«Любовь и голуби»: как снимали советский шедевр, который едва не запретили
Миллионы зрителей, обожающих эту комедию, даже не догадывались, что Александр Михайлов едва не погиб на съемках, а сама лента вообще могла не увидеть свет.
Вышедшая в 1985 году на советские экраны лента Владимира Меньшова мгновенно стала всенародным хитом, остающимся таковым до сих пор.
Историю семьи Кузякиной люди пересматривали десятки раз, а драматические и порой смешные метания Василия между женой-простушкой и импозатной Раисой Захаровной в народе называли одним из самых знаменитых «любовных треугольников» ветского кино.
Но, несмотря на то, что эту картину наизусть знают несколько поколений россиян, есть в ней и то, что практически никому не известно.
Васю мог сыграть другой актер
Сегодня трудно себе представить какого-то другого, даже самого хорошего артиста в роли главного героя фильма Василия, кроме Александра Михайлова.
До этого игравший самого маршала Рокоссовского актер, судя по всему, на первых пробах не понравился Владимиру Меньшову. Слишком что ли резким был он для простого, открытого и немного чудаковатого деревенского мужика Василия.
«У меня сразу создалось такое ощущение, что я ему не понравился, потому что я пришел в галстуке, а он видел для себя немножко другого, более простецкого Кузякина», - вспоминает Михайлов события почти 40-летней давности.
Но режиссер не торопил события, и сразу никому не отказывал. Тем более, Меньшов просматривал на главную роль в своей картине и других актеров. Например, получивший позднее роль главного деревенского чудака дяди Мити Сергей Юрский изначально примерял на себя образ Васи.
Так же очень хотел сыграть этого героя Александр Фатюшин, и он был в списке кандидатов. Но на пробы его так и не позвали, на что он даже слегка обиделся и на режиссера и на Михайлова.
Правда, позднее посмотрев фильм, сказал Михайлову: «Это было здорово. Ты победил!». Как мы все знаем, после некоторых мытарств роль все-таки досталась тому, кому… досталась. И лучший выбор трудно себе представить.
Двойная роль Нади для Нины Дорошиной
Любопытно, но актрису на роль жены Василия – Нины – Владимир Меньшов нашел в театре. Более тго, сама идея создания однй из лучших своих картин ему пришла в зале «Современника», куда он пришел со своей женой Верой Алентовой на спектакль… «Любовь и голуби», поставленный по пьесе драматурга Владимира Гуркина.
Меньшов настолько проникся сюжетом, что твердо решил снять фильм. Но уже перед началом съемок возникла проблема с главной героиней.
Но после долгих и изнурительных проб на роль Нади, когда ему не подошла ни Татьяна Доронина, ни Наталья Кустинская, ни другие знаменитые советские актрисы, он вспомнил, как ярко в спектакле играла главную героиню Нина Дорошина.
После некоторых сомнений из-за отсутствия у нее опыта в кинематографе, режиссер дал добро на кастинг с ее участием.
То ли дело в таланте, то ли Надя уже стала актрисе родным образом во время игры в театре, но у Нины Дорошиной все получилось практически с первого дубля. Таким образом, актриса сыграла свою героиню дважды.
Но если в театр ходят лишь большие любители, то ее Надежда на экране стала любимой для миллионов советских зрителей. И фактически проложила ей дорогу в большое кино.
Александр Михайлов едва не погиб на съемках
Советские зрители не были пресыщены спецэффектами, поэтому Василия из двери собственного дома прямо в Черное море всем запомнилось и всех впечатлило.
Наверняка многие до сих пор помнят, как перед отъездом на курорт Кузякин прощается с родными и в костюме падает в воду, а выплывает в плавках. В двадцать первом веке такой сюжет делает легко и просто.
В те времена Меньшову пришлось поломать глову над тем, как избавить артиста от костюма. И делать это пришлось под водой, причем, как потом выяснилось, с риском для жизни.
На пирсе выстроили павильон, под которым прятались водолазы. Когда Михайлов падал в воду, водолазы быстро снимали с актера костюм. Однако, с этой сценой пришлось изрядно помучиться.
В первом дубле случилась ошибка: дергая костюм, водолазы сильнее затягивали галстук на шее Михайлова. Благо, водолазы оказались людьми опытными, и они вовремя заметили, что артист задыхается и вот-вот потеряет сознание. Вытащили его на поверхность.
В следующих дублях уже решили так не исковать - злополучный галстук закрепили ниткой сзади, чтобы сразу порвать.
Холодное Черное море
Кстати, от тех съемок у Александра Михайлова остались не только воспоминания о том, как он едва не погиб, но и неприятный осадочек от самого Черного моря.
В фильме показано лето, пляжи, море, и улыбчивые курортники. Саму же картину снимали в ноябре, вода в это время года в море не превышала 14 градусов.
Так что, каждый дубль давался актеру, как серьезное испытание. И когда, наконец, его мытарства закончились, режиссер Меньшов в знак солидарности сам прыгнул в холодную воду.
Легенды дома Кузякиных
Владимир Меньшов мечтал снять свой фильм на Байкале, но лучшее место случайно нашел в глубинке Карелии. Ему понравился один домик в городе Медвежьегорск неподалеку от реки Кумса. И он тут же договорился с хозяевами.
«Любовь и голуби» снимали примерно три месяца. И все это время хозяева жили тут же – в доме, в соседних помещениях. Наружу они выходили лишь во время перерыва в съемках или вечером, когда артисты уже отдыхали. Надо же было воды наносить, за огородом поухаживать, да и за голубями следить.
Конечно, все эти месяцы съемок хозяева испытывали определенные неудобства. Но это были еще были цветочки, ягодки ожидали их впереди.
После выхода фильма на экраны «дом Кузякиных» стал местом настоящего паломничества. Сотни, если не тысячи людей приезжали со всей страны, чтобы хотя бы просто подержаться за дверь дома, из которой Василий приземлялся в Черное море.
В фильме заметили пропаганду алкоголизма
Мало кто знает, но уже отснятая лента «Любовь и голуби» едва навсегда не легла под сукно. Просмотрев картину, цензоры сделали столько замечаний, что перед Меньшовым встала задача вырезать едва ли не четвертую часть фильма.
Не понравилось худсовету действительно многое. Здесь и образ Раисы Захаровны в исполнении Людмилы Гурченко. Якобы это не отвечает типажу настоящей советской женщины.
Здесь и большое количество сцен с употреблением алкоголя и подвыпившими героями. Мол, фильм показывает, что на селе жители только и делают, что пьянствуют и ссорятся.
Выслушав все это, Меньшов изменять картину отказался, и был отстранен от работы. И пока новый режиссер старательно «чистил» его детище, тяжело все это переживая, Меньшов почти ни с кем не разговаривал, запил и не мог спать.
С легкой руки Леонида Ильича
Так бы зрители никогда и не увидели настоящие «Любовь и голуби», если бы, подбирая для Брежнева новинки кино, кто-то случайно (или не случайно?) не подложил туда фильм Меньшова.
Леонид Ильич пришел в полный восторг от картины, после чего чиновники по-тихому все переиграли, возвратив Меньшова на место и дав его версии картины «зеленый свет».
Ее мы и увидели, ее продолжаем любить даже спустя многие десятилетия. И, похоже, это кино из тех, что называют на все времена.