Захаров против Алферовой: почему актриса так и не стала примой Ленкома
Более полутора десятков лет актриса отдала подмосткам известного театра. Но, несмотря на свою звездность и талант, так и оставалась в тени своих коллег.
В театр пришла звездой
Около семнадцати лет отдала Ирина Алферова легендарному театру «Ленком», но так и не стал там ведущей артисткой. Хотя пришла туда уже известной на весь союз актрисой. «Хождение по мукам» и «С любимыми не расставайтесь» сделали ее настоящей звездой.
Казалось бы, главреж театра должен был обхаживать такой ценный кадр, предлагая одну большую роль за другой. Ведь не секрет, что зачастую зрители ходят в театр не как на сам спектакль, как на конкретного актера.
Ирина Алферова в те времена бесспорно могла стать настоящим магнитом для зрителей, для повышения их интереса. Однако многие годы актрисе доставались лишь второстепенные роли.
Долгое время все гадали, почему же умный и мудрый Марк Захаров так и не сделал, вернее, не захотел сделать настоящую приму своего театра из актрисы, которая была на виду, на слуху и боготворима миллионами советских зрителей.
Тем более, сама Алферова, вспоминая свой первый приход в «Ленком», говорила так: «Шел спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» Ни с кем в театре я еще не была знакома, но буквально с первого вздоха ощутила какое-то внутреннее покалывание и безумную влюбленность в спектакль и его атмосферу».
Лишь совсем недавно, благодаря скупым признаниям очевидцев тех событий, молчавших долгие годы, можно попытаться понять, почему в «Ленкоме» так и не засияла звезда великолепной Ирины Алферовой.
Большая любовь
А потом случилась судьбоносная встреча с Александром Абдуловым. По признанию самой артистки, это была любовь с первого взгляда, брошенного на него на сцене.
Страсть захлестнула обоих, и, наверное, могла бы помешать работе. Да только ее, этой самой работы в театре Алферовой по-прежнему катастрофически не хватало.
На дворе стоял 1976 год, и она – уже известная на всю страну актриса, особенно после «Хождений по мукам», все так же продолжала довольствоваться редкими и далеко не самыми главными ролями. Хотя с ее тогдашней звездностью, казалось бы, сам театральный бог велел ей быть примов здешних подмостков..
Роковое опоздание
Однако, главный режиссер театра Марк Захаров словно не замечал звездности Алферовой, продолжая держать ее в тени других артистов. Современники высказывали разные версии по поводу этого.
Одни говорили, что режиссер любил воспитывать собственных звезд, и пришлые ему были не интересны. Другие предполагали, что он вообще не хотел брать Алферову к себе, и ее ему якобы «сосватали» сверху. Третьи считали, что плохого отношения к Алферовой у режиссера добавил ее роман с Абдуловым – любимым актером главрежа.
Якобы он был уверен, что их отношения отвлекают Абдулова от работы, и мешают его, режиссера, задумкам. И пи случае Марк Захаров всегда намекал актрисе на это. Особенно памятен один случай.
Тогда труппа была на гастролях, и Алферова с Абдуловым летели отдельным рейсом. Однако, в теате они появились буквально за полчаса до начала спектакля, не успев даже принять участие в последней репетиции.
Режиссер был вне себя от ярости. Захаров устроил импровизированное собрание, на котором устроил опоздавшим артистам выволочку.
«Знаете, Ирина, вы прекрасно смотритесь на экране, и я не сомневаюсь, что вас будут и дальше снимать в кино. В Москве есть Театр киноактера - вот туда и идите. В нашем театре вы работать не будете», - якобы такие слова сказал режиссер Алферовой.
А вот к Абдулову он отнесся гораздо мягче, хотя укорил в опоздании и его. Однако, из своего театра не гнал, да и в дальнейшем этот инцидент на карьеру актера особенно не повлиял.
Прошлое и будущее
Многие в театре искренне любили Алферову, и рассчитывали, что об ее уходе Марк Захаров сказал сгоряча. Однако, как выяснилось, режиссер никогда не бросал слов на ветер.
И хотя мгновенного увольнения не последовало, актерская судьба Алферовой в «Ленкоме» казалась незавидной. И если одно время ее в театре еще держала связь с Абдуловым, то после их болезненного расставания она ушла оттуда в тот же год.
По воле случая в 2002 году, спустя девять лет после развода, Алферова и Абдулов стали партнерами на ленкомовских подмостках, когда одно из театральных фойе преобразовали в небольшой зрительный зал с открытой сценой. Они играли вместе в спектакле «Карманный театр».
Бывшие супруги смотрелись настолько гармонично, словно и не расставались все это время ни на сцене, ни в жизни. Возможно, так казалось потому, что, как говорят, эти двое никого так больше не любили, как друг друга.
Увы, жизнь не стоит на месте, и время назад не ходит. Давно нет с нами Александра Абдулова. Два года назад ушел из жизни Марк Захаров. Мэтр воспитал немало больших артистов, и, наверное, имел право на собственное «я».
Именно по его воле одни становились в его театре звездами, а другие так и оставались на вторых и третьих ролях. И на то у него были свои причины, о которых мы точно едва ли когда-нибудь узнаем. Можем лишь догадываться…