Сбежавшие из России западные бренды массово возвращаются
Большинство иностранных компаний на фоне санкционной истерии поддались лишь сиюминутной слабости.
Едва ли не каждый день после начала санкционной войны Запада против России крупные бизнес-игроки объявляли об уходе с российского рынка.
Всех, кто с такой помпой об этом заявлял, и не перечислишь. Здесь и автопром, и продукты питания, и парфюмерия, и торговые марки и так дале и тому подобное.
И пока этот поток все еще продолжается, паралельно ему начался обратный процесс. Пока одни зарубежные компании только заявляют о своем уходе из России, другие, уже ранее об этом объявившие, анонсируют свое возвращение.
А как иначе? Неужели коллективный Запад наивно планировал таким вот образом изолировать нашу страну от остального мира, не позволяя своему бизнесу зарабатывать на российском рынке и ничего не давая ему взамен?
Политика политикой, а бизнесмены любой национальности денежкам счет любят. Тем более, все быстро поняли, что свято место пусто не бывает, и покидая свои обжитые места в РФ, они фактически передают эстафету Китаю, Турции и другим странам, не поддержавшим санкции против России. Уйти с нашего рынка, может, и просто. Вернуться потом на него может оказаться проблематично.
Даже небезызвестный MacDonald’s поначалу вроде как тоже анонсировавший свой уход, на самом деле просто приостановил работу своих ресторанов в России, отправив всех работников в оплачиваемый отпуск.
И это не жест доброй воли. Это следование российскому законодательству, которое обязывает уходящих на простой работодателей этот самый простой своим работникам оплачивать. А значит, MacDonald’s и дальше планирует кормить россиян бургерами.
И большинство крупных зарубежных компаний уже тоже анонсируют свое возвращение. Даже Toyota и дочерний Lexus, уход которых с российского рынка активно анонсировали некоторые источники, сегодня говорят, что просто были проблемы с логистикой. А так они всегда рады предложить россиянам детища своих предприятий.
На фоне санкций, закрытого неба и границ с логистикой действительно есть проблемы. Плюс к тому, пройдет еще какое-то время для того, чтобы ооток зарубежного бизнеса из реки превратился в ручеек, а потом и вовсе иссяк.
Поэтому эксперты считают, что владельцам полуопустевших торговых центров и другой коммерческой недвижимости заранее паниковать не стоит.
Уже сейчас пошла обратная волна, а массовое возвращение зарубежных брендов, скорее всего, придется на середину весны.
Другое дело, что кто-то из них и не успеет или не сумеет вернуться. Конечно, некоторые позиции мы импортозаместить вряд ли сможем, как это здорово у нас получается, например, в продовольственном секторе.
Но ведь жизнь в отсутствии некоторых брендов может показать, что мы вполне можем жить счастливо и без них. Или, по крайней мере, без такого их количества. Так что, когда представители западного бизнеса начнут снова стучаться в нашу дверь, не факт, что откроют всем…