Картина «Беспредел» про бунт в колонии многим показалась слишком жестокой. Но ее сценарий был написан по событиям, которые случились на самом деле.
Тюремный мятеж стал основой для сценария
В 1988 году в одном из номеров журнала «Огонек» вышел очерк известного советского и российского журналиста Леонида Никитинского.
Статья называлась «Беспредел». Уже на следующий год на экраны страны вышел фильм с таким же названием. И это не было совпадением. И кино и очерк рассказывали одну и ту же историю.
Позже все это превратилось в кино, тема которого так или иначе касалась миллионов граждан большой страны. Не зря же ходила по «союзу» ходила горькая шутка: все население страны делится на тех, кто уже отсидел, кто сейчас сидит, и кто еще не отсидел.
В публикации описывается бунт латвийской колонии No 7 и то, насколько жестко силовики этот бунт подавили. В ходе противостояния зеков и администрации зоны были застрелены трое молодых заключенных, младшему из которых было лишь восемнадцать, а старшему - двадцать один.
Еще пятеро зеков поучили огнестрельные ранения, троих покалечили в ходе «рукопашной» схватки. В ходе нее, кстати, лопатой пробили голову и одному офицеру.
Несмотря на тогдашнюю гласность, власти преподносили бунт в колонии как желание авторитетов продемонстрировать свою силу. Кстати, в своем очерке
Никитинский подтвердил, что в латвийской «семерке» правили уголовные авторитеты, а не администрация. Не зря же ее называли «черной» колонией».
Зона на откуп смотрящим
По некоторым данным, в этой колонии творился самый настоящий беспредел со стороны бывалых уголовников по отношению к новичкам.
И в какой-то моменты обычные сидельцы объединяются, чтобы дать отпор «блатным». Причем, своевременной реакции администрации зоны по упреждению будущего кровавого конфликта почему-то не последовало.
В итоге стенка пошла на стенку, и не просто так с голыми руками, а с самодельным холодным оружием у многих. Пролилась кровь.
Под шумок кто-то поджег несколько помещений, разграбил ларек, медсанчасть, склады, освободил сидельцев из ШИЗО и ПКТ...Приехавшую тушить огонь пожарную машину зеки захватили.
Подавление бунта
В это время в зону вошли войска и сразу начали стрелять по бунтующим, не разбирая, кто из них кто. В общем-то, это сработало. Мятеж был подавлен, хоть и не без крови.
После этого был большой разбор полетов. Начальника и его ближайших подчиненных сняли. Большую часть блатных перевели в рижский СИЗО, который славился своими жесткими порядками со стороны администрации.
Скорее всего, этот бунт и его причины остались бы незаметными для общества. Но публикация в «Огоньке» и последующий фильм сработали словно бомба. До этого столь откровенно про места лишения свободы никто не писал и не показывал.
Самый реалистичный сценарий
В фильме «Беспредел» режиссера Игоря Гостева снимались такие актеры, как Андрей Ташков, Александр Мохов, Лев Дуров, Сергей Гармаш, Виктор Павлов, Ирина Аверина и другие.
Основной темой фильма является конфликт между большинством заключённых, находящимся на положении бесправных рабов и не желающим больше мириться с таким положением, с одной стороны, и ворами в законе, их шестёрками, а также администрацией зоны, с другой стороны.
Если брать уже не реальную жизнь, а киношный сценарий, то дело выглядит так. В зону, где царят свои порядки, попадает новый заключенный «Калган» (актер Юрий Колганов) с 4-летним сроком заключения.
Новый зек отказывается от работы, за что попадает в ШИЗО. Там происходит его знакомство со смотрящим зоны Князем. Тот решил приблизить к себе смельчака и сделал его «бригадиром», который стал бы «строить» простых зеков-«мужиков».
После возвращения Калгана из ШИЗО в бараке умирает от болезни «Толич», близкий ему заключенный, который перед отправкой Калгана в ШИЗО просит его не «борзеть» и оставаться человеком. Калгана ставят «бугром» (бригадиром) уже в его отряде.
Заключенных третируют все сильней при полной попустительстве администрации. В конце концов, отряд отказывается от работы, а перед новым начальником колонии, еще не «въехавшем» в тему, парламентером выступает Филателист - Виктор Мошкин, севший за действующую тогда в советском УК спекуляцию почтовыми марками.
Но начальник колонии не захотел разбираться в проблеме, зато подставил Филателиста, сделав того якобы «стукачом».
Того решено было «опустить», и единственный, кто попытался за него заступиться, оказался Калган. Но сам попал под «молотки» - был избит и выброшен из комнаты.
После случившегося Филателиста обнаруживают в петле, и ровавая разборка между обычными зеками и «блатными» возгорается с новой силой
В результате массовая драка между уголовниками перерастает в самый настоящий бунт. Администрация колонии поднимает тревогу. Бунт был жёстко подавлен. Калган, слишком поздно понявший свои ошибки, отправляется по этапу.
Мнение критиков о необычном кино
Многие критики были шокированы тем, насколько реалистично выглядят кровавые события в колонии. В то время никто так не показывал.
Например, поэт Евгений Евтушенко назвал эту картину выдающимся произведением, обогнавшим эпоху.
И даже те критики, по мнению которых, в «Беспределе» слишком уж много цинизма и насилия, которые зрителю не всегда нужно видеть, были вынуждены согласиться, что главная тема этой картины сохранение собственного достоинства.