Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Забытый подвиг: как десантники спасли русских дипломатов в Кабуле 30 лет назад

После вывода из Афганистана советских войск в стране вспыхнула самая настоящая гражданская война. Летом 1992 года в Кабуле стало совсем «жарко».

Столицу бомбили и обстреливали, и в Кремле приняли решение вывезти из Афганистана наших дипломатов, среди которых уже были убитые и раненые. Как и в наши дни, было принято решение спасать своих людей любой ценой.

План «А» - мирная эвакуация

После уходы из Афганистана советских войск местные полевые командиры стали делить власть при помощи оружия. Особенно неспокойным выдалось лето 1992 года, когда войска полевого командира Гульбеддина Хекматияра подошли к Кабулу.

После отставки лояльного к СССР Наджибуллы власть в столице делили между собой Масуд Дустум и Раббани. С учетом их собственных разногласий и претензий Хекматияра на Кабул, предстояла серьезная бойня.

Договориться главари не смогли, и летом 1992-го подразделения Хекматияра начали осаду столицы при помощи всех имеющихся в его распоряжении средств.

В общем, Кабул многие дни подряд подвергался страшным обстрелам, многие здания в городе были разрушены. Несколько раз снаряды  падали и на территорию российского посольства.

Наши дипломаты в течение двух недели фактически жили в подвале, укрываясь от бомбежек. Однако, погибшие и раненые все равно были.

Не видя другого выхода, российские власти приняли решение эвакуировать сотрудников посольства из бушующего Афганистана. Но дело осложнялось не только войной, но и тем, что в подвале посольства укрывалось около ста семидесяти сотрудников и членов их семей.

Поэтому на эвакуацию потребовалось три больших военно-транспортных самолёта Ил-76. А для прикрытия на них отправились три группы десантников 51-го парашютно-десантного полка под руководством подполковника Николая Ивоника.

Группы были небольшими – в каждой по два опытных офицера, семь солдат и несколько медиков. Но им удалось спокойно добраться до посольства, загрузить людей на грузовики и без особых проблем довезти до аэропорта, где огромные «Илы» уже шумели моторами, готовые взлететь в любой момент.

Такому спокойствию предшествовала договоренность с «душманами» обстрелов на два часа, чтобы россияне успели покинуть полуразрушенный Кабул. Казалось, все пройдет мирно…

План «Б» - круговая оборона и сожженные «Илы»

Однако по ходу дела все пошло вопреки договоренностям. Когда десантники уже готовились сопровождать дипломатов и членов их семей на борт, по аэропорту Кабула был открыт ураганный артиллерийский и пулеметный огонь.

Пришлось действовать по другому плану, который тоже предусматривался. Слишком уж ненадежной страной был Афганистан.

Русские десантники ответили неприятелю, ряд огневых точек удалось подавить. Однако, снаряды повредили часть взлетно-посадочной полосы. Но что еще хуже, два из трех «Илов» оказались подбиты.

Правда, второй борт, несмотря на повреждения, все же сумел взлететь. Оставался еще третий самолет, но ему подняться в небо так и не было суждено. Слишком плотным был обстрел.

Более того, все, кто туда уже загрузился – десантники, дипломаты, члены их семей и технические сотрудники, не погибли все сразу по невероятному везению.

Когда командир группы бойцов понял, что надо попытаться спастись, и отдал приказ все садиться в автобус и мчаться к самолету, под крыом Ила взорвался реактивный снаряд.

Снаряд попал в корпус, но взрывной волной повредило топливный бак. Самолет, внутри которого уже находились пилоты и несколько десантников, вспыхнул, как спичка.

Наши бойцы принялись срочно выносить людей наружу, при этом бомбардировка аэродрома продолжалась. Взрывы раздавались совсем неподалеку от самолета.

Кстати, во время пожара сильно пострадал командир разведроты, старший лейтенант Игорь Матвиенко, которого успел на себе вытащить старший сержант Сергей Арефьев.

«Автостопом» через Азию

Поскольку один «Ил» был полностью выведен из строя, в Россию улетело всего два борта. А еще пятьдесят девять сотрудников посольства во главе с дипломатом Евгением Островенко и девять десантников вынуждены были задержаться в Кабуле.

Хотя тому же Островскому, в силу его значимости, предлагали улететь на одном из уцелевших Илов, но он отказался. Остался и руководитель группы прикрытия подполковник Ивоник.

В итоге россияне разместились в подвале полуразрушенного аэропорта, готовясь отражать потенциальные атаки «духов». Однако, были и афганцы, которые нашим помогали.

Среди оставшихся десантников двое были ранены, и в обстреливаемый со всех сторон аэропорт пробрались несколько местных врачей, которые прооперировали пострадавших, так сказать, в полевых условиях. Потом афганцы в белых халатах расскажут, что всему, что умеют, научились у русских военных медиков.

В целом же наши дипломаты и военные провели в подвале около двух суток. И наверняка им пришлось туго, если бы к воздушной гавани не подоспели ополченцы командира-узбека Рашида Дустума, который хорошо относился к русским.

Именно с их помощью удалось не допустить проникновения «душманов»  на территорию аэропорта и захвата наших дипломатов. А позднее, когда вражеская артиллерия немного поутихла, россиян спешно погрузили на борта двух самолетов местной авиации и перебросили их в Мазари-Шариф, поближе к границам бывшего СССР.

Оттуда уже на назщемном транспорте их колонна попала в Узбекистан, а затем бортами спасители и спасенные улетели в столицу. Абсолютно все участники той удивительной спецоперации были награждены орденами и медалями.

А десантник Сергей Арефьев, и летчики Евгений Зеленов и Анатолий Копыркин получат Звезду Героя.

Остальным участникам эвакуации посольства вручили медали «За отвагу» и ордена «За личное мужество». Ну, а потом прошло время, и об этом подвиге российских десантников почему-то незаслуженно забыли. Хотя она признана успешной, и даже прошла без потерь с нашей стороны, хотя ситуация порой была пиковой.

Полная версия