Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Водка в чайнике, магазинные битвы и талоны: реальная история сухого закона в СССР

Более 30 лет назад в СССР закончилась антиалкогольная кампания, которая прочно вошла в народ под названием «сухой закон».

Борьба с алкоголем с легкой руки Михаила Горбачева начала с начала лета 1985 года. С формальной точки зрения она не была сухим законом.

Спиртное в эти годы подавалось, но были введены серьезные ограничения на его торговлю в объемах в одни руки, по режиму работы магазинов, в применении на свадьбах, похоронах и других массовых мероприятиях.

Банкеты могли заказываться только безалкогольные. Однако, к концу торжеств большинство людей уже лыка не вязало.

Какие еще тайны хранит горбачевский сухой закон, и почему вроде бы как благая идея властей обернулась провалом, а в историю вошла в виде анекдотов и частушек?

Битва за бутылку

Идея на самом деле была благая. Но фоне падения экономики и повального обнищания народ все больше и больше спивался. И власти просто попытались призвать общество к нормальной трезвой жизни не пряником, так кнутом.

Но кнут не помог. Вскоре огромные очереди в магазины за водкой стали обыденным делом. Люди занимали место к водочному магазину с раннего утра. Стоять за бутылкой можно было несколько часов  в жару, холод, зной и дождь.

В такой атмосфере граждане дичали, поэтому ссоры и драки в очередях случались часто. Особенно в ситуациях, когда кому-то перед самым носом вожделенного «пузыря» не хватило. В итоге годы сухого закона превратились в ежедневную битву за выпивку.

С тех времен сохранилась то ли шутка, то ли анекдот, то ли просто история из грустной действительности: «Стоит огромная очередь за спиртным, мужики негодуют. Один, не выдержав, говорит: «Все, иду убивать Горбачева!». Спустя некоторое время возвращается и жалуется: «Туда очередь еще больше!».

Водка как валюта

Не удивительно, что спустя некоторое время водка стала на вес золота. А с учетом тотального дефицита и обесценивания рубля она стала и своеобразной валютой.

Во время сухого закона сантехники, водопроводчики, грузчики, и другие представители сферы услуг с куда большим удовольствием принимали в виде платы за свою работу бутылку водки, чем несколько смятых купюр.

Особенно с учетом того, что рубль, за который все равно ничего не купишь, дешевел, а «курс» водки взлетал быстрее, чем курс доллара зимой 2014 года.

Водка подорожала втрое и, по большому счету, сама стала валютой. За нее покупалось практически все, и практически все люди знали, что «пузырь» можно было в любое время купить у таксистов.

Словно на дрожжах, росла продажа самогона. Те, кто этим занимался, конечно, рисковали. Но зато многие тогда на этом буквально озолотились

Дорогая бесполезная пропаганда

Между тем власти продолжали вкладывать в формирование образа трезвого советского человека поистине колоссальные средства. Хотя уже тогда национальный бюджет очень громко трещал по швам.

Сегодня ЗОЖ или здоровый образ жизни также в тренде у властей. Но государство старается популяризировать его снизу, на земле, показывая, как полезно и выгодно быть здоровым человеком.

В горбачевские времена здоровый образ жизни навязывался с помощью нелепых агитационных плакатов, скучных лекций врачей, на которые люди приходили в приказном порядке, чтобы… поспать.

Иногда, правда, доходило до маразма. Киношникам и телевизионщикам запретили снимать сцены в выпивкой, а из старых кинолент принялись безжалостно вырезать «алкогольные» кадры. Все это, конечно, не работало от слова «совсем».

Люди слушали все это и смеялись, придумывая известные до сих пор афоризмы: «Пьянству - бой? Так выпьем перед боем!».

Почти трезвые свадьбы и поминки

Наверняка люди постарше будут помнить тогдашнее решение властей выдавать на поминки и празднование регистрации брака выделялись талоны на десять бутылок водки.

Так вот, можно сравнить ту эпоху с более ранней. Если в былые годы люди заключали фиктивные браки ради прописки, то в горбачевское время заключали фиктивные браки ради половины ящика водки.

Ради справедливости стоит сказать, что многие поминки и особенно свадьбы и в самом деле проходили без алкоголя. Такие торжества еще называли «комсомольскими».

Их любили показывать по телевизору, хотя в реальной жизни все было далеко от столь идеальной картинки. Спиртное в чайниках, самогонка в самоварах, коньяк под «чай» в графинах - все это народ придумывал лишь затем, чтобы и порядок соблюсти, и чтобы трезвыми не остаться.

Дорогу суррогатам

Сухой закон на корню выкосил советское виноделие. Борясь с пьянством, власти записали в одни из главных врагов народа вино.

Выращиваемые десятилетиями и веками виноградники вырубали тысачами гектаров, словно какого-то вредителя. И когда натурального продукта стало не хватать, все еще желающие выпить советские граждане начали изобретать суррогат.

Народ так и не стал трезвенником, народ по-прежнему пил. Только теперь пил не пойми что. Самогон и поддельная водка стали лидерами рынка. И это было еще не самое страшное.

Если раньше алкоголики могли брать в магазине самое дешевое вино, то теперь принялись пить все, что горело. Например, в обиход вошел клей БФ, прозванный в народе Борисом Федоровичем.

При помощи нехитрых манипуляций пьяницы выцеживали из него вязкую спиртовую основу и употребляли. Эта зараза убила народу больше, чем водка за все время существования СССР.

Тогда же  взошла звезда боярышника и других «лекарственных» настоек, эхо которых ощущается даже сегодня.

Сухой закон в анекдотах и частушках

Понятно, что без народного творчества сухой закон не обошелся. Из анекдотов на эу тему можно писать целые книги, а из шутливых песен – целые концерты.

Например, генерального секретаря Михаила Горбачева звали минеральным секретарем, ибо, он стал одним из первых советских политиков, которые показушно пили минералку.

Уголовный кодекс в то время все еще был достаточно суров даже к шутливым критикам власти. За это можно было и срок получить.

Однако, люди все равно придумывали шутки и прибаутки, смело ходившие в народе и которые сегодня может прочесть со сцены любой юморист..

Вот, к примеру: «Телеграмма из Сибири в ЦК. «Срочно верните водку. Народ протрезвел, спрашивает, куда дели царя-батюшку!».

Не отставали от темы и частушечники. Люди облекали в сатирическую форму свои ностальгию по славным прошлым временам:

«На недельку до второго,

Закопаем Горбачёва.

Откопаем Брежнева -

Будем пить по-прежнему».

Или вот такая песенка уже из грустного настоящего той эпохи:

«Спасибо партии родной,

Что нету водки в выходной!

Но ты не плачь, моя Маруся,

Одеколона я напьюся!».

Согласно официальной статистике, определенные добрые плоды сухой закон все-таки принес. Пускай и принудительно, но в целом пить стали действительно меньше. На этом фоне снизилась смертность, пошла в рост рождаемость.

Тем не менее, большинство специалистов уверены в том, что хорошая идея претворялась в жизнь настолько глупо и топорно, что даже в среде трезвенников она оставила негативный след.

Полная версия