Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

КГБ против МВД: как Андропов довел Щелокова до рокового выстрела

В начале 80-х годов прошлого века противостояние руководителей двух силовых ведомств СССР едва не вылилось в открытую войну между двумя ведомствами.

Министр-реформатор

Николай Щелоков был близким другом Леонида Брежнева, и это сделало его фактически неприкосновенным. Даже при всем влиянии главы КГБ Юрия Андропова.

Именно Щелоков сделал советскую милицию отдельной организацией, а не вечным придатком ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ. Чекисты всегда контролировали работу милиции. Однако, новый министр МВД значительно ослабил влияние Лубянки на свое ведомство.

Щелоков провел в министерстве значительные реформы. По сути, это была перестройка, которая предусматривала, как улучшение технического оснащения, так и создание положительного образа советского милиционера.

Наряду с изменениями внутри ведомства снимались фильмы о работе милиции, давались концерты по всей стране, а День милиции благодаря Щелокову стал в СССР едва ли не самым ярким праздником с обязательным торжественным концертом по ТВ, в котором принимали участие главные звезды эстрады.

Милицейская мафия

Однако, Щелоков был всего лишь человек, и он не мог объять все. Несмотря на то, что при нем милиция действительно стала уважаемой в обществе, и в этой семье находились свои уроды.

В декабре 1981 года произошла одна страшная история, после которой Андропов сменил враждебно-выжидательную позицию в отношении Щелокова и перешел в наступление.

Суть истории такова. В самом конце 1982 года на одной из подмосковных станций обнаружили забитым насмерть офицера КГБ. Расследование привели к сотрудникам линейного отдела милиции станции «Ждановская».

Оказалось, милиционеры задержали подвыпившего гражданина и обошлись с ним грубо. А когда узнали, что перед ними чекист, пообещавший им большие неприятности, это стало для него приговором.

Его вывезли в лес и забили насмерть арматурой. Но что самое страшное, в ходе расследования над убийцами в погонах выяснилось, что преступления в этом отделе были поставлены буквально на поток. Грабежи, изнасилования, убийства, вымогательства - милиционеры не гнушались ничем.

Открыто это не афишировалось, и советские газеты об этом, конечно, не писали. Но в любом случае, это дало Андропову в руки немалые козыри. И онн сумел продавить «наверху» тотальную проверку всего МВД – от руководства до рядовых мииционеров.

Естественно, Щелоков делал все, чтобы чекисты получили как можно меньше доступа в его ведомство. Многие сотрудники милиции получили негласные указания - не помогать сотрудникам КГБ.

Однако, после смерти Брежнева у Андропова оказались развязаны руки. Теперь у него не было защиты на самом верху. Всесильный глава КГБ перешел в открытое наступление, и в декабре 1982 года, спустя месяц после кончины Леонида Ильича, Щелоков лишился поста министра МВД.

Форменный разгром милиции

Дальше чекисты устроили МВД форменный разгром – причем, на всех уровнях, начиная от обычных отделов и заканчивая высшими «ментами».

Были обнаружены серьезные финансовые недочеты, а проще говоря, разворовывание бюджетных средств в огромных размерах.

Выдвигая обвинения против высокопоставленных сотрудников МВД, ведомство Андропова все ближе подбиралось к самому Щелокову. И, наконец, круто за него взялись. Главному милиционеру СССР вменяли огомные хищения и еще целый букет вполне «расстрельных» уголовных статей.

Даже супругу Щелокова заподозрили в причастности к так называемой бриллиантовой мафии, в скупке и перепродаже драгоценностей.

Простить нельзя, уничтожить

Любопытно не то, что Щелоков был готов за свой счет возместить казне все потери, которые ему предъявлялись. А то, что Андропову это уже не было нужно.

Главный чекист СССР жаждал «крови» своего противника, желал добить его, уничтожить как личность. И своего Андропов добился.

Спустя два месяца после отставки мужа и в самый разгар расследования о скупке драгоценностей покончила с собой жена экс-министра МВД Светлана Щелокова.

Ходили слухи, что она пыталась убить Андропова и даже выстрелила ему в спину, зайдя за ним вслед в лифте. И Щелоковы, и Андроповы жили в одном номенклатурном доме и даже в одном подъезде на Кутузовском проспекте. А уже потом женщина убила себя.

Но эта история - не более, чем красивая легенда, в которой жена решила отомстить за своего мужа его главному врагу. На самом деле Светлана Щелокова застрелилась у себя на даче в Серебряном Бору. Д

а и Андропов всегда и везде был с серьезной охраной. Так что, к нему невозможно было подойти нигде, в том числе, в лифте собственного дома.

Последний выстрел

Смерть Светланы Щелоковой ничуть не смутила Андропова, он продолжил наступление на своего врага по всем фронтам. Летом 1983 года бывший главный милиционер СССР был выведен из состава ЦК КПСС. Это означало, что поддержки старых советских бонз у Щелокова больше нет.

Многих его сподвижников и друзей таскали на допросы на Лубянку, требуя показаний против бывшего шефа. К этому времени Андропов уже встал у руля государства, теперь все рычаги управления находились в его руках.

Правда, вскоре болезнь совсем приковала его к постели. И когда 7 февраля 1984 года Андропов скончался, для Щелокова, казалось бы, замаячил луч света в этом в конце тоннеля.

Однако, колесо расследования против щелокова, запущенное Андроповым, продолжало крутиться автоматически. А пришедший к власти Константин Черненко был настолько старым и больным, что мало во что вмешивался. И уж тем более, ему не хотелось лезть в дела КГБ.

Поэтому судьба Щелокова была предрешена. В конце декабря того же, 1984 года экс-министра МВД лишили звания генерала армии, отняли почти все государственные награды. Вдобавок ко всему, его выгнали из партии. Для той эпохи страшней наказания не придумаешь. 

Фактически круг замкнулся. Щелоков понимал, что счет его пребыванию на свободе идет не на дни, а на часы. Но заканчивать свою жизнь в тюрьме Щелоков не собирался.

10 декабря экс-министр написал предсмертное письмо на имя Черненко, в котором отрицал все, в чем его обвиняли. Также он попросил, чтобы его история не коснулась его детей. Спустя три дня, 13 декабря, одев генеральский мундир, он выстрелил в себя из охотничьего ружья.

Спустя три месяца после этой трагедии не стало Черненко, а страну возглавил молодой реформатор Михаил Горбачев. Но, судя по тому, с какой энергией новый генсек избавлялся от брежневских выдвиженцев, и при нем у Щелокова не было шансов добиться для себя справедливости.

Полная версия