Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

«Ночная тварь»: маньяк из советского прошлого Борис Серебряков

Он убивал с особой жестокостью, расправлялся с целыми семьями, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей.

Первый блин комом

В конце шестидесятых спокойный процветающий Куйбышев (ныне Самара) вздрогнул от ужаса. В городе появился маньяк. Его звали Борис Серебряков, но об этом тогда еще никто не знал.

Родившийся в 1941 году на Северном Кавказе, он еще подростком показал свой буйный и необузданный нрав. Ни одной драки, ни одной разборки или других неприятностей не обходилось без его участия.

Десятки раз его забирали в милицию по полозрению в нанесении увечий, кражах и даже изнасилованиях. Но ни разу доказать преступление не удалось. Еще в юности Серебряков показывал чудеса хитрости и изворотливости.

Но свой путь маянька он начал в Куйбышеве, куда он переехал к родственнице после армии. На дело впервые маньяк вышел в начале сентября 1967 года.

Но попытка изнасилования диспетчера трамвайного метро Екатерины Харитоновой оказалась неудачной. Жертва оказала отчаянное сопротивление, несмотря даже на то, что нападавший нанес ей несколько ножевых ранений. Пришлось насильнику баально убегать.

Первая кровь

Первые убийства Серебряков совершил в ночь с 27 на 28 апреля 1969 года. Проникнув через окно в одну из комнат заводского общежития, где проживала семья Зоркиных, он одним ударом кирпича по голове убил главу семьи, Степана Зоркина. Та же участь постигла пятилетнего сына Леню и жену Марию.

После этого изувер поиздевался над уже мертвой женщиной, обокрал жилище, и, уходя, поджег комнату. Из-за этого едва не сгорело все общежитие.

Кстати, тогда главным подозреваемым стал бывший муж Марии Зоркиной, который ревновал ее к новому супругу и часто ему угрожал. Правда, причастность мужчины к зверскому преступлению не подтвердилась.

Следующее преступление Серебряков совершил год спустя. Пробравшись апрельской ночью 1970-го в одну из квартир, нанес удары топором хозяйке Екатерине Куцеваловой и ее дочери.

Но едва решив изнасиловать женщину, как очнулась и стала громко кричать дочь. Думавший, что та мертва, насильник сам перепугался от неожиданности, и просто дал деру, оставив мать с дочкой в живых.

А вот жертвам преступления, которое Серебряков совершил в ночь с 8 на 9 мая 1970 года, не так повезло. Убийца залез в дом к 70-летней пенсионерке Прасковье Саловой и забил насмерть топором ее саму и ее 30-летнюю Нину Васильеву, снимавшую у старушку комнату.

Не пощадил и детей

После серии жестоких убийств народ в Куйбышеве заволновался. Даже запаниковал. А маньяк, похоже, останавливаться не собирался.

В ночь с 4 на 5 июня 1970 года Серебряков забрался среди ночи в чужой дом и зарубил топором семью Маломановых - отца, мать и двоих детей.

Сначала он расправился со взрослыми  А потом прошел в детскую комнату, где находились 10-летняя девочка и ее 5-летний братик.

Позже, уже давая показания, маньяк припомнит, как девочка, успевшая спрятать брата под диваном, просила его: «Дядя, не убивай нас, пожалуйста». Но незваный гость не пощадил. После этого маньяк по привычке изнасиловал труп женщины.

Забрав часы убитого хозяина и сотню рублей, убийца поджег дом и скрылся. Но соседи увидели дым, вызвали пожарных и те не позволили преступнику замести следы с помощью огня.

Поработав на месте происшествия, сыщики пришли к выводу, что в этом случае действовал тот же преступник, что и в других убийствах, о которых говорил весь город.

Ему даже дали кличку – «Ночная тварь», потому что все свои преступления злодей совершал исключительно в темное время суток.

Лихая погоня

Перебрав все похожие убийства, сыщики смогли составить портрет преступника. Ориентировку получили все, кто имел в городе отношение к правоохранительным органом. Были усилены патрули, отряды дружинников колесили по спальным и частным районам, выглядывая подходящих персонажей.

Усиление дало свои плоды. 8 июня 1970 года дружинники заметили подозрительного типа во дворе на на ули це Электрифицированной. Один из дружинников, Виктор Кочанов подошел к нему, чтобы удостоверить его личность. И тут же получил кирпичом по голове.

Тип бросился убегать, дружинники помчались следом. Началась погоня, похожая на те, что показывают в кино. Серебряков (а это был он) сумел добраться до железнодорожных путей, проходящих рядом с заводом «Прогресс».

Беглец проскочил пути перед самым носом приближающегося грузового состава. Преследователи явно не успевали. Но молодчага-машинист уже понял, в чем дело, и сумел притормозить поезд, дав возможность дружинникам и при соединившимся к ним милиционерам продолжить погоню.

Серебряков понял, что по прямой не уйдет, и решил спрятаться на территории завода. Перепрыгнул забор и тут же попал под прицел женщины-охранницы.

Она уже знала, что в округе ловят маньяка. Сделав два предупредительных выстрелов в небо, она приказала беглецу лечь на землю. На выстрелы прибежали другие охранники и повязали незваного гостя.  Маньяк попался.

«Я еще вернусь!»

Улик против подозреваемого, включая полное совпадение по отпечаткам, было столько, что резона отпираться не было никакого.

Отпечатки пальцев и группа крови Серебрякова совпали с соответствующими характеристиками убийцы, в комнате Серебрякова были обнаружены похищенные у убитых вещи. Так что, отпираться было бессмысленно.

А он и не отпирался. С завидным спокойствием рассказывал, как убивал, как крошил топором детские головы, как насиловал мертвых женщин.

Сыщики заподозрили, что нормальный человек такое совершить просто не в состоянии. Но судебно-психиатрическая экспертиза признала Серебрякова вменяемым. А значит, впереди его ждала скамья подсудимых.

Судебный процесс по делу Бориса Серебрякова продолжался в общей сложности около двух недель и завершился 16 сентября 1970 года. Когда в зале суда огласили приговор-смертную казнь через расстрел, все, к то был в зале, встали и начали аплодировать.

По слухам, когда осужденному дали последнее слово, он оглядел зал и с ухмылкой произнес: «Я еще вернусь!». Кстати, расстрелять сразу маньяка не удалось.

Он еще долго «бомбардировал» различные инстанции жалобами, кассациями и прошениями о помиловании. Кстати, дважды пытался бежать. Оба раза его намерения конвоиры разгадывали.

А потом настал час расплаты..Серебряков был казнен в сызранской тюрьме в 1971 году в возрасте 30 лет. «Ночная тварь», жестоко убившая девять человек и искалечившая больше десятка жертв сгинула навсегда.

Полная версия