в любом случае трагедия. Ведь сам Павлик был всего лишь винтиком советской пропаганды, которая перемолола его и съела. А
сам Морозов-младший, по большому счету, не был ни героем, ни предателем. Он был обычным пацаном родом из тяжелого советского детства.
Но так сложились обстоятельства, что в этой истории с его отцом-коррупционером именно ребенку досталась самая главная роль.
И ведь Трофим Морозов, виновный и по закону и чисто по-человечески из-за брошенной семьи, отсидел и домой вернулся. Живым и с орденом на груди. А Павлика уже давно не было в живых.
Выходит, герою нож в живот и скромная могила на сельском кладбище, а антигерою почет и уважение? Почему же здесь не сработала хваленая советская пропаганда?
Но, как бы там не было, ни советская система не имела права делать из ребенка героя ценой растоптанной жизни, ни современные исследователи не праве записывать его в предатели. Это был просто ребенок, скорее всего, родившийся не в то время, и не в том месте. Вернее, не в ту эпоху, и не в той стране…