Москва
3 января ‘25
Пятница

Подвиг К-8: как моряки советской подлодки спасли Европу ценой своих жизней

Полвека назад у берегов Западной Европы затонула советская атомная субмарина К-8, экипаж которой ценой своих жизней уберег мир от радиационной катастрофы.

Пожар в отсеках

В середине весны 1970 года в Северной Атлантике Советский союз проводил крупнейшие в истории отечественного ВМФ учения «Океан». В самом разгаре была холодная война, и противники постоянно пытались показать друг другу свою силу.

На место учений бевые суда стягивались с разных концов страны и даже мира. Например, атомная подводная лодка (АПЛ) К-8 под командованием капитана второго ранга Всеволода Бессонова на момент приказа прибыть в Северную Атлантику находилась в Средиземном море. На ее борту находились 125 моряков-подводников.

Специалисты признавали, что АПЛ первого поколения, к которому относилась К-8, были не слишком совершенными. Поэтому с субмаринами то и дело случались всякие происшествия, в результате которых были пострадавшие и получившие серьезные дозы радиации.

Тем временем, 7 апреля 1970 года на пути к месту учений в море с надводных кораблей на К-8 дополнительно приняла запас продуктов и банок с регенератором кислорода.

Места для них не было, поэтому банки расставили, где придется. И в какой-то момент одну из них повредил разряд короткого замыкания. Как следствие, пожар вспыхнул сразу в двух наиважнейших отсеках - на центральном посту и на посту управления ядерной энергетической установкой.

Это случилось в половину одиннадцатого вечера 8 апреля на пятьдесят первые автономного плавания на глубине 120 метров. В этот момент советская лодка находилась немного севернее Азорских островов.

Один на один с бедой

Из-за возгорания быстро вышла из строя радиосвязь. Затем начала просачиваться внутрь вода. К тому же сильная качка грозила перевернуть субмарину.

Подводники во главе с командиром боролись не только за саму лодку, но и, несмотря на пожар, сумели полностью заглушить ядерные реакторы, тем самым, предотвратив риск развития радиационной катастрофы у берегов Западной Европы.

Когда огонь начал поступать к посту управления ядерными отсеками, несколько подводников наглухо задраили двери, хорошо понимая, что оттуда им уже никогда не выйти.

Другие подводники всю ночь и утро 9 апреля пытались восстановить передатчики на лежащей в дрейфе субмарине. Но на связь выйти так и не удалось.

Большая часть команды, измученная и уже сильно отравленная, находилась в первых двух отсеках, куда пожар еще не докатился. Та часть команды, которая не поместилась там, устроилась на мостике и верхней палубе.

Туда же вынесли шестнадцати тел погибших подводников. Еще четырнадцать оставались разбросанными внутри по разным отсекам.

Гибель экипажа

В середине дня 9 апреля на горизонте показался, а потом приблизился к терпящей бедствие субмарине корабль, оказавшийся канадским транспортным судном.

Североамериканские моряки какое-то время молча наблюдали, не подавая никаких сигналов. А потом так же молча удалились, даже не предложив помощи.

Вскоре, предупрежденные канадцами, в небе над нашей субмариной появились натовские самолеты. Они спокойно вели фотосъемку, пока наши моряки задыхались и сгорали заживо.

В общей сложности, свою погибель в Бискайском заливе нашли тридцать подводников. Причем, некоторые погибли, спасая жизнь другихю

Показателен пример врача Арсения Соловья, отдавшему свой дыхательный аппарат старшине Юрию Илоьченко. Моряк отказывался брать аппарат, но доктор настоял, сказав, что не для ого он он спасал его во время операции, чтобы сейчас дать погибнуть. В итоге врач умер от нехватки кислорода одним из первых. 

Всего же из девятого отсека наружу смогли выбраться и спастись лишь двое подводников. Остальные остались там навсегда.

Спасательная операция

Хотя субмарина и осталась без связи, ее уже искали. И нашли  В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна ВМФ СССР - «Саша Ковалев», «Комсомолец Литвы» и «Касимов». Казалось бы, вот она помощь и шанс на спасение для оставшихся в живых подводников.

Однако, к тому моменту море штормило до восьми баллов. Волны достигали высоты пятиэтажного дома. Поэтому изначальный план взять лодку на буксир сорвался.

Однако, ценой героических усилий спасателей часть экипажа К-8 удалось доставить на судно «Касимов». Еще сорок три подводника спасли моряки с проходившего мимо болгарского теплохода «Авиор».

На борту подлодки остались двадцать два человека во главе с командиром Бессоновым, которые пытались спасти субмарину.  Но сделать им этого не удалось. Рано утром 12 апреля 1970 гда К-8 пошла ко дну, затонув на глубине более четырех с половиной тысяч метров в Бискайском заливе Атлантического океана.

Снять с лодки оставшуюся там часть экипажа не удалось. Таким образом, общее число жертв той трагедии составило пятьдесят два человека.

Тем не менее, моряки «Касимова», включив мощные прожекторы, продолжали искать в темноте тех, кто, возможно, сумел спастись. Хотя какое там. Море продолжало бушевать, и шансов выжить в нем не было никаких.

Уже утром матросы с «Касимова» смогли заметить на воде несколько тел, включая командира лодки. Но из-за шторма поднять их на борт так и не удалось.

Впоследствии советское правительство по достоинству оценило подвиг экипажа К-8. Капитан Бессонов посмертно получил звание Героя Советского союза. Все погибшие, и офицеры и простые матросы, были награждены орденами Красной Звезды.

Получили ордена и медали и те, кто сумел выжить в той трагедии. Хотя, наверняка, самой большой наградой для подводников К-8 стало то, что они вернулись домой к своим родным.

Полная версия