Маг национальной безопасности: как знаменитые фокусники помогали спецслужбам
К середине двадцатого века спецслужбы разных стран мира осознали, что фокусников, так лихо обманывающих тысячи людей, можно использовать в своих целях.
Гарри Гудини
Родившийся в 1874 году в Будапеште Эрик Вайс, позднее ставший известным всему миру под псевдонимом Гарри Гудини, до сих считается одним из величайших иллюзионистов в истории планеты.
Еще при его жизни ходили слухи, что его умениями и талантами пользуются различные спецслужбы, включая ЦРУ. Правда, до сих пор никаких стопроцентных фактов в пользу этой легенды нет. Но ведь верно говорят, что дыма без гня не бывает.
Свою славу Гудини получил в конце девятнадцатого века, начав показывать в Лондоне невероятные трюки с освобождением и побегами. Именно в британской столице и произошло знакомство, которое изменило жизнь Гудини и дало основание подозревать его в связях со спецслужбами.
В Лондоне он встретился с Уильямом Мелвиллом, главой специального отдела Скотленд-Ярда и будущим создателем Бюро секретной службы (стояло у истоков Ми-5 и Ми-6).
Поговаривают, что именно интерес разведчика к способам побега из заключения или плена и породил на свет знаменитый трюк Гудини, в котором он, закованный в наручники, совершает побег.
Его гонорары полетели вверх, спонсоры шоу стояли в очередь за ним. И спустя каких-то пару лет. Гудини уже сам был миллионером. При этом его связь с Мерлвиллом продолжалась до самой смерти фокусника.
По слухам, Гудини обучал британских и американских агентов различным штучкам вроде открывания замков. А во время длительного турне по Германии собирал для своего «шефа» разные сведения.
Сотрудничество после смерти
Гудини умер в 1926 году, почти за четверть века до создания ЦРУ. Тем не менее, американская спецслужба взяла на вооружение многие наработки знаменитого фокусника.
ЦРУ очень интересовали секреты Гудини относительно невероятных побегов и открытия замков. Тем более, что никакой маги в этом не было. Это были очень искуссные фокусы с илюзией обмана зрителей – что и требовалось для «агентов 007».
ЦРУ, по слухам, даже проводило фокусы, аналогичные трюкам Гудини. Только секретные агенты выступали не перед публикой, а перед инструкторами на засекреченных базах.
Со временем Центральное разведывательное управление раскусило все трюки знаменитого мага, но особенно этим не хвасталось. Зато эти знания помогали при общении с самыми опасными арестантами и шпионами, попадавшими в американские тюрьмы.
Наследник Гудини
Суть большинства фокусов заключается в отвлечении внимания зрителя, чтобы успеть совершить обманное действие, называемое фокусом..Поэтому вслед за ЦРУ и другие спецслужбы начали активно использовать таланты фокусиков в интересах «национальной безопасности».
И все же американцы были пионерами в этой сфере. В пятидесятые годы консультантом управления стал известный американский фокусник Джон Малхолланд.
Он не был так знаменит, как Гудини. Но, возможно, лишь потому, что шоу-бизнесу предпочел карьеру в спецслужбе. По рассказам тогдашних экспертов, он являлся не меньше, чем Гудини выдающимся профессионалом и знал множество приемов и ухищрений.
Он обучал секретных агентов различным хитростям – от быстрого избавлеия улик до незаметной кражи нужной вещи из сумки или кармана, причем, глядя человеку прямо в глаза.
Сотрудничество Малхолланда с ЦРУ оказалось настолько продуктивным, что американская разведка привлекала иллюзионистов для консультаций и в последующие десятилетия. При этом имена многих из так и остались за завесой тайны.
Фокусы КГБ
Как ни странно, но о сотрудничестве фокусникв с «комитетом» нам известно еще меньше, чем про иностранные разведки. КГБ считался едва ли не самой закрытой спецслужбой в мире, и многие архивы тех лет до сих пор остаются под «грифом секретно».
В целом в Советском союзе существовали целые профессии, представители которых считались внештатными агентами или осведомителями КГБ. Например, валютные проститутки.
Всех иллюзионистов тоже приписывали к связям на Лубянке. И хотя конкретных фактов этому не существует в открытом доступе, некоторые истории стали предметом гласности.
В двадцатые годы прошлого века королём Москвы был иллюзионист и гипнотизёр Николай Смирнов, более известный как Орнальдо.
Бывший врач после революции переквалифицировался в артиста, надел экзотический тюрбан и уверял всех, что обучался своему мастерству у индийских факиров.
Его популярность в те времена буквально зашкаливала. И согласно одной из гипотез, именно с образа Орнальдо Михаил Булгаков пи сал своего «Мастера и Маргариту».
Но в середине тридцатых, на самом пике славы гипнотизер неожиданно исчез из тогдашних артистических кругов.
После этого и возникла легенда о том, что теперь маг работает в НКВД, обучая агентов всяким своим штучкам и собственноручно выполняя самые сложные поручения ведомства.
Однако, опять же, достоверных сведений о работе Орнальдо на НКВД нет и, наверное, никогда не будет.