Артист мечтал изменить мир искусства, но лишь ломал собственную карьеру. Он хотел быть счастливым в окружении близких людей, но потерял всех, кого любил.
С места в карьер
Леонид Дьячков был ребенком войны. Родился в 1939 году и не понаслышке познал все тяготы военных лет. Однако, в отличие от большинства мальчишек, грезивших о службе в армии, маленький Леня хотел на сцену. Еще пятилетним малышом он читал стихи перед солдатами в госпитале в Екатеринбурге, куда его семью эвакуировали из родного Ленинграда.
Семья вернулась на малую родину после Победы. Так что, окончив школу, Дьячков сразу же помчался сдавать экзамены в Ленинградский театральный институт.
Поступил, отучился, и сразу же удачно попал в Театр Ленсовета, где в то время блистал новый режиссер Игорь Владимиров и его муза Алиса Фрейндлих. Молодому актеру тоже нашли применение, он получал серьезные роли и очень быстро заявил о себе.
Потом пришло и кино. И тоже все складывалось удачно. После фильма «Принимаю бой» Дьячков был нарасхват и с удовольствием брался за разноплановые роли.
В «Крыльях» Ларисы Шепитько он играл летчика, в картине «Ты и я» - нейрохирурга, у Элема Климова - незадачливого жениха.
«Волчий билет»
Расцвет карьеры Дьякова пришелся на семидесятые годы прошлого века. «Гори, гори, моя звезда», «Премия», «Вкус хлеба», «Человек со стороны» и другие фильмы с его участие сделали Дьячкова популярным и востребованным.
Правда, своими ролями в театре артист был не доволен. Он хотел играть знаменитую классику, а ему давали все больше современные и не интересные образы. Актер даже сам пытался встать на режиссерский мостик. И постепенно конфликт между ершистым артистом и непререкаемым в Ленсовете Владимировым становился все горячей.
Режиссерские проекты Дьячкова в «Ленсовете» рубили на корню. Ролей у него становилось все меньше, обстановка накалялась. Дьячков был уверен, что маститый худрук губит легендарный театр, и обивал чиновничьи пороги , требуя его поставить у руля театра.
В конце концов, Дьячков лишится всего и окажется совсем без работы. Более того, зная о его характере, мало кто из режиссеров осмеливался предлагать ему роли. Можно сказать, что из Ленсовета актер вылетел с «волчьим билетом».
Трагедии жизни
Вокруг харизматичного Дьячкова всегда было много женщин. Только вот это никак не могло сделать его счастливым.
Первой избранницей Дьячкова стала актриса Елена Маркина, с которой он учился. На последнем курсе вуза студенты поженились, позднее Елена перешла вслед за мужем в Театр Ленсовета.
У супругов родились сыновья Филипп и Степан, казалось, что еще нужно для счастья? Но постепенно отношения между Еленой и Леонидом охладели, и супруги перестали играть в благополучную семью. Развод оформили в 1980 году.
И менно тогда же начались и главные беды артиста в профессии. Выдавленный из театра и из любимой профессии, он постепенно оказался на обочине жизни.
Одна радость была - его старший сын, который решил идти по стопам отца. Но получив актерский диплом, парень разбился в страшном аварии. Насмерть.
Дьячков пытался забыть сво и неприятности в объятиях актрисы Инны Варшавской. Но и эта семейная история закончилась трагически. У женщины обнаружили рак, который спустя несколько лет свел ее в могилу.
В это время Дьячков словно ушел в себя, отгородившись от всего мира. Писал пьесы, рисовал картины, работал целыми сутками, хотя знал, что все равно никто никогда не увидит его творений.
В какой-то момент судьба отпустила вожжи, дала артисту новый шанс. Ему предложили работу в Академическом театре драмы им. Пушкина. Правда, театр пребывал в глубочайшем кризисе, и там редко что-то ставили. Но для Дьячкова даже воздух закулисья были источником жизни.
Последняя точка
В конце восьмидесятых актер сделал третью попытку построить личную жизнь и женился на художнике по костюмам Татьяне Томошевской. Новая избранница пыталась всячески поддержать супруга, считая его большим, но недооцененным талантом.
В какой-то момент молодожены переехали в новую квартиру близ Троицкого собора, что показалось Дьячкову знаком. Он стал часто ходить в храм молиться, пытаясь докопаться до сути: почему же его жизнь пошла под откос?
Тем временем, кризис в театре дошел до крайней точки, и артист снова остался без работы. Большим счастьем для него стала возможность поставить спектакль «Маленькие трагедии» в Пушкинском Центре Владимира Рецептера.
Уже тогда многие подмечали странности в его поведении. По рассказам очевидцев, Дьячков прямо во время репетиции мог встать на колени и начать молиться богу. Мог размахивать руками, грозя кому-то, кричал что-то Ельцину, обвинял всех подряд, обещал своим недругам кару небесную.
Однажды, когда ему стало совсем плохо, Дьячкова привезли в больницу. И уже там выяснили, что он недавно перенес инсульт на ногах. А состояние Дьячкова становилось все хуже. Он не спал неделями, по многу дней ничего не ел.
Мог расхаживать из угла в угол, ругая то режиссера Владимирова, сгубившего знаменитый театр, то власти, то называя вообще какие-то незнакомые имена.
В конце концов, артист оказался в психушке, а уже оттуда попал в Мариинскую больницу, где, наконец-то, выяснили причину его заболевания.
Выяснилось, что причина страданий актера кроется в опухоли мозга: однажды на концерте в «Октябрьском» его ударило за кулисами балкой по голове. Последствия травмы оказались более чем серьезными, хотя артист и не подозревал об этом.
Как же была рада жена Дьячкова, когда выписанный из больницы осенью 1995-го, он показался ей каким-то спокойным, сдержанным, даже умиротворенным. Возможно, это был шанс на нормальную жизнь?
Но это оказалось затишьем перед бурей. Однажды Дьячков тихо и спокойно сказал жене, что скоро его не станет, а еще ей от ее сестры достанется тяжелое наследство. Могло ли к артисту придти какое-то озарение, стал ли он в некотором роде провидцем?
Но у Томошевской спустя некоторое время умерли сестра и ее муж. Оставшихся сиротами их детей Татьяна забрала себе. Вот тебе и наследство. А потом не стало и ее мужа. 25 октября 1995 года, дождавшись ухода супруги из дома, Леонид Дьячков покончил с собой.
После некоторые будут шептаться - мол, лучше бы его не лечили. Когда он б ыл болен, то все время что-то пытался делать, с кем-то боролся, видел перед собой какие-то цели.
Когда же после лечения его мозг прояснился, он вдруг осознал, что прожил никому не нужную жизнь, ничего в ней не добился, и целей больше никаких нет. Вот так порой заканчивают великие артисты. А Дьячков таковым и был. Но судьба действительно его недооценила.