Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Советская подводная лодка всплыла в степях Поволжья

Каким образом субмарина со славным прошлым оказалась в поволжских степях за тысячи километров от моря?

Советская дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» начала свою службу в самом конце 1980 года. Субмарина находилась в строю на протяжении нескольких десятилетий, избороздив подводные просторы мира вдоль и поперек.

Возможно, лодка прослужила бы и дольше, но роковыми для нее стали лихие девяностые. В середине последнего десятилетия прошлого века субмарину поставили на ремонт у причалов Кронштадтского морского завода. Но тогда в стране царил хаос, бюджет трещал по швам, и на армию лишних денег не было.

В итоге после завершения ремонта выяснилось, что лодка не готова служить дальше. Ее вывели из состава ВИФ, торжественно спустив флаг. И загнали в отстойник – в очередь на утилизацию. Но судьбы металлолома славная подлодка избежала.

Позднее руководство Волжского автозавода решило создать в регионе Технический музей, и в качестве одного из экспонатов захотело настоящую подводную лодку. Подходящую кандидатуру искали по всей стране, так и вышли на Б-307.

Командование ВМФ пошло навстречу ВАЗу в его необычной просьбе и передало ему, пусть, как говорят, и не совсем бесплатно, списанный корабль.

Весной 2003 года лодка Б-307 была поставлена в док «Трех эсминцев» для подготовки к переоборудованию в музей.

Но самой сложной задачей оказалась транспортировка субмарины с российского северо-запада в самый центр страны.

1 ноября 2003 года при помощи двух буксиров Б-307 встала на воду, прошла Ладожское, Онежское и Белое озера, затем через шлюзы Мариинской системы и Волги, мимо родного Нижнего Новгорода, где когда-то ее и построили, по направлению к Тольятти.

Невероятный переход составил более двух тысяч километров. За время перехода лодка прошла восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге и двадцать два шлюза, восемь из которых в ширину были такими, что лодка проходила через них буквально в притирку со стенами.

Но это били еще «цветочки». «Ягодки» начались, когда субмарине предстоял сухопутный путь до места назначения. Для этого инженеры придумали специальный настил длинной более девяноста метров, потом углубили Волгу в районе схода судна с воды на сушу, и уменьшили уклон берега, чтобы корабль не «поехал».

Подготовительная работа была проведена поистине масштабная и в какой-то мере даже уникальная. В итоге подлодку вытащили на берег без происшествий осенью 2004 года  А уже зимой 2005-го по специально созданной дороге длиной 4,5 километра её доставили в музей.

Весившую больше двух тысяч тонн лодку тянули девять мощных военных тягачей БАТ и несколько эвакуаторов бронетехники. Тянули, в том числе, и через оживленную магистраль вдоль Тольятти.

И вот днем 22 апреля 2005 года эта эпопея была благополучно завершена. Легендарная Б-307 нашла свое последнее пристанище в виде экспоната Технического музея. Можно сказать, что советская подводная лодка буквально всплыла в степях российского Поволжья…

Полная версия