Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Охотник за головами: почему ликвидатор Бандеры предал свою родину

На счет у одного из главных чекистов-ликвидаторов Богдана Сташинского немало тайных подвигов. Почему же герой сбежал из СССР?

Пошел против семьи

Ликвидировав Степана Бандеру в 1959 году, Богдан  Сташинский навсегда вошел в историю, как один из самых удачливых агентов советских спецслужб.

Изюминки ситуации добавляет тот факт, что будущий охотник за головами сам появился на свет в семье украинских националистов.

Однако, в отличие от своих сестер Марии и Ирины, он сумел позднее выбросить из головы всю ту «дурь», что ему вдалбливали с детства о якобы необходимой борьбе за свободу.

Гораздо интересней ему показалось по другую сторону баррикад. И когда в 1950 году его попытались завербовать сотрудники МГБ, он легко пошел на контакт.

Правда, по некоторым данным, агентом МГБ, а потом КГБ Сташинский стал, чтобы спасти свою семью от репрессий. Но это лишь слухи, поскольку уже в 1951 году при его непосредственном участии была уничтожена группировка Ивана Лабы «Кармелюка» - жениха его сестры Марии.

Секретный заграничный вояж

После первого успешного дела карьера спецагента Сташинского пошла в гору. К тому времени в Львовщине он уже примелькался. Поэтому решено было его оттуда убрать.

Так как Сташинский уже считался опытным специалистом, его тайно заброс или в Западную Германию. Правда, перед этим он в течение двух лет проходил усиленную подготовку в киевской разведшколе.

Летом 1954 года он оказался в Польше с легендой, которая должна была помочь ему оказаться в Западной Германии и попасть в окружение осевших там украинских националистов. Якобы сын немки и поляка, оставшийся круглым сиротой, он не хочет жить в социалистической стране, потому что, ненавидит коммунистов.

В общем, осенью того же года  Сташинский оказывается в Германии, где начинает обзаводиться новыми знакомыми, постепенно подбираясь к намеченным целям.

Именно там с его легкой руки пгиб сначала один видный укаинский националист Ребета, а затем и другой – Бандера. Там же, за рубежом, Сташинский устраивает свою личную жизнь. Оказавшись на территории ГДР, он познакомился с Инге Поль, парикмахером, которая станет в итоге его женой.

Любовь, спутавшая все карты

После успешной ликвидации Ребеты и Бандеры Сташинский вместе с Поль вернулся в Москву. Вообще агентам иметь жен-иностранок категорически запрещалось. Но тогдашний глава КГБ Александр Шелепин слишком ценил своего лазутчика. Поэтому пошел ему навстречу.

Правда, доброта руководства оказалась показушной. Квартира, в которой жили Сташинский с супругой, была сплошь усеяна прослушивающей аппаратурой.

А когда Поль забеременела, и чекисты потребовали от  нее сделать аборт, доверительные отношения Сташинского с начальством закончились.

Наступило время откровенного недоверия, и агент стал чувствовать явную опасность для своей жизни и жизни любимой жены.

В 1961 году Поль уехала рожать в Восточный Берлин. Но, видимо, сказались московские волнения. Поль родила совсем слабенького ребенка, который через несколько дней умер.

Сташинскому пришлось приложить максимум усилий, чтобы получить от начальства разрешение посетить похороны умершего малыша. Его не хотели отпускать, словно что-то предчувствуя. И как в воду глядели. Больше в СССР Сташинский не вернется.

Как в воду канул

Буквально накануне похорон Сташинский и Поль каким-то чудом сумели обвести вокруг пальца многочисленную охрану и исчезли из их поля зрения. Пока агенты их  искали, супруги на самом обычном такси доехали до Западного Берлина, где сдались местным властям.

Сташинский знал, что в ФРГ его не встретят  с распростертыми объятиями. На территории страны он совершил два убийства - Ребета и Бандеры. Т

ак оно и оказалось. Перебежчика ждал суд и приговор в восемь лет тюрьмы. Однако отсидел он всего четыре года, после которых просто исчез.

Потом поговаривали, что якобы Сташинский мог изменить внешность и скрылся в ЮАР, где впоследствии уже под другой личиной и с другой биографией. Другая версия указывала на то, что беглец мог уехать в Соединенные Штаты.

С другой стороны, если Сташинский действительно изменил внешность и имя (в чем был резон), он мог осесть в любой стране мире. Главное, чтобы подальше от СССР, который обошелся с ним слишком жестоко и несправедливо.

Хотя по одной из версий, совсем уж фантастической, изменившийся Сташинский позже под видом другого человека вернулся в родное село на Львовщине и тихо-мирно дожил там до конца своих дней.

А, может быть, где-то живет и до сих пор. Сегодня советскому суперагенту могло быть примерно под девяносто. Некоторые люди доживаются до этого возраста. Кто знает, может, и ликвидатор Бандеры сумел сделать это?

А если нет, скорее всего, никто никогда не узнает, где находится могила одного из главных советских ликвидаторов.

Полная версия