Москва
18 января ‘25
Суббота

Неизвестная революция: как советский офицер поднял мятеж против Сталина

В конце лета 1934 года вооруженные учебными винтовками курсанты Осоавиахима под командованием капитана Артема Нахаева решили сместить Сталина с «трона».

Клич к революции

Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству - знаменитый Осоавиахим – в СССР функционировал с 1927 года. Из его недр вышло очень много известных людей и героев. Но однажды именно это общество едва не перевернуло историю молодой страны советов.

Рано утром 5 августа 1934 года в расположение столичного 2-го стрелкового полка Московской пролетарской дивизии вернулись с военных сборов две сотни курсантов артиллерийского дивизиона Осоавиахима.

Курсанты являлись гражданскими лицами и запасниками и надевали форму только на время таких вот учений. Казармы, к которым курсанты всю ночь шли пешком, находились в центре Москвы. Но в те годы никого не удивляло шагающие по улицам отряды военных.

После того, как курсанты оказались в части, вместо заслуженого сна командир дивизиона, кадровый офицер РККА и выпускник Военной академии капитан Артем Нахаев выстроил всех на плацу и обратился к ним с пламенной речью.

Нахаев весьма эмоционально рассказал «бойцам» о том, как советская власть под руководством Сталина довела страну до полной нищеты, фактически похоронив все завоевания революции. Увы, земли по-прежнему не принадлежали крестьянам, а завода не управляли рабочие.

Нехаев призвал свергнуть существующую власть, устроив новую революцию. По его плану курсанты должны были выступить к Кремлю, где охрана якобы могла проникнуться их идеями и пропустить внутрь.

После изгнания Сталина с «трона» необходимо было собрать новое правительство, которое должно было вернуться к настоящим идеям Октябрьской революции 2017 года.

Незаметный мятеж

Курсанты Осоавиахима были вооружены учебными винтовками, поэтому Нахаев на случай, если с кремлевской охраной придется вступать в бой, приказал своим подчиненным прорваться в караульные помещения части и добыть боевое оружие. После этого можно было выдвигаться на штурм Кремля.

У историков есть две версии того, что происходило дальше. По первой из них курсанты от греха подальше скрутили обезумевшего командира и сдали его. Согласно другой версии, Нахаев все-таки сумел убедить подчиненных действовать в единой связке, и курсанты попытались пробиться в караулку полка.

Однако, красноармейцы нелепую и сумбурную атаку резервистов легко отбили, после чего их самих разогнали, а их командира захватили.

Если отдельные выстрелы во время мятежа и звучали, мирно спящую Москву они не встревожили. Идущие с утра на работу москвичи даже не догадывались, что несколько часов назад прямо в центре города «решалась» судьба страны.

Правда, мятежники не знали, что в это время Сталин отдыхал на своей даче в Сочи. Между тем, оставшийся в Москве «за старшего» Лазарь Каганович попытался не делать из мухи слона в связи с этой попыткой восстания, а следствие сочло Нахаева одиночкой с болезненными расстройствами.

Якобы это даже была не попытка госпереворота, а нелепая истеричная выходка одиночки-неудачника без далеко идущих планов и целей.

Одиночка или посланник врагов

Кто же он был на самом деле - этот капитан Нахаев? Хотя его дело позже и засекретили, в его биографии не было ничего сверхординарного.

Родился в начале века, закончил артиллерийскую школу, но сделать серьезную карьеру в армии не сумел. В 1928 году его списали по здоровью в звании капитана.

Говорят, обидевшись, тот даже сдал свой партбилет, а потом чуть ли не открыто говорил, что страной должен руководить не Сталин, а Троцкий.

Но даже если Нахаев действительно вышел из партии, даже в то время, когда времена больших репрессий еще не наступили, такой шаг подразумевал клеймо, с которым нормально устроиться в жизни было невозможно.

Вот и трудился вчерашний офицер Красной армии сначала грузчиком, потом на стройках Москвы и Одессы. Однако, позднее ему каким-то чудом удалось устроиться учителем военных дисциплин в Московском институте физкультуры, где его и назначили начальником штаба Осоавиахима.

Впоследствии опять непонятно как вышедший из партии Нахаев заканчивает вечернее отделение Военной академии РККА, после чего начинается новый виток его военной карьеры.

Как бы там не было, Сталин не поверил в выводы следствия о том, что Нахаев – просто одиночка с нестабильной психикой.

В общем, сверху был спущен недвусмысленный приказ – сделать из капитана нахаева иностранного шпиона. Так что, пришлось стараться. А уж сталинские «соколы» это делать умели.

И если еще 9 августа 1934 года Каганович сообщал Сталину в Сочи, что допросы идут сложно, уже спустя три дня он радостно отчитался в том, что уважаемый Иосиф Виссарионович оказался прав. Нахаев действительно оказался иностранный шпионом.

Эстонский след

Чуть погодя следствие установило и организатора мятежа. Им назвали бывшего царского генерала Николая Быкова, перешедшего на сторону большевиков и работавшего, как и Нахаев в Институте культуры.

Сталину сообщили, что оба – и главный мятежник и его куратор – эстонские агенты, получившие свое задание через посольство Эстонии. Дальше следствие сработало по накатанной – в конце 1934 года Артем Нахаев и Леонид Быков были расстреляны, а их дело засекречено.

Поэтому достоверных данных о том, действительно ли эстонские власти были причастны к столь нелепой попытке свержения Сталина или дело было в угоду вождю банально сфабриковано.

До того, как в следствие вмешался Иосиф Виссарионович, следователи считали Нахаева свихнувшимся, обиженным на весь мир одиночкой.

Но после вмешательства Сталина арестованный капитан уже спустя несколько дней допросов дает признательные показания, и у него появляется подельник-организатор.

А у них обоих общая цель – свержение советской власти. И уже для закрепления «материала» в деле начинает фигурировать иностранное посольство.

По мнению многих исследователей, двум обычным людям, хоть и военным, не под силу организовать настоящий госпереворот – даже при поддержке Эстонии. Так что, большинство историков склоняется к версии о том, что революция капитана Нахаева была его личной инициативой.

Полная версия